Abstract and keywords
Abstract (English):
The author considers the problem of tolerance as a complex psychological and social phenomenon. The question of the introduction in schools from 2015/16 academic year of lessons of tolerance in accordance with developed program in the framework of the course “Social Studies” on the basis of continuation of school subjects “The world around us” and “Fundamentals of religious cultures and secular ethics” in primary school, is considered. Particular attention is paid to the education of teachers of tolerance for pupils. The author’s psychological test for teachers “Are you tolerant person” is given.

Keywords:
concept of “tolerance”, reasonable balance between tolerance and intolerance, tolerance and political correctness, tolerance as a psychological phenomenon and socially signifi cant phenomenon, tolerance classes, tolerant attitude of teachers to students, psychological test for teachers.
Text

ПОНЯТИЕ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». КРАЙНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕРПИМОСТИ И НЕТЕРПИМОСТИ

Толерантность (терпимость) — сложный, многоплановый феномен. Это и готовность принять другого человека со всеми его неповторимыми особенностями, и способность понять иную точку зрения, сколь бы неожиданной и противоречащей собственному опыту она ни была, по достоинству оценить незнакомую вещь или явления природы и общества, отбросив груз предрассудков и предвзятости. В целом же терпимость — признание бесконечного многообразия окружающей действительности и своего места в этом многообразии, готовность идти навстречу миру и изменяться самому. Противоположность толерантности — нетерпимость предполагает наличие у человека неких жестких и незыблемых схем, под которые подгоняется окружающая действительность, а все, что не соответствует таким схемам, по возможности устраняется.

Определимся, что по отношению к терпимости/нетерпимости нужна «золотая середина». Нетерпимость много раз проявляла себя в истории человечества: вспомним уничтожение «чужих» родов и племен в древние времена, истребление целых народов и цивилизаций завоевателями, религиозные и гражданские войны… Терпимость же, будучи чрезмерной, может вылиться в отказ от себя, от своих неповторимых особенностей, во всеядность и беспринципность, в признание самых отвратительных и гибельных вещей и явлений приемлемыми или даже хорошими. Все это ныне демонстрирует нам доведенная до абсурда политкорректность (например, когда маньяк-убийца именуется «гражданином с иной системой ценностей»).

References

1. Pafova M.F. Territorial’nye programmy razvitiya polikul’turnogo obrazovaniya [Local development program of multicultural education]. Pedagogika [Pedagogy]. 2005, I. 9, pp. 72-79.

2. Polishchuk O.N. Formirovanie tolerantnogo myshleniya i povedeniya [Formation of tolerant thinking and behavior]. Nachal’naya shkola [Elementary School]. 2012, I. 12, pp. 8-11.

3. Tremaskina T.I. Tolerantnost’ segodnya - mir navsegda [Tolerance is today - the world forever]. Vospitanie shkol’nikov [Education for pupils]. 2011, I. 9, pp. 73-80.

4. O Strategii gosudarstvennoy natsional’noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. Utv. Ukazom Prezidenta RF ot 19.12.2012 № 1666 [Russian State National Policy Strategy for the period up to 2025 / Approved. Presidential Decree of 19.12.2012 number 1666]. Available at: http://base.garant.ru/70284810/ (accessed 17 January 2016).

5. O Natsional’noy strategii deystviy v interesakh detey na 2012-2017 gody. Utv. Ukazom Prezidenta RF ot 01.06.2012 № 761 [National Action Strategy for Children 2012-2017 / Approved. Presidential Decree of 01.06.2012 number 761]. Available at: http://base.garant.ru/70183566/ (accessed 17 January 2016).

Login or Create
* Forgot password?