Orenburg, Orenburg, Russian Federation
Based on theoretical study, the author proves the urgency of patriotic upbringing at the modern Russian school. Patriotic upbringing is considered to be an integral process of purposeful organization of activities, communications and relationships between primary school students. Special attention is given to different forms of organization, facilitating the process of patriotic upbringing.
patriotic upbringing, forms of organization, excursion, topical homeroom, juvenile nonprofit organizations, local natural search-and-study activities, show-contest of marching and singing, discussion.
ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Важнейшей составляющей процесса воспитания в современной России является формирование и развитие патриотических чувств детей, подростков, юношества. Без этого нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Понятие «патриотизм» ассоциируется с такими личностными качествами, как любовь к Родине, готовность выполнять конституционный долг, патриотическое мировоззрение, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, и пр. Не случайно различные аспекты данной проблемы привлекали внимание как педагогов прошлого, так и современных ученых (С.А. Беляева, О.С. Богданова, А.К. Быков, А.И. Вырщиков, А.С. Гаязов, А.А. Глебов, Н.П. Грабовская, М.Б. Кусмарцев, Б.Т. Лихачёв, В.И. Лутовинов, Н.В. Мазыкина, Ю.П. Сокольников, Е.В. Татаринцев и др.). Исследование специфики воспитания патриотизма с позиции историко-педагогического подхода представлено в трудах Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, Н.А. Константинова, Н.П. Кузина, Ф.Ф. Королёва, З.И. Равкина и др.
Теоретический анализ различных источников показывает, что не было и нет однозначных рецептов, дающих обществу, родителям и учителям гарантированного решения задачи воспитания детей и молодежи, особенно если речь идет о такой ее составляющей, как патриотическое воспитание.
В психологической и педагогической литературе младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок еще сохраняет такие качества, как склонность к игре, легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх, но уже начинает утрачивать непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Поступление в школу связано с огромными изменениями во всех сферах жизни детей. Они касаются в первую очередь структуры отношений и места ребенка в обществе. Ученик начальной школы неизбежно включается в реализацию всех компонентов учебно-воспитательного процесса. Центральным психологическим новообразованием данного периода является «обобщение переживания». Ребенок приобретает принципиально новый вид поведения, он строит его в соответствии с правилами и социальными нормами.
1. Bykov A.K. Organizatsionno-pedagogicheskie voprosy patrioticheskogo vospitaniya v shkole. Vospitanie shkol´nikov. - 2006. - № 5. - S. 4-7.
2. Volkov B.S. Psikhologiya mladshego shkol´nika. - M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2002.
3. Muss G.N. Patrioticheskoe vospitanie: potentsial vneurochnoy deyatel´nosti na stupeni nachal´nogo i osnovnogo obshchego obrazovaniya. - Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co. KG. 2011.
4. Sayt Minobrnauki Rossii [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html (data obrashcheniya: 14.06.2013).
5. Federal´nyy gosudarstvennyy obrazovatel´nyy standart nachal´nogo obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 06.10.2009 g. № 373 (s izmeneniyami ot 26.11.2010 g.).