Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года одной из целей ставит повышение организации ее деятельности, а также формирование высокопрофессиональных кадров, мотивированных для прохождения службы. В настоящее время становится приоритетным повышение профессионального здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы, профессиональной психологической устойчивости, психоэмоционального состояния, предотвращение деструктивных проявлений при выполнении трудовых обязанностей, снижение симптомов профессионального выгорания в динамике служебной деятельности, уменьшение текучести кадров. Профессиональная устойчивость личности является междисциплинарной категорией и традиционно относится к основным, априорным профессионально-личностным характеристикам. Исследования факторов профессиональной устойчивости лежат в плоскости анализа различных феноменов, среди которых профессиональное выгорание, психическое здоровье, защитно-совладающее поведение личности, психологическая безопасность. Проведенный анализ факторов профессиональной устойчивости сотрудников УИС позволил выделить следующие: коммуникативно-организаторские навыки, эмпатия, умение находить межличностный контакт, духовность, саморегуляция, ценностно-смысловые установки, рефлексия. Являясь профессионально важным качеством, профессиональная устойчивость должна находить отражение в квалификационных требованиях на должности и учитываться в рамках процедур профессионального отбора, профессиональной аттестации и ротации кадров.
профессиональная устойчивость, профессиональное выгорание, совладание со стрессом, ценностно-смысловые установки, коммуникативность, эмпатия, духовность, рефлексия, психокоррекционная работа, сотрудник уголовно-исполнительной системы, успешность служебной деятельности
Введение. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года одной из целей ставит повышение организации ее деятельности, а также формирование высокопрофессиональных кадров, мотивированных для прохождения службы. Исходя из вышесказанного, становится приоритетным повышение профессионального здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), профессиональной психологической устойчивости, психоэмоционального состояния, предотвращение деструктивных проявлений при выполнении трудовых обязанностей, снижение симптомов профессионального выгорания в динамике служебной деятельности, уменьшение текучести кадров и т.п. [12].
Профессиональная деятельность сотрудников УИС имеет свою специфику. Подчеркнем, что среди факторов, оказывающих стрессогенное воздействие, можно выделить регламентированный характер службы, взаимодействие с различными группами осужденных, повышенный уровень личной и социальной ответственности, несение службы с оружием и др. В данном ключе профессиональная устойчивость может выступать необходимым профессионально важным качеством, обеспечивающим успешность служебной деятельности в динамике ее выполнения.
Профессиональная психологическая устойчивость исследуется не только в психологии труда, но и, конечно, в других отраслях научного психологического знания: общей психологии и психологии личности, медицинской психологии, юридической психологии, военной психологии. Сегодня исследования факторов профессиональной устойчивости лежат в плоскости анализа различных феноменов, среди которых профессиональное выгорание, психическое здоровье, защитно-совладающее поведение личности, психологическая безопасность и др.
Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. С методологической точки зрения феномен профессиональной устойчивости представляет определенную сложность для анализа ввиду того, что он традиционно рассматривается в рамках парадигмы «стабильность – нестабильность (изменчивость)». Полагая, что профессиональная устойчивость может определяться стабильностью функционирования, то данный подход вносит некоторые ограничения и не позволяет более комплексно раскрывать дополнительные аспекты профессиональной устойчивости специалистов в динамике выполнения профессиональной деятельности [1].
Профессиональная устойчивость определяется не только возможностями преодолевать стрессогенные воздействия, но и основывается на сформированном у специалиста-профессионала отношением к жизни и к профессиональным ситуациям в трудовой деятельности. И здесь важную роль может играть такой фактор, как ценностно-смысловая рефлексия, определяющая мировоззрение на протяжении трудовой жизни человека [10].
Научный интерес представляют исследования профессиональной устойчивости и саморегуляции. Психологические механизмы регуляции профессиональной деятельности носят сознательный характер и в целом представляют достаточно отлаженный процесс психической направленности личности, который обеспечивает инициирование, развитие и управление различными формами произвольной активности, за счет чего обеспечивается достижение личностных намерений [15].
Одна из точек зрения на стрессовые ситуации, возникающие во внешней среде, заключается в том, что в ситуации неопределенности и риска, когда необходимо принимать важные решения, то следует не столько сосредотачиваться на проблеме как таковой, а изменить свое отношение – отнестись к этому как к жизненному вызову, что, в свою очередь, позволит найти и высвободить внутренние ресурсы, определить зону ближайшего развития, актуализировать личностный потенциал жизнеспособности для разрешения ситуации [16].
Профессиональная устойчивость может анализироваться в разрезе личностно-смысловых установок, которые обеспечивают профессиональную направленность и отношение к жизни и возникающим ситуациям. Традиционно выделяют операциональную личностно-смысловую установку, целевую и смысловую, которые между собой находятся в иерархичном соподчинении. Операциональная установка подразумевает выбор способов, действий, операций и, собственно, готовность для разрешения сложившейся ситуации. Целевая установка опирается на понятие «цель» – предвосхищаемый результат деятельности. Смысловая установка – это самая сложная структура, которая задает личностный смысл выполняемой профессиональной деятельности. Отметим, что изменение смысловых установок в ходе осуществления профессиональной деятельности связано с изменением мотивов личности специалиста в динамике трудовой жизни [5, 14].
В контексте рассмотрения профессиональной устойчивости личности важное значение приобретает анализ сформированности индивидуально-личностных качеств, ресурсов для совладания со стрессовыми факторами внешней среды. Повышенный уровень стресса, психоэмоциональной напряженности, профессиональная необходимость межличностного взаимодействия с различными группами лиц (в частности, у начальников отрядов УИС) обусловливает возможность развития симптомов эмоционального выгорания: эмоционального истощения, деперсонализации, неадекватного избирательного психоэмоционального реагирования и др. Как показывают исследования, важным фактором профессиональной устойчивости сотрудников УИС может выступать коммуникативно-организаторские навыки при выполнении служебной деятельности, при этом наиболее значимыми качествами представляются: эмпатия, которая позволяет понимать психоэмоциональное состояние людей в ходе профессионального межличностного взаимодействия; соблюдение этических норм при выполнении службы; умение находить контакт с разными группами лиц и обоснованно приводить аргументы для убеждения собеседника по различным вопросам [4].
Профессиональную устойчивость можно рассматривать с позиций нравственности, которая понимается как способность специалиста показывать в профессиональном межличностном взаимодействии нравственно-личностную позицию, «твердость» при обсуждении конфликтных ситуаций, которые могут входить в противоречие с духовными, моральными, нравственными ценностями личности сотрудника [17].
Современные исследования показывают, что профессиональную устойчивость специалистов необходимо рассматривать в междисциплинарном аспекте: научный интерес приобретают исследования нравственности, этичности поведения, духовности личности специалистов в контексте качества жизни и успешности трудовой деятельности на стыке психологии, педагогики, философии, социологии, физики и ряда других наук. Духовность позволяет открывать для себя дополнительные и новые смыслы, обогащать уже существующие ценности, самореализовываться личности в динамике профессионального пути, определяя, по сути, направленность и жизненный путь человека. В профессиональной деятельности сотрудников УИС духовность выступает стратегией преодоления стрессовых воздействий внешней среды, благодаря чему возможна трансформация и преобразование негатива в русло профессионально-личностного развития. Анализ духовности сотрудников УИС в контексте исследования самосознания и самоактуализации является актуальной психолого-педагогической проблематикой, позволяющей рассматривать аспекты развития личности сотрудника в динамике выполнения служебной деятельности [11]. Кроме того, подчеркнем, что, в контексте анализа методологии пенитенциарной психотерапии, сегодня важное значение приобретает понимание теории функциональных систем П.К. Анохина, в основе которой лежит парадигма развития. Данная парадигма основывается на постоянной регуляции биологических, социальных, технологических систем вне зависимости от степени сложности и в данном ракурсе открывает перспективы реализации интегративных моделей психотерапевтической практики для сотрудников УИС, позволяющих раскрывать их профессионально-личностные ресурсы. И именно включение в модель психотерапевтической работы фактора духовности позволяет под новым углом выстраивать экзистенциальные и трансперсональные методики психологической работы [6].
Наиболее значимыми источниками стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников УИС являются достаточно сложные условия службы (ненормированный рабочий день, недокомплект личного состава и т.п.), низкая оценка труда, нередкие конфликтные ситуации с коллегами и руководством, постоянная необходимость сдерживать эмоции негативного порядка, неадекватное поведение осужденных лиц и т.п. Как отмечают исследователи, приоритетом научно-практических изысканий, позволяющим повысить профессиональную психологическую устойчивость сотрудников УИС и снизить риски формирования симптомов профессионального выгорания, должна стать разработка и реализация на практике форматов психопрофилактической деятельности, нацеленных на формирование ценностно-смысловых ориентиров при выполнении служебных задач, повышение жизнестойкости и социально-психологической адаптации [2, 7, 8, 9].
Профессиональная устойчивость сотрудников УИС может быть повышена путем реализации программы по развитию профессиональной компетентности и психологического сопровождения профессиональной деятельности. Подобного рода программы включают в себя, как правило, блок информационного характера, который представлен циклами теоретических и практических занятий, а также психокоррекционный, тренинговый и консультативные блоки, предполагающие индивидуальную и групповую работу с сотрудниками по развитию компонентов профессиональной устойчивости (осмысленность жизни и служебной деятельности, рефлексия профессионального общения и трудовых обязанностей, эмпатия, коммуникативные способности, ориентация на управление и автономию, инициативность и др.) [3, 13].
Выводы. В условиях цифровизации общества происходят трансформация содержания различных видов профессиональной деятельности, что, в свою очередь, позволяет говорить о необходимости формирования новых профессионально важных качествах работников, их профессиональной психологической устойчивости в динамичных условиях труда, в целом – в требованиях к их профессионализму при решении трудовых задач. Проведенный анализ факторов профессиональной устойчивости сотрудников УИС позволяет нам выделить следующие: коммуникативно-организаторские навыки, эмпатия, умение находить межличностный контакт, духовность, саморегуляция, ценностно-смысловые установки, рефлексия. Являясь профессионально важным качеством, профессиональная устойчивость должна находить отражение в квалификационных требованиях на должности и учитываться в рамках процедур профессионального отбора, профессиональной аттестации и ротации кадров.
1. Гришина Н.В., Костромина С.Н. Процессуальный подход: устойчивость и изменчивость как основания целостности личности // Психологический журнал. 2021. Том 42. № 3. С. 39-51.
2. Казакова Т.Н. Оценка психологической устойчивости сотрудников УИС к источникам стресса / Актуальные вопросы психологии педагогики в деятельности УИС. Материалы Межвузовской научно-практической конференции, Новокузнецк, 21 января 2021 года. Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. С. 170-172.
3. Карпова Г.С. Основные результаты реализации программы развития профессиональной компетентности сотрудников исправительных учреждений // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 3 (802). С. 178-192.
4. Корепанова Ю.Н. Необходимость учета уровня сформированности индивидуально-психологических и личностных качеств в профессиональной деятельности начальников отряда УИС // Вестник Самарского юридического института. 2025. № 2 (63). С. 115-124.
5. Корнилова Т.В., Кулешов Д.О. Особенности жизнестойкости и смысложизненных ориентаций курсантов ведомственных образовательных организаций // Пенитенциарная наука. 2023. Том. 17. № 3 (63). С. 318-324.
6. Кузнецова Д.А., Чирков А.М. Парадигма развития в методологии пенитенциарной психотерапии / Взгляд молодежи на проблемы пенитенциарной науки. Сборник материалов комплекса научных мероприятий обучающихся «Неделя науки», Вологда 12-16 декабря 2022 года; под общ. ред. В.Н. Некрасова. Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. С. 87-91.
7. Мейер Ю.А. Оценка влияния профессиональной востребованности на формирование профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы // Человеческий капитал. 2024. № 9 (189). С. 88-97.
8. Мейер Ю.А., Александров Б.В. Профессиональное выгорание как фактор текучести кадров в уголовно-исполнительной системе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 4 (65). С. 71-79.
9. Мортина М.А. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у сотрудников пенитенциарных учреждений / Этос: естественное и искусственное совершенствование человека. Материалы IV Международной научно-практической конференции, Тверь, 3-4 апреля 2019 года. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2019. С. 174-177.
10. Носкова М.В. Обзор теоретико-методологических концепций в изучении психической устойчивости личности // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83-1. С. 298-301.
11. Потемкин П.В., Чирков А.М. Духовность как фактор устойчивости к профессиональному стрессу сотрудников УИС / Пенитенциарная система России в современных условиях развития общества: от парадигмы наказания к исправлению и социализации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Вологда, 27-28 октября 2022 года. Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2023. С. 100-103.
12. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р (ред. от 27.05.2023) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.09.2025).
13. Рожкова В.А. Психолого-педагогическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы, взаимодействующих с осужденными женщинами, имеющих малолетних детей / Междисциплинарные исследования: поиски и перспективы. Сборник научных статей. Ульяновск: Издательство «Зебра», 2024. С. 148-153.
14. Саюшкина А.С., Дмитриева Л.Г. Стрессогенные факторы и психологическая устойчивость личности // Человеческий фактор: социальный психолог. 2024. № 2 (50). С. 393-399.
15. Секач М.Ф., Александров Б.В., Кечил Д.И. Саморегуляция эмоциональной стабильности курсантов образовательной организации Федеральной службы исполнения наказаний России // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2023. Том 20. № 4. С. 141-151.
16. Трушина О.В., Рыльская Е.А., Погорелов Д.Н. Жизнеспособность, экзистенциальная исполненность и ценностные ориентации личности // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 1 (136). С. 109-120.
17. Чудновский В.Э. К вопросу о психологической сущности устойчивости личности // Вопросы психологии. 1978. № 2. С. 23-34.



