The concept of the development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030 sets one of the goals to improve the organization of its activities, as well as the formation of highly professional personnel motivated to serve. Currently, it is becoming a priority to improve the professional health of employees of the penal correction system, professional psychological stability, and psycho-emotional state, prevent destructive manifestations in the performance of work duties, reduce symptoms of professional burnout in the dynamics of professional activity, and reduce staff turnover. Professional stability of a personality is an interdisciplinary category and traditionally refers to the basic, a priori professional and personal characteristics. Research on the factors of professional stability lies in the analysis of various phenomena, including professional burnout, mental health, protective and coping behavior of the individual, psychological safety. The analysis of the factors of professional stability of UIS employees allowed us to identify the following: communication and organizational skills, empathy, the ability to find interpersonal contact, spirituality, self-regulation, value-semantic attitudes, reflection. Being a professionally important quality, professional stability should be reflected in the qualification requirements for the position and taken into account in the framework of professional selection procedures, professional certification and staff rotation.
professional stability, professional burnout, coping with stress, value-semantic attitudes, communication skills, empathy, spirituality, reflection, psychocorrective work, an employee of the penal correction system, successful professional activity
Введение. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года одной из целей ставит повышение организации ее деятельности, а также формирование высокопрофессиональных кадров, мотивированных для прохождения службы. Исходя из вышесказанного, становится приоритетным повышение профессионального здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), профессиональной психологической устойчивости, психоэмоционального состояния, предотвращение деструктивных проявлений при выполнении трудовых обязанностей, снижение симптомов профессионального выгорания в динамике служебной деятельности, уменьшение текучести кадров и т.п. [12].
Профессиональная деятельность сотрудников УИС имеет свою специфику. Подчеркнем, что среди факторов, оказывающих стрессогенное воздействие, можно выделить регламентированный характер службы, взаимодействие с различными группами осужденных, повышенный уровень личной и социальной ответственности, несение службы с оружием и др. В данном ключе профессиональная устойчивость может выступать необходимым профессионально важным качеством, обеспечивающим успешность служебной деятельности в динамике ее выполнения.
Профессиональная психологическая устойчивость исследуется не только в психологии труда, но и, конечно, в других отраслях научного психологического знания: общей психологии и психологии личности, медицинской психологии, юридической психологии, военной психологии. Сегодня исследования факторов профессиональной устойчивости лежат в плоскости анализа различных феноменов, среди которых профессиональное выгорание, психическое здоровье, защитно-совладающее поведение личности, психологическая безопасность и др.
Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. С методологической точки зрения феномен профессиональной устойчивости представляет определенную сложность для анализа ввиду того, что он традиционно рассматривается в рамках парадигмы «стабильность – нестабильность (изменчивость)». Полагая, что профессиональная устойчивость может определяться стабильностью функционирования, то данный подход вносит некоторые ограничения и не позволяет более комплексно раскрывать дополнительные аспекты профессиональной устойчивости специалистов в динамике выполнения профессиональной деятельности [1].
Профессиональная устойчивость определяется не только возможностями преодолевать стрессогенные воздействия, но и основывается на сформированном у специалиста-профессионала отношением к жизни и к профессиональным ситуациям в трудовой деятельности. И здесь важную роль может играть такой фактор, как ценностно-смысловая рефлексия, определяющая мировоззрение на протяжении трудовой жизни человека [10].
Научный интерес представляют исследования профессиональной устойчивости и саморегуляции. Психологические механизмы регуляции профессиональной деятельности носят сознательный характер и в целом представляют достаточно отлаженный процесс психической направленности личности, который обеспечивает инициирование, развитие и управление различными формами произвольной активности, за счет чего обеспечивается достижение личностных намерений [15].
Одна из точек зрения на стрессовые ситуации, возникающие во внешней среде, заключается в том, что в ситуации неопределенности и риска, когда необходимо принимать важные решения, то следует не столько сосредотачиваться на проблеме как таковой, а изменить свое отношение – отнестись к этому как к жизненному вызову, что, в свою очередь, позволит найти и высвободить внутренние ресурсы, определить зону ближайшего развития, актуализировать личностный потенциал жизнеспособности для разрешения ситуации [16].
Профессиональная устойчивость может анализироваться в разрезе личностно-смысловых установок, которые обеспечивают профессиональную направленность и отношение к жизни и возникающим ситуациям. Традиционно выделяют операциональную личностно-смысловую установку, целевую и смысловую, которые между собой находятся в иерархичном соподчинении. Операциональная установка подразумевает выбор способов, действий, операций и, собственно, готовность для разрешения сложившейся ситуации. Целевая установка опирается на понятие «цель» – предвосхищаемый результат деятельности. Смысловая установка – это самая сложная структура, которая задает личностный смысл выполняемой профессиональной деятельности. Отметим, что изменение смысловых установок в ходе осуществления профессиональной деятельности связано с изменением мотивов личности специалиста в динамике трудовой жизни [5, 14].
В контексте рассмотрения профессиональной устойчивости личности важное значение приобретает анализ сформированности индивидуально-личностных качеств, ресурсов для совладания со стрессовыми факторами внешней среды. Повышенный уровень стресса, психоэмоциональной напряженности, профессиональная необходимость межличностного взаимодействия с различными группами лиц (в частности, у начальников отрядов УИС) обусловливает возможность развития симптомов эмоционального выгорания: эмоционального истощения, деперсонализации, неадекватного избирательного психоэмоционального реагирования и др. Как показывают исследования, важным фактором профессиональной устойчивости сотрудников УИС может выступать коммуникативно-организаторские навыки при выполнении служебной деятельности, при этом наиболее значимыми качествами представляются: эмпатия, которая позволяет понимать психоэмоциональное состояние людей в ходе профессионального межличностного взаимодействия; соблюдение этических норм при выполнении службы; умение находить контакт с разными группами лиц и обоснованно приводить аргументы для убеждения собеседника по различным вопросам [4].
Профессиональную устойчивость можно рассматривать с позиций нравственности, которая понимается как способность специалиста показывать в профессиональном межличностном взаимодействии нравственно-личностную позицию, «твердость» при обсуждении конфликтных ситуаций, которые могут входить в противоречие с духовными, моральными, нравственными ценностями личности сотрудника [17].
Современные исследования показывают, что профессиональную устойчивость специалистов необходимо рассматривать в междисциплинарном аспекте: научный интерес приобретают исследования нравственности, этичности поведения, духовности личности специалистов в контексте качества жизни и успешности трудовой деятельности на стыке психологии, педагогики, философии, социологии, физики и ряда других наук. Духовность позволяет открывать для себя дополнительные и новые смыслы, обогащать уже существующие ценности, самореализовываться личности в динамике профессионального пути, определяя, по сути, направленность и жизненный путь человека. В профессиональной деятельности сотрудников УИС духовность выступает стратегией преодоления стрессовых воздействий внешней среды, благодаря чему возможна трансформация и преобразование негатива в русло профессионально-личностного развития. Анализ духовности сотрудников УИС в контексте исследования самосознания и самоактуализации является актуальной психолого-педагогической проблематикой, позволяющей рассматривать аспекты развития личности сотрудника в динамике выполнения служебной деятельности [11]. Кроме того, подчеркнем, что, в контексте анализа методологии пенитенциарной психотерапии, сегодня важное значение приобретает понимание теории функциональных систем П.К. Анохина, в основе которой лежит парадигма развития. Данная парадигма основывается на постоянной регуляции биологических, социальных, технологических систем вне зависимости от степени сложности и в данном ракурсе открывает перспективы реализации интегративных моделей психотерапевтической практики для сотрудников УИС, позволяющих раскрывать их профессионально-личностные ресурсы. И именно включение в модель психотерапевтической работы фактора духовности позволяет под новым углом выстраивать экзистенциальные и трансперсональные методики психологической работы [6].
Наиболее значимыми источниками стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников УИС являются достаточно сложные условия службы (ненормированный рабочий день, недокомплект личного состава и т.п.), низкая оценка труда, нередкие конфликтные ситуации с коллегами и руководством, постоянная необходимость сдерживать эмоции негативного порядка, неадекватное поведение осужденных лиц и т.п. Как отмечают исследователи, приоритетом научно-практических изысканий, позволяющим повысить профессиональную психологическую устойчивость сотрудников УИС и снизить риски формирования симптомов профессионального выгорания, должна стать разработка и реализация на практике форматов психопрофилактической деятельности, нацеленных на формирование ценностно-смысловых ориентиров при выполнении служебных задач, повышение жизнестойкости и социально-психологической адаптации [2, 7, 8, 9].
Профессиональная устойчивость сотрудников УИС может быть повышена путем реализации программы по развитию профессиональной компетентности и психологического сопровождения профессиональной деятельности. Подобного рода программы включают в себя, как правило, блок информационного характера, который представлен циклами теоретических и практических занятий, а также психокоррекционный, тренинговый и консультативные блоки, предполагающие индивидуальную и групповую работу с сотрудниками по развитию компонентов профессиональной устойчивости (осмысленность жизни и служебной деятельности, рефлексия профессионального общения и трудовых обязанностей, эмпатия, коммуникативные способности, ориентация на управление и автономию, инициативность и др.) [3, 13].
Выводы. В условиях цифровизации общества происходят трансформация содержания различных видов профессиональной деятельности, что, в свою очередь, позволяет говорить о необходимости формирования новых профессионально важных качествах работников, их профессиональной психологической устойчивости в динамичных условиях труда, в целом – в требованиях к их профессионализму при решении трудовых задач. Проведенный анализ факторов профессиональной устойчивости сотрудников УИС позволяет нам выделить следующие: коммуникативно-организаторские навыки, эмпатия, умение находить межличностный контакт, духовность, саморегуляция, ценностно-смысловые установки, рефлексия. Являясь профессионально важным качеством, профессиональная устойчивость должна находить отражение в квалификационных требованиях на должности и учитываться в рамках процедур профессионального отбора, профессиональной аттестации и ротации кадров.
1. Grishina N.V., Kostromina S.N. Processual'nyj podhod: ustojchivost' i izmenchivost' kak osnovaniya celostnosti lichnosti [Procedural approach: stability and variability as the foundations of personality integrity]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal], 2021, Tom 42, no. 3, pp. 39-51. (in Russian)
2. Kazakova T.N. Ocenka psihologicheskoj ustojchivosti sotrudnikov UIS k istochnikam stressa [Assessment of the psychological resilience of employees of the penal system to sources of stress]. Aktual'nye voprosy psihologii pedagogiki v deyatel'nosti UIS. Materialy Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Novokuzneck, 21 yanvarya 2021 goda [Current issues of psychology of pedagogy in the activities of educational institutions. Proceedings of the Interuniversity Scientific and Practical Conference, Novokuznetsk, January 21, 2021]. Novokuzneck: Kuzbasskij institut Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Publ., 2021, pp. 170-172. (in Russian)
3. Karpova G.S. Osnovnye rezul'taty realizacii programmy razvitiya professional'noj kompetentnosti sotrudnikov ispravitel'nyh uchrezhdenij [The main results of the program for the development of professional competence of correctional officers]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences], 2018, no. 3 (802), pp. 178-192. (in Russian)
4. Korepanova YU.N. Neobhodimost' ucheta urovnya sformirovannosti individual'no-psihologicheskih i lichnostnyh kachestv v professional'noj deyatel'nosti nachal'nikov otryada UIS [The need to take into account the level of formation of individual psychological and personal qualities in the professional activities of the heads of the department of the penal enforcement system]. [Bulletin of the Samara Law Institute], 2025, no. 2 (63), pp. 115-124. (in Russian)
5. Kornilova T.V., Kuleshov D.O. Osobennosti zhiznestojkosti i smyslozhiznennyh orientacij kursantov vedomstvennyh obrazovatel'nyh organizacij [Features of resilience and life-meaning orientations of cadets of departmental educational organizations]. Penitenciarnaya nauka [Penal science], 2023, Tom. 17, no. 3 (63), pp. 318-324. (in Russian)
6. Kuznecova D.A., CHirkov A.M. Paradigma razvitiya v metodologii penitenciarnoj psihoterapii [The paradigm of development in the methodology of penitentiary psychotherapy]. Vzglyad molodezhi na problemy penitenciarnoj nauki. Sbornik materialov kompleksa nauchnyh meropriyatij obuchayushchihsya «Nedelya nauki», Vologda 12-16 dekabrya 2022 goda; pod obshch. red. V.N. Nekrasova [The youth's view on the problems of penitentiary science. Collection of materials of the complex of scientific events for students «Science Week», Vologda, December 12-16, 2022; under the general editorship of V.N. Nekrasov]. Vologda: Vologodskij institut prava i ekonomiki Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Publ., 2022, pp. 87-91. (in Russian)
7. Mejer YU.A. Ocenka vliyaniya professional'noj vostrebovannosti na formirovanie professional'nogo vygoraniya u sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Assessment of the impact of professional demand on the formation of professional burnout among employees of the penitentiary system]. CHelovecheskij capital [Human capital], 2024, no. 9 (189), pp. 88-97. (in Russian)
8. Mejer YU.A., Aleksandrov B.V. Professional'noe vygoranie kak faktor tekuchesti kadrov v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [Professional burnout as a factor of staff turnover in the penal system]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology], 2023, no. 4 (65). pp. 71-79. (in Russian)
9. Mortina M.A. Emocional'noe vygoranie kak forma professional'noj deformacii u sotrudnikov penitenciarnyh uchrezhdenij [Emotional burnout as a form of professional deformation in prison staff]. Etos: estestvennoe i iskusstvennoe sovershenstvovanie cheloveka. Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tver', 3-4 aprelya 2019 goda [Ethos: natural and artificial human improvement. Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference, Tver, April 3-4, 2019]. Tver': Tverskoj gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet Publ., 2019, pp. 174-177. (in Russian)
10. Noskova M.V. Obzor teoretiko-metodologicheskih koncepcij v izuchenii psihicheskoj ustojchivosti lichnosti [An overview of theoretical and methodological concepts in the study of mental stability of personality]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern teacher education], 2024, no. 83-1, pp. 298-301. (in Russian)
11. Potemkin P.V., CHirkov A.M. Duhovnost' kak faktor ustojchivosti k professional'nomu stressu sotrudnikov UIS [Spirituality as a factor of resistance to professional stress of employees of the penal system]. Penitenciarnaya sistema Rossii v sovremennyh usloviyah razvitiya obshchestva: ot paradigmy nakazaniya k ispravleniyu i socializacii. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Vologda, 27-28 oktyabrya 2022 goda [The Russian penitentiary system in modern conditions of social development: from the paradigm of punishment to correction and socialization. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Vologda, October 27-28, 2022]. Vologda: Vologodskij institut prava i ekonomiki Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Publ., 2023, pp. 100-103. (in Russian)
12. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.04.2021 № 1138-r (red. ot 27.05.2023) «O Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Decree of the Government of the Russian Federation dated 04/29/2021 № 1138-r (as amended on 05/27/2023) «On the Concept of the Development of the Penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030»]. Access mode: http://www.consultant.ru/ (accessed 01 September 2025). (in Russian)
13. Rozhkova V.A. Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, vzaimodejstvuyushchih s osuzhdennymi zhenshchinami, imeyushchih maloletnih detej [Psychological and pedagogical training of employees of the penitentiary system who interact with convicted women with young children]. Mezhdisciplinarnye issledovaniya: poiski i perspektivy. Sbornik nauchnyh statej [Interdisciplinary research: searches and prospects. Collection of scientific articles]. Ul'yanovsk: Izdatel'stvo «Zebra» Publ., 2024, pp. 148-153. (in Russian)
14. Sayushkina A.S., Dmitrieva L.G. Stressogennye faktory i psihologicheskaya ustojchivost' lichnosti [Stress factors and psychological stability of personality]. CHelovecheskij faktor: social'nyj psiholog [The human factor: a social psychologist], 2024, no. 2 (50). pp. 393-399. (in Russian)
15. Sekach M.F., Aleksandrov B.V., Kechil D.I. Samoregulyaciya emocional'noj stabil'nosti kursantov obrazovatel'noj organizacii Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Rossii [Self-regulation of emotional stability of cadets of the educational organization of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Social'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke [Social sciences and humanities in the Far East], 2023, Tom 20, no. 4, pp. 141-151. (in Russian)
16. Trushina O.V., Ryl'skaya E.A., Pogorelov D.N. ZHiznesposobnost', ekzistencial'naya ispolnennost' i cennostnye orientacii lichnosti [Vitality, existential fulfillment, and value orientations of the individual]. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2024, no. 1 (136), pp. 109-120. (in Russian)
17. CHudnovskij V.E. K voprosu o psihologicheskoj sushchnosti ustojchivosti lichnosti [On the question of the psychological essence of personality stability]. Voprosy psihologii [Questions of psychology], 1978, no. 2, pp. 23-34. (in Russian)



