Moscow, Russian Federation
Th e article focuses on the role of Audit organisation in competing against bribing foreign authorities during international commercial deals through disclosing such facts and taking measures according to the Law.
court practice, bribing foreign authorities, audit procedures, fraudulent practices, corrupt transactions
В соответствии с п. 3.1 ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация (индивидуальный аудитор) обязана проинформировать собственников аудируемого лица о ставших известными ей (ему) случаях коррупционных правонарушений, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, либо признаках таких случаев, а также о риске возникновения таких случаев. Если собственники не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной информации, аудитор обязан проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы (МВД России, ФСБ России, Следственный комитет Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Росфинмониторинг). Собственники компании в свою очередь обязаны рассмотреть информацию, полученную от аудитора, и в письменной форме проинформировать его о результатах рассмотрения не позднее 90 календарных дней со дня, следующего за днем получения информации [1].
Согласно ФСАД 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» при аудите бухгалтерской отчетности аудитор оценивает соблюдение компанией, подлежащей аудиту, нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе законодательства о противодействии коррупции (включая подкуп иностранных должностных лиц).
1. Federal´nyy zakon ot 30.12.2008 № 307-FZ «Ob auditorskoy deyatel´nosti» (s izmeneniyami i dopolneniyami).
2. Federal´nyy zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ «O protivodeystvii korruptsii» (s izmeneniyami i dopolneniyami).
3. Federal´nyy zakon ot 07.08.2001 № 115-FZ «O protivodeystvii legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma» (s izmeneniyami i dopolneniyami).
4. Federal´nyy zakon ot 25.07.2006 № 125-FZ «O ratifikatsii Konventsii ob ugolovnoy otvetstvennosti za korruptsiyu» (s izmeneniyami i dopolneniyami).
5. Ukaz Prezidenta RF ot 02.04.2013 № 309 «O merakh po realizatsii otdel´nykh polozheniy Federal´nogo zakona «O protivodeystvii korruptsii» (vmeste s «Polozheniem o poryadke napravleniya zaprosov v Federal´nuyu sluzhbu po finansovomu monitoringu pri osushchestvlenii proverok v tselyakh protivodeystviya korruptsii») (s izmeneniyami i dopolneniyami).
6. Ukaz Prezidenta RF ot 11.04.2014 № 226 «O Natsional´nom plane protivodeystviya korruptsii na 2014 - 2015 gody» (s izmeneniyami i dopolneniyami).
7. Prikaz Minfina RF ot 17.08.2010 № 90n (red. ot 16.08.2011) «Ob utverzhdenii federal´nykh standartov auditorskoy deyatel´nosti» (vmeste s «Federal´nym standartom auditorskoy deyatel´nosti (FSAD 5/2010). Obyazannosti auditora po rassmotreniyu nedobrosovestnykh deystviy v khode audita», «Federal´nym standartom auditorskoy deyatel´nosti (FSAD 6/2010). Obyazannosti auditora po rassmotreniyu soblyudeniya audiruemym litsom trebovaniy normativnykh pravovykh aktov v khode audita») (s izmeneniyami i dopolneniyami).
8. Kodeks professional´noy etiki auditorov (odobren Sovetom po auditorskoy deyatel´nosti 22.03.2012, protokol № 4) (s izmeneniyami i dopolneniyami).
9. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke i prinyatiyu organizatsiyami mer po preduprezhdeniyu i protivodeystviyu korruptsii.
10. Primernye metodicheskie rekomendatsii auditorskim organizatsiyam i individual´nym auditoram po tematike protivodeystviya podkupu inostrannykh dolzhnostnykh lits pri osushchestvlenii mezhdunarodnykh kommercheskikh sdelok [Elektronnyy resurs]. http://www.minfin.ru.
11. Boshnyakovich M.G., Kazakova N.A. Audit i analiz vneshneekonomicheskoy deyatel´nosti / Uchebnoe posobie dlya magistrov. M.: FGBOU VPO «REU im. G. V. Plekhanova», 2014.
12. Kazakova N.A., Efremova E.I. Kontseptsiya vnutrennego kontrolya effektivnosti organizatsii. / Monografiya. M.: OOO «Nauchno-izdatel´skiy tsentr INFRA-M», 2015.
13. Dontsova L.V., Artemenko I.O. Cistema protivodeystviya podkupu inostrannykh dolzhnostnykh lits: pravovye osnovy, osnovnye ponyatiya, gosudarstvennaya politika. Auditor, №10, 2015.
14. Dontsova L.V., Artemenko I.O. Otvetstvennost´ za pravonarusheniya, svyazannye s podkupom inostrannykh dolzhnostnykh lits. Auditor, №11, 2015.
15. Dontsova L.V., Nikiforova N.A. Riski: analiticheskiy aspekt. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 3.
16. Ivashkevich V.B. Rassmotrenie auditorom sluchaev moshennichestva i korruptsii. Auditorskie vedomosti. 2014. № 5.
17. Sharamko M.M., Garipov I.R. Analiz faktorov razvitiya komplaensa v Rossii i za rubezhom. Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2015. № 2.
18. Tsentr antikorruptsionnykh issledovaniy i initsiativ. Transperensi Interneshnl-R. «Protsess implementatsii konventsii OESR protiv podkupa inostrannykh dolzhnostnykh lits v Rossii» [Elektronnyy resurs]/ URL: http://transparency.org.ru.
19. SPS Konsul´tant Plyus.