EXPRESSIVENESS OF MEDIA TEXTS AS COMMUNICATIVE HEDONISTIC STRATEGY IN MASS MEDIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with language and style peculiarities of mass media language viewed from hedonistiс standpoint. It is one of the most important communicative strategies influencing media texts style. The article also deals with expressiveness and standard in mass media, media text being the main object of analysis. The problem of expressive media texts is correlated with expressiveness of pun, neologism, metaphoric narration and terminology. The conclusions are drawn about ambivalent role of language experiments in journalism.

Keywords:
expressiveness, hedonism, standard, novelty, terminology, media text, metaphor, irony, fun.
Text

Экспрессия давно стала доминантой коммуникативного процесса в средствах массовой информации (СМИ), что обусловило интерес к приемам и способам экспрессивизации медийных текстов (далее — МТ) [2; 11]. В современных СМИ язык общения, как известно, становится менее формальным и более игровым, что подчас связывают с распространением постмодернистского мирочувствования, хотя, думается, тенденция имеет более глобальный характер.

Материалы отечественных и зарубежных массмедиа свидетельствуют о многолетнем плодотворном взаимодействии модного тренда (гедонизм, языковая игра) и традиционного баланса стандарта и новации в МТ. Журналисты всегда стремились уравновесить стандартные темы, избитые выражения, композиционные клише, жанровые стереотипы каким-либо элементом выразительности, чтобы сделать тексты более выразительными, привлекательными, «продаваемыми» [5, с. 68]. Игра с читателем, прецедентность, максимальная эстетизация информационного сообщения — вот показатели эволюции современного коммуникативного акта в СМИ, коррелирующего с модой на информационную развлекательность. Здесь наблюдаются серьезные издержки языковых новаций, хотя говорить о разрушении основ литературного национального языка преждевременно.

Игровые лингвокультурологические явления после появления Интернета стремительно проникают в язык средств массовой коммуникации (СМК), отражая процессы медийной глобализации как унификации норм, с одной стороны, и борьбы со стандартом, с другой. В эпоху постмодерна многие известные стратегии медийной коммуникации подкрепляются запросом рынка, жаждой «веселого потребительства», например, удовольствия при чтении МТ. Еще более велика доля инфотейнмента в электронных СМИ, особенно в телепередачах. Визуализация стала законом коммуникации, картинка часто вытесняет слово, чтение подменяется беглым просмотром, «сканированием» смысла. Усилия практиков медиаобразования пока дают скромные результаты [3, с. 8].

References

1. Bodriyar Zh. Rekviem po massmedia [Requiem for mass media]. Poetika i politika. Al’manakh Rossiysko-frantsuzskogo tsentra sotsiologii i filosofii Instituta sotsiologii Rossiyskoy akademii nauk [The Poetics and Politics. Almanac of the Russian-French center of sociology and philosophy of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences]. Moscow, Institut eksperimental’noy sotsiologii Publ.; St. Petersburg, Aleteyya Publ., 1999. 118 p.

2. Dobrosklonskaya T. Mediatekst: teoriya i metody izucheniya [Media texts: Theory and methods of study]. Vestnik Mosk. un-ta [Bulletin of Moscow University]. 2003, I. 2.

3. Drobovich A.E. Verifikatsiya instrumentov diskursa ob udovol’stvii: o proiskhozhdenii i znachenii termina «gedonizm» [Verification tools discourse of pleasure: the origin and meaning of the term “hedonism”]. Kontsept [Concept]. 2013, I. 10.

4. Kubryakova E.S. Neologiya: problemy i perspektivy [Neology: problems and prospects]. Problemy angliyskoy neologii: materialy nauch. konf. (M., 29 yanv. 2002 g.) [Problems English neology: scientific materials. Conf. (Moscow, January 29th. 2002)]. Moscow, 2002, pp. 5-11.

5. Kostina A.V. Massovaya kul’tura kak fenomen postindustrial’nogo obshchestva [Popular culture as a phenomenon of the postindustrial society]. Moscow, 2005, p. 43.

6. Krasnykh V.V. Etnopsikholingvistika i lingvokul’turologiya [Ethnopsycholinguistics and cultural linguistics]. Moscow, Izdvo MGU Publ., 2002. 296 p.

7. Leont’ev A.A. Yazyk, rech’, rechevaya deyatel’nost’ [Language, speech, speech activity]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2003. 384 p.

8. Maslou A.G. Motivatsiya i lichnost’ [Motivation and Personality]. St. Petersburg, Evraziya Publ., 2001. 384 p.

9. Noveyshiy filosofskiy slovar’ [Newest Philosophical Dictionary]. Minsk, 1999.

10. Semenova M.Yu. Noveyshie anglitsizmy v sovremennom russkom yazyke (na materiale publikatsiy v SMI) [The newest Anglicisms in modern Russian (based on publications in the media)]. Filologicheskiy vestnik Rostovskogo gosuniversiteta [Philology Gazette Rostov State University]. 2003, I. 3.

11. Khorol’skiy V.V. Neologizmy v sovremennoy angloyazychnoy publitsistike i ikh stilisticheskie funktsii [Neologisms in modern English journalism and their stylistic features]. Nerodnye yazyki v uchebnykh zavedeniyakh. Materialy nauch. konf. [Foreign language in schools. Scientific Materials. Conf.]. I. 5. Voronezh, 2000.

12. Khorol’skiy V.V. Sotsiokul’turnye aspekty globalizatsii massmedia Zapada [Social and cultural aspects of globalization, mass media of the West]. Voronezh, 2009. 248 p.

13. Shklovskiy V.B. O teorii prozy [About prose theory]. Moscow, Krug, 1925, pp. 7-20.

Login or Create
* Forgot password?