The article considers the essence of the notion "information and communicative pedagogic interaction in the Internet environment" which stands for transformed computer-mediated pedagogic interaction in electronic environment including the Internet. The author compares the key approaches to the notion prevailing in modern Russian pedagogy.
educational communication; computer-mediated communication; information and communication interaction.
Взаимодействие учащихся и преподавателя в рамках учебно-познавательной деятельности в информационно-образовательной среде Интернета, прежде всего, представляет собой педагогическое компьютерно-опосредованное взаимодействие. В то же время имеет место взаимодействие студента и интернет-среды.
Характер взаимодействия педагога и обучаемого (ребенка, школьника, студента) и его психологопедагогические особенности в отечественной педагогической науке исследовали А.А. Брудный, И.А. Зимняя, Л.А. Карпенко, Е.А. Климов, И.А. Колесникова, Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов, В.И. Моросанов, И.Н. Розина, И.В. Страхов, В.Э. Чудновский и др. Этой проблемой занимались и иностранные ученые В. Кессаль, А. Коссаковский, К. Кнауэр, К. Отто, У. Мушинский и др.
А.И. Готская отмечает, что «…в педагогической трактовке понятия “взаимодействие” можно выделить несколько подходов…: взаимодействие как объективно существующая взаимосвязь учащихся и педагогов (И.Я. Лернер и др.); как взаимосвязь деятельности учащихся и педагогов (У.И. Лийметс и др.); как совместная деятельность учащихся и педагогов (С.Е. Уозе и др.); как особый вид совместной деятельности (И.И. Лицис и др.); как особый способ ее организации (А.С. Самусевич и др.); как компонент общения (А.Ф. Яковлич) и т.д.» [1].
Согласно определению Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, педагогическое взаимодействие — «…случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт воспитателя и воспитанника(-ов), имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок» [2, с. 33]. Педагогическое взаимодействие может осуществляться в виде сотрудничества или в виде соперничества. Личностно-ориентированный педагогический процесс предполагает осуществление взаимодействия на основе сотрудничества.
Любое взаимодействие, в том числе педагогическое, может быть субъектно-субъектным или субъектно-объектным. Субъектно-субъектные взаимодействия осуществляются посредством диалога (или полилога), при этом и преподаватель, и студент как субъекты, или со-субъекты, характеризуются целеполаганием, активностью, самосознанием, осуществлением планирования, контроля и самоконтроля, рефлексией и (само)оценкой осуществленного взаимодействия и деятельности и пр. Такие субъектно-субъектные отношения партнерства способствуют развитию у студентов способности к сотрудничеству, инициативности, позволяют реализовать творческий потенциал, раскрыться способностям, ведут к социализации и становлению (развитию личности). Для преподавателя субъектно-субъектное взаимодействие определяет, прежде всего, стиль педагогической (профессиональной) деятельности как демократический, т.е. равноправные отношения преподавателя и студента как партнеров в общении и познавательной деятельности.
1. Gotskaya A.I. Informatsionnoe vzaimodeystvie v seti Internet kak ob''ekt nauchno-pedagogicheskikh issledovaniy. Vestnik RUDN. - (Ser. «Informatizatsiya obrazovaniya»). - 2009. - № 2. http://imp.rudn.ru/vestnik/2009/2009_2/5.pdf
2. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar' po pedagogike / G.M. Kodzhaspirov. - M.: IKTs «MarT»; Rostov n/D.: Izdatel'skiy tsentr «MarT», 2005.
3. Kolesnikova I.A. Kommunikativnaya deyatel'nost' pedagoga: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / I.A. Kolesnikova; pod red. V.A. Slastenina. - M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2007.
4. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizatsii obrazovaniya (psikhologo-pedagogicheskiy i tekhnologicheskiy aspekty). - M.: IIO RAO, 2008.
5. Rozina I.N. Pedagogicheskaya komp'yuterno-oposredovannaya kommunikatsiya. Teoriya i praktika. - M.: Logos, 2005.