Moskva, Moscow, Russian Federation
Financial University under the Government of the Russian Federation (Department of International and Public Law, Associate Professor)
employee
The subject of the study is practical training carried out during training. The purpose of the work is to develop recommendations for organizing and conducting training in educational organizations, defining the concept and types of training used in the activities of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the main components of this educational technology. The methodology of the work was the provisions of modern pedagogy, the concept of improving the educational process, in terms of developing practical training, using group forms of training, developing communicative skills necessary for future professional activity. A set of scientific research methods was used: analysis and synthesis of conclusions from previously conducted pedagogical studies in terms of practical training; study of positive experience in conducting training; method of expert assessments. The experimental work was carried out in the educational process of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot in 2021-2024, based on the results of which, a generalization of the accumulated material was carried out in terms of conducting exercises as a form of practical training. Results of the work. The study of the practice of conducting exercises showed the importance of using this form of practical training in the process of forming professional competencies of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Scope of application of the results. As a result of the study, the organizational and practical aspects of conducting exercises in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia were summarized, the features of this form of practical training were identified. The novelty of the study is determined by the presence of recommendations for organizing practical training conducted in the form of exercises. The article offers the author's view on the main components of exercises as an educational technology for practical training. Conclusions. It is concluded that exercises as a form of practical training are aimed at gaining experience in practical interaction, contribute to the joint implementation of professional tasks in complex operational and service situations.
exercises, practical training, team competencies, cadets, students, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Введение
Проблемы качества подготовки кадров для правоохранительных органов являются весьма актуальными. В процессе обучения курсантов и слушателей образовательных организаций правоохранительных органов системы МВД России применяется комплекс классических и инновационных образовательных технологий. Современные методики преподавания опираются на применение цифровых технологий, игровых методов, использование полигонов, привлечение практических сотрудников и сочетаются с формированием воспитательной среды. Развиваются методы обучения профессиональной деятельности в особых условиях. Значительная часть учебного времени отводится на практическое обучение. Работая на занятиях индивидуально и в составе малых групп, курсанты и слушатели постигают основы будущей профессии. Ежедневным трудом профессорско-преподавательского состава в учебных аудиториях, личным примером курсовых офицеров, обучением на практике формируется личность будущего сотрудника.
Для успешного выполнения профессиональных задач будущей оперативно-служебной деятельности требуется формирование не только индивидуальных знаний, умений, навыков у отдельного обучающегося, но и командных компетенций [5], которые определяются способностями к совместной деятельности, принятию решений, выполнение коллективных заданий, навыками коммуникации, достижения общих целей коллективов, через выполнение частных и индивидуальных задач.
В рамках настоящей статьи рассмотрим опыт организации и проведения учений, как особой формы практического обучения, сочетающей в себе различные образовательные методы и технологии.
В основе учений лежит метод моделирования профессиональной деятельности, который применяется в процессе обучения в целях формирования навыков решения оперативно-служебных задач у курсантов и слушателей, развития профессиональных качеств [3]. Моделирование позволяет имитировать ситуации и процессы будущей профессиональной деятельности, осуществлять распределение ролей и отрабатывать навыки взаимодействия.
Методика исследования. Автором статьи, совместно с коллегами из образовательной организации, а также при участи сотрудников практических подразделений органов внутренних дел, в 2021, 2022, 2023, 2024 годах проводились учения с курсантами и слушателями по рассматриваемой методике. Наблюдение, опытная педагогическая работа, собеседование с участниками учений показали, что применение данной образовательной технологии практического обучения способствует формированию ценного опыта объединения индивидуальных знаний обучающихся по разным специальностям и направлениям подготовки для достижения единых задач предстоящей профессиональной деятельности.
В процессе подготовки и проведения учений были задействованы преподаватели кафедр: предварительного расследования; оперативно-разыскной деятельности и специальной техники; экономической безопасности, финансов и экономического анализа; специальной тактики. Участниками учения являлись курсанты и слушатели, обучающиеся по специальностям: 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности. Уголовно-правовая (предварительное расследование в органах внутренних дел), 40.05.03 Судебная Экспертиза, 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка (Оперативно-розыскная деятельность). 38.05.01 Экономическая безопасность, 10.05.05 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере. Компьютерная экспертиза.
Педагогический опыт проведения учений в ведомственной образовательной организации позволил определить особенности такой формы практического обучения, её достоинства и недостатки. В данной статье мы рассмотрим наиболее актуальные вопросы практики проведения учений в деятельности образовательной организации МВД России.
Результаты исследования. Изучение научной литературы и практики проведения учений в различных организациях позволило выявить виды учений.
В зависимости от сферы деятельности выделяют военные учения, учения по гражданской обороне и защите населения, пожарно-тактических учения, учения по ликвидации последствий ДТП, по пресечению массовых беспорядков, антитеррористические учения и др.
В зависимости от места проведения можно выделить учения в полевых условиях (на открытой местности), в стационарных полигонах (в зданиях), в цифровой среде (в сети Интернет).
В зависимости от цели проведения учений выделяются плановые, проверочные, показательные, опытно-исследовательские и другие.
По масштабу и количеству участников выделяют учения: международные, всероссийские, региональные, межведомственные, внутриведомственные.
Учения могут проводиться на социально и экономически значимых объектах: предприятия, вокзалы, транспорт, образовательные организации и т.п.
В отдельных организациях проводятся локальные учения с задействованием всего трудового коллектива организации, находящегося на его территории, изменение текущей служебной деятельности и выполнение задач в рамках учений. Учения возможны с привлечением сотрудников отдельных структурных подразделений организации.
Из рассмотренных выше видов учений следует, что учениям присуще свойство масштабности, что определяется сложностью их организации, количеством задействованного личного состава, сотрудников, служащих организаций и граждан, а также привлечением техники, средств связи и пр. Минимальное количество лиц, задействованных в учениях, нормативно не установлено. Масштабность учений является оценочной категорией. О масштабности учений может свидетельствовать наличие приказа организации об организации и проведении учений, широкий круг участников, освещение в средствах массовой информации, на официальных сайтах организации с сети Интернет, заслушивание результатов на оперативных совещаниях.
Анализ открытой информации показал, что в МВД России проводятся оперативно-стратегические учения, командно-штабные учения, тактико-специальные учения, в том числе с привлечением подразделений ФСБ, МЧС, ФСО, ФСИН и СК России. Фабулы учений разрабатываются по линии служебно-боевой подготовки, действиям в особых условиях, вопросам ГО и ЧС, вызванные осложнением оперативной обстановки, в том числе по пресечению массовых беспорядков, захвату заложников, пресечению отдельных видов преступлений и т.д.
В процессе оперативно-служебной деятельности органы внутренних дел пресекают организованную преступную деятельность с привлечением значительного количества сил и средств, что фактически свойственно специальным операциям. Например, в 2009 году подразделениями Главного управления внутренних дел г. Москвы осуществлена операция по пресечению противоправной деятельности на территории Черкизовского рынка, в которой было задействовано свыше 900 сотрудников. Проводятся мероприятия по ликвидации организованных групп, осуществляющих преступную миграцию, незаконную банковскую деятельность, мошеннических действий с использованием колл-центров и других преступлений, пресечение и расследование которых требует привлечения значительного количества сил и средств органов внутренних дел, организации их совместной деятельности.
Именно в целях отработки навыков совместной деятельности подразделений и служб органов внутренних дел по пресечению организованной преступной деятельности целесообразно проведение учений в образовательных организациях МВД России.
Учения в деятельности образовательных организаций МВД России следует рассматривать как одну из форм практического обучения. В соответствии с п. 6 Положения о практической подготовки обучающихся (Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся») практическая подготовка при реализации учебных дисциплин осуществляется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Задачей обучения является привитие обучающимся практических умений и навыков, приближение их к правоприменительной практике [1]. Совершенно справедливо отмечено, что учения – высшая форма практического обучения, в рамках которой моделируются различные виды профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в сложных ситуациях оперативной обстановки [6].
Процесс обучения сочетается с практической деятельностью и ориентирован на конечный продукт профессиональной подготовки – формирование и развитие компетенций, тем самым обеспечивая условия трансформации учебной деятельности обучающегося в профессиональную деятельность специалиста [2].
Учения целесообразно разрабатывать с учетом приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел. Так, с учетом изменяющейся оперативной обстановки и задач, стоящих перед Министерством внутренних дел в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя реализован ряд учений по противодействию организованной преступной деятельности в сфере экономики, информационно-телекоммуникационных технологий, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
В настоящий период одним из приоритетных направлений деятельности МВД России является противодействие преступлениям, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. В этой связи в университете разработана и реализуется стратегия совершенствования образовательного процесса, направленная на формирование соответствующих компетенций у курсантов и слушателей по направлению противодействия преступлениям, совершаемым в сфере информационных технологий.
Учебно-воспитательный процесс, учитывая потребности практики, направлен на подготовку квалифицированного специалиста, обладающего навыками раскрытия и расследования преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
В университете функционируют полигоны, одной из задач работы, на которых, является выработка у курсантов и слушателей умений и навыков по изъятию информации, содержащейся на электронных носителях информации [3]. К примеру, на криминалистическом полигоне «Фрагмент города» создано рабочее место «Колл-центр», обеспечены натурные объекты, цифровые следы преступной деятельности. Будущие следователи, дознаватели, оперативные сотрудники, эксперты в рамках проводимых учений закрепляют навыки выявления, раскрытия и расследования преступлений совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Целевая направленность учений состоит в решении комплекса как учебных, так и воспитательных задач: закрепление полученных знаний, умение комплексно применять их в практической ситуации, мыслить творчески и нестандартно, формирование лидерских качеств, навыков общения при работе в коллективе. Учения направлены на получение ценного опыта взаимодействия, развитие коммуникативных качеств, проявления находчивости и смекалки в сложных оперативно-служебных ситуациях. В процессе учений обучающиеся получают возможность в ходе осуществления совместной деятельности применить в комплексе полученные знания, умения и навыки.
Частными задачами учений по пресечению преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий являлись формирование навыков изъятия и осмотра компьютерной техники, сотовых телефонов, иных электронных носителей информации у подозреваемых в ходе производства комплекса следственных действий, среди которых следует отметить: обыск, выемку, осмотра места происшествия и другие. В ходе учений у курсантов и слушателей формируются навыки обнаружения, фиксации и описания цифровых следов, в том числе используемые преступниками никнеймы, аккаунты, пароли, файлы электронной переписки, ip – адреса, log-файлы, интернет-сайты, расчеты в криптовалютах и другие следы.
Преподаватели выполняют организующую роль в процессе подготовки учений, осуществляют формирование учебных заданий, натурных объектов, необходимое инструктирование участников, проведение с ними репетиций и дополнительных консультаций по проблемам раскрытия и расследования преступлений. Практическая направленность обучения не может быть реализована без непосредственного общения курсантов и слушателей с практическими работниками [7]. В качестве приглашенных участников учений привлекаются практические сотрудники следственных, оперативных, экспертных подразделений, системы органов внутренних дел, обладающие опытом раскрытия и расследования преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Структурно учения включают в себя отработку элементов оперативно-служебной деятельности, в том числе, выработку совместных решений в ходе служебных совещаний, проведение инструктажей, планирование, организацию взаимодействия, проведение одновременных силовых задержаний условных лидеров и участников организованных групп, осуществляющих преступную деятельность, проведение обысков, осмотров, исследований, обнаружение и фиксирование доказательственной информации, в том числе информационно-телекоммуникационной среде.
Практика проведения учений позволила определить основные компоненты учений, как образовательной технологии практического обучения:
Целевой компонент учений:
- определение целей проведения учений по развитию компетенций в определенной сфере профессиональной деятельности.
Организационный компонент учений:
- формирование инициативной команды педагогов для организации и проведения учений, определение руководителя учений;
- разработка фабулы учения;
- определение состава участников учений из числа курсантов и слушателей старших курсов, обучающихся по разным специальностям (направлениям подготовки);
- определение наставников команд (инструкторов) из числа наиболее опытных преподавателей;
- определение состава группы, имитирующей организованную преступную деятельность;
- разработка детального плана подготовки учений, сценария проведения учений;
- правовое оформление решения о проведении учений (приказа образовательной организации);
- приглашение практических сотрудников правоохранительных органов (оперативных сотрудников, следователей, экспертов и др.) в качестве наблюдателей (экспертов) (направляется письмо от организации);
- расчет количества транспортных средств, необходимого оружия, спецсредств, криминалистической техники, компьютерных программ и других средств;
- организация мест отдыха и питания для участников учений.
Методический компонент учений:
- подготовка рабочих мест, натурных объектов, следов, специальных средств, средств связи, средств усиления голоса, бланков документов;
- моделирование преступной деятельности и формирование следовой картины;
- проведение консультаций и дополнительных занятий с участниками учений по отдельным теоретическим вопросам и практическим заданиям предстоящих учений;
- проведение тренировок с целью отработки отдельных практических элементов учений;
- непосредственная имитация (отработка) совместной практической деятельности в ходе учений, выполнения заданий по плану учений;
- проведение учений осуществляется из последовательно развивающихся этапов;
- использование «кейсов-ловушек», запланированных ошибок, появление новой сюжетной линии (заранее готовятся организаторами, но неизвестны участникам).
Контрольно-оценочный компонент:
- разработка оценочных листов;
- самоанализ достигнутых результатов деятельности участниками учений;
- разбор наблюдателями (экспертами) допущенных участниками учений ошибок;
- обмен положительным опытом между участниками учений.
Обсуждение результатов. Таким образом, на основании проведенного исследования мы выявили следующие проблемы и рекомендации по организации учений в образовательном процессе.
Проведение учений как формы практического обучения целесообразно на старших курсах обучения в образовательной организации, в конце второго полугодия. Без накопленных знаний, сформированных умений и навыков по отдельным дисциплинам невозможно реализовать замысел и достичь целей учений.
Как показала практика проведения учений, курсанты четвертого курса обучения проявляют высокий интерес к данной форме обучения, однако не в полной мере обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками. Слушатели выпускного (пятого) курса, освоившие основные учебные дисциплины и прошедшие преддипломную практику, обладают сформированным уровнем знаний умений и навыков, но не в полной мере проявляют интерес к участию в учениях, так как перед ними стоят вопросы подготовки и защиты дипломных работ, личные вопросы, связанные с распределением в комплектующие органы, решение предстоящих семейно-бытовых проблем. В этой связи успешной оказалась практика формирования смешанных групп из числа курсантов четвертого курса и слушателей пятого курса с привлечением практических сотрудников следственных, оперативных, экспертных подразделений.
Рекомендуемым временем проведения учений является весенне-летний период, что обусловлено завершением обучения по профилирующим дисциплинам, а также наличием благоприятных погодных условий, позволяющих отрабатывать совместные действия на стационарных крытых и уличных полигонах в различных практических условиях.
Выявлено оптимальное соотношение состава участников учений – количество преподавателей (приглашенных практиков) и обучающихся рекомендуется придерживаться в соотношении 1 к 10.
Обязательным этапом учений является самоанализ и разбор допущенных ошибок, выработка рекомендаций. Итоги проведения учений докладываются на служебных совещаниях с руководством образовательной организации.
Выводы. По своему содержанию учения являются сложным в организационном плане учебным мероприятием, сочетающим в себе различные формы совместной практической деятельности. Учения позволяют комплексно применить знания, умения и навыки, полученные по различным учебным дисциплинам, и сформировать навыки совместной работы в условиях, имитирующих предстоящую профессиональную деятельность.
Можно утверждать, что использование учений помогает разнообразить методы практического обучения курсантов и слушателей, способствует активизации учебно-воспитательного процесса и достижению его основной цели – подготовке высококвалифицированного специалиста.
1. Esina A.S., Gorach N.N. Opyt formirovaniya u obuchayuschihsya prakticheskih umeniy i navykov, neobhodimyh dlya buduschey professional'noy deyatel'nosti (na primere kafedry predvaritel'nogo rassledovaniya MOSU MVD Rossii imeniya V.Ya. Kikotya) / A.S. Esina, N.N. Gorach // Prikladnaya psihologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy]. – 2024. – T. 9, № 4. – pp. 139-148. (in Russia)
2. Zautorova E.V. Puti povysheniya urovnya professional'nogo obucheniya sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy // Vestnik Tomskogo instituta povysheniya kvalifikacii rabotnikov FSIN Rossii [Bulletin of the Tomsk Institute for Advanced Training of Employees of the Federal Penitentiary Service of Russia]. 2024. № 4. pp. 121-128. (in Russia)
3. Kalinichenko I.A. O prioritetnyh napravleniyah podgotovki kadrov dlya organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii v usloviyah informatizacii obschestva / I.A. Kalinichenko // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. – 2020. – № 3. – pp. 11-14. (in Russia)
4. Kalinichenko I.A. Osobennosti praktiko-orientirovannogo podhoda v obrazovatel'noy deyatel'nosti Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya / I.A. Kalinichenko // Mezhdunarodnyy zhurnal psihologii i pedagogiki v sluzhebnoy deyatel'nosti [International Journal of Psychology and Pedagogy in Service Activities]. – 2017. – № 2. – pp.13-15. (in Russia)
5. Kudakov O.R., Danilov V.A., Matushanskiy G.U. Struktura komandnoy kompetencii // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal]. 2021. №2. pp. 81-86. (in Russia)
6. Panasik N.V. Kompleksnye taktiko-special'nye ucheniya kak sostavnaya chast' prakticheskoy podgotovki kursantov v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah MVD Rossiyskoy Federacii / N.V. Panasik // Sovershenstvovanie professional'noy i fizicheskoy podgotovki kursantov, slushateley obrazovatel'nyh organizaciy i sotrudnikov silovyh vedomstv : Materialy XVII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy 70-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne 1941-1945 gg. i prazdnovaniyu 20-letiya obrazovaniya kafedry fizicheskoy podgotovki, Irkutsk, 10-11 iyunya 2015 goda [Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: Proceedings of the XVII International scientific and practical conference dedicated to the 70th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War of 1941-1945 and the celebration of the 20th anniversary of the formation of the Department of Physical Training, Irkutsk, June 10-11, 2015]. – Irkutsk: Vostochno-Sibirskiy institut Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii, 2015. – pp. 283-285. (in Russia)
7. Hisamutdinov F.R. Prakticheskaya napravlennost' podgotovki kursantov yuridicheskih vuzov sistemy MVD Rossii / F.R. Hisamutdinov, D.R. Mardanov // Opyt, problemy i perspektivy realizacii osnovnyh obrazovatel'nyh programm: materialy mezhdunarodnoy uchebno-metodicheskoy konferencii, Omsk, 25 fevralya 2016 goda [Experience, problems and prospects for the implementation of basic educational programs: materials of the international educational and methodological conference, Omsk, February 25, 2016]. – Omsk: Omskaya akademiya Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii, 2016. pp. 28-30. (in Russia)



