В статье автор обращается к проблеме толерантности как сложному психологическому и социальному феномену. Рассматривается вопрос о введении в школах с 2015/16 учебного года уроков толерантности в соответствии с разработанной программой в рамках курса «Обществознание» на основе преемственности с учебными предметами начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Особое внимание уделено проблеме воспитания терпимости учителя к ученикам. Предлагается авторский психологический тест для педагогов: «Толерантный ли вы человек?».
понятие «толерантность» (терпимость), разумный баланс между терпимостью и нетерпимостью, толерантность и политкорректность, толерантность как психологический феномен и общественно значимое явление, уроки толерантности, толерантное отношение учителя к ученикам, психологический тест для педагогов.
ПОНЯТИЕ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». КРАЙНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕРПИМОСТИ И НЕТЕРПИМОСТИ
Толерантность (терпимость) — сложный, многоплановый феномен. Это и готовность принять другого человека со всеми его неповторимыми особенностями, и способность понять иную точку зрения, сколь бы неожиданной и противоречащей собственному опыту она ни была, по достоинству оценить незнакомую вещь или явления природы и общества, отбросив груз предрассудков и предвзятости. В целом же терпимость — признание бесконечного многообразия окружающей действительности и своего места в этом многообразии, готовность идти навстречу миру и изменяться самому. Противоположность толерантности — нетерпимость предполагает наличие у человека неких жестких и незыблемых схем, под которые подгоняется окружающая действительность, а все, что не соответствует таким схемам, по возможности устраняется.
Определимся, что по отношению к терпимости/нетерпимости нужна «золотая середина». Нетерпимость много раз проявляла себя в истории человечества: вспомним уничтожение «чужих» родов и племен в древние времена, истребление целых народов и цивилизаций завоевателями, религиозные и гражданские войны… Терпимость же, будучи чрезмерной, может вылиться в отказ от себя, от своих неповторимых особенностей, во всеядность и беспринципность, в признание самых отвратительных и гибельных вещей и явлений приемлемыми или даже хорошими. Все это ныне демонстрирует нам доведенная до абсурда политкорректность (например, когда маньяк-убийца именуется «гражданином с иной системой ценностей»).
1. Пафова М.Ф. Территориальные программы развития поликультурного образования // Педагогика. 2005. № 9. С. 72-79.
2. Полищук О.Н. Формирование толерантного мышления и поведения // Начальная школа. 2012. № 12. С. 8-11.
3. Тремаскина Т.И. Толерантность сегодня - мир навсегда // Воспитание школьников. 2011. № 9. С. 73-80.
4. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года / Утв. Указом Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70284810/ (дата обращения: 17.01.2016).
5. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы / Утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 17.01.2016).