SPATIAL DIFFERENTIATION OF ECONOMIC DEVELOPMENT AND REGIONAL POLICY FOR ITS SMOOTHING (CASE OF THE NORTHWESTERN FEDERAL DISTRICT)
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article examines the specific features of regional development in the Russian Federation, considering spatial differentiation. To give the study a concrete character, the applied part of the research utilized statistical data for the Northwestern Federal District. The article examines the theoretical and practical aspects of the formation and implementation of regional policy in the current context, necessitating the need to account for and mitigate the asymmetry of spatial development. The focus on regional differentiation stems from the fact that significant differentiation is positioned as a threat to the country's economic security, which has become increasingly important under the pressure of external sanctions. The authors explore the concept of "regional policy" as a key instrument of public administration of territorial development. They define the goals, objectives, forms, and methods of its implementation, and analyze the regulatory framework governing the interaction between the federal center and the constituent entities of the Russian Federation. Particular attention is paid to the experience of implementing state strategies and regional development programs in the Northwestern Federal District, which demonstrates an example of an integrated approach to equalizing the socioeconomic development of regions. The paper presents statistical data characterizing the level of interregional disparities and identifies institutional issues affecting the effectiveness of regional policy. It concludes that there is a need to strengthen interlevel coordination, improve program-targeted planning mechanisms, and expand state support instruments for the regions.

Keywords:
regional development, regional economy, regional policy, regional program, spatial differentiation
Text

Введение

Россия – чрезвычайно разнообразная, с позиций пространственного развития, страна [1, 2]. Ее регионы обладают значительной спецификой и дифференциацией по характеризующим их социально-экономическим показателям. В этой связи, региональная политика в Российской Федерации выступает как ключевое направление государственного регулирования экономики, ориентированное на обеспечение сбалансированного и устойчивого развития территорий, целостность единого экономического поля страны [3, 4].

Как известно, региональная политика отражает взаимодействие между центральными органами власти и субъектами РФ, направленное на устранение территориальных диспропорций, повышение уровня и качества жизни населения, а также на стимулирование инновационной и инвестиционной активности на местах (см.: https://bigenc.ru/c/regional-naia-politika-v-rossii-95fcae). В современных условиях, характеризующихся высоким уровнем турбулентности [5], региональная политика становится не только инструментом перераспределения ресурсов, но и механизмом адаптации российской экономики к структурным изменениям и глобальным вызовам [6, 7].

Правовая база разработки и реализации региональной политики Российской Федерации представляет собой систему нормативных актов, регулирующих принципы, механизмы и полномочия органов власти в сфере территориального управления. Она формируется на основе федерального законодательства и указов Президента РФ, обеспечивающих единство государственного управления при сохранении автономии субъектов федерации. Ключевыми документами, определяющими институциональные основы региональной политики, являются:

- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который закрепляет организационно-правовые основы функционирования муниципальных образований, регламентирует взаимодействие органов местного самоуправления с региональными и федеральными структурами, а также определяет принципы самостоятельности муниципалитетов в решении вопросов местного значения;

- Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который устанавливает принципы построения региональных систем власти, порядок разграничения полномочий между уровнями управления и основы финансово-экономической самостоятельности субъектов РФ;

- Указ Президента РФ от 14 июня 1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», определяющий стратегические ориентиры территориального развития, включая приоритеты межрегионального взаимодействия, социально-экономического выравнивания и укрепления федерализма.

В совокупности указанные и иные институциональные нормы создают основу для разработки и реализации региональной политики, обеспечивая согласованность федерального и регионального уровней управления, а также формируя правовые условия для реализации программ социально-экономического и пространственного развития территорий, в том числе и на муниципальном уровне.

Материалы и методы

Методологической основой исследования послужили системный, институциональный и территориально-экономический подходы, позволившие комплексно рассмотреть процессы формирования и реализации региональной политики в Российской Федерации. В частности, применение системного подхода обеспечило выявление взаимосвязей между целями, задачами и инструментами региональной политики, а также анализ их влияния на социально-экономические показатели субъектов РФ.

В исследовании использовались методы сравнительного и структурно-функционального анализа, направленные на сопоставление нормативно-правовых, организационных и финансовых механизмов реализации региональной политики на федеральном и региональном уровнях. Применение институционального анализа позволило определить роль правовых актов и государственных институтов в обеспечении согласованности межуровневого (федерация – регион) управления.

В рамках эмпирической части использовались данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Министерства экономического развития РФ, Счётной палаты РФ, а также материалы государственных программ и стратегий развития субъектов Российской Федерации, в частности программы развития Северо-Западного федерального округа (СЗФО) до 2030 года. Статистическая обработка данных проводилась с использованием методов динамического и кластерного анализа, что позволило выявить пространственные различия и тенденции социально-экономического развития регионов.

Информационно-аналитическая база включала также публикации отечественных исследователей в области региональной экономики и государственного управления (в том числе работы Е.М. Бухвальда [8], Ю.В. Вертаковой [9], А.Г. Гранберга [10], И.Е. Рисина [11] и др.), а также нормативно-правовые документы, определяющие правовые основы региональной политики, упомянутые выше.

Результаты и обсуждение

Анализ социально-экономических показателей по субъектам РФ показывает, что регионы отличаются по уровню валового регионального продукта (ВРП), доходов населения, уровню жизни и многим другим показателям. Эти различия проявляются также и на макрорегиональном уровне – уровне федеральных округов. То есть, пространственная дифференциация в России является многоуровневой. 

Северо-Западный федеральный округ характеризуется смешанной динамикой: с одной стороны, регионы округа демонстрируют синхронный рост по одним показателям (например по объему турпотока и уровню развития туристической инфраструктуры), с другой стороны – сохраняется значительный разброс по другим показателям, например, по доходам населения.

References

1. Li M. Regional'naya differenciaciya i ee svyaz' s ekonomicheskoy bezopasnost'yu. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, social'naya sfera, tehnologii; 2023; 3 (57); 9-13.

2. Plotnikov V. A., Lisina E. A. Ocenka urovnya regional'noy differenciacii v Rossiyskoy Federacii. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, social'naya sfera, tehnologii; 2018; 2 (36); 5-15.

3. Borkova E. A. Formirovanie sbalansirovannogo ustoychivogo razvitiya territoriy. Kursk: Universitetskaya kniga, 2025. 176 s.

4. Martynov I. C. Podhody k realizacii ekonomicheskoy politiki na regional'nom urovne. Rossiya i mir v usloviyah strategicheskoy neopredelennosti: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Irkutsk, 2025. 257-261.

5. Plotnikov A. V., Plotnikov V. A. Ekonomika regiona v usloviyah politiko-ekonomicheskoy turbulentnosti: ustoychivost' i ekonomicheskaya bezopasnost'. SPb.: Izd-vo SPbUTUiE, 2024. 95 s.

6. Vertakova Yu. V. Obzor sovremennyh doktrin regional'noy ekonomiki. Ekonomika i upravlenie; 2019; 11; 64-73.

7. Risin I. E. Kachestvo regional'nyh strategiy. M.: Rusayns, 2023. 84 s.

8. Buhval'd E. M., Sazonov S. P., Mordvincev A. N. Regional'nye instituty razvitiya i usilenie roli regionov v innovacionnoy modernizacii ekonomiki Rossii. Biznes. Obrazovanie. Pravo; 2013; 1 (22); 179-185.

9. Vertakova Yu. V., Bulgakova I. N. Analiz i prognozirovanie strukturno-dinamicheskih parametrov regional'noy ekonomiki na osnove ispol'zovaniya gibridnyh proizvodstvennyh modeley ekonomicheskogo rosta. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki; 2018; 6; 69-76.

10. Granberg A. G. Stanovlenie v Rossii nauchnogo napravleniya "Prostranstvennaya ekonomika". Vestnik universiteta; 2009; 26-2; 18-24.

11. Risin I. E. Vektory izmeneniy v teorii i praktike gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta; 2014; 5 (56); 178-185.

12. Li M. Ocenka differenciacii regionov v kontekste obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti. Upravlencheskoe konsul'tirovanie; 2025; 1; 107-115.

13. Plotnikov V. A. Strukturnye transformacii rossiyskoy ekonomiki pod vozdeystviem shokov i nacional'naya ekonomicheskaya bezopasnost'. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie; 2023; 1 (52); 15-25.

14. Babkin A. V., Maksyutina E. V. Upravlenie ekonomicheskoy bezopasnost'yu regiona v informacionnom prostranstve v kontekste cifrovoy transformacii ekonomiki i obschestva. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta; 2023; 4 (142); 101-110.

15. Bachurinskaya I. A., Voronina E. V., Chekalin V. S. Gosudarstvennaya programma "Ekonomicheskoe i social'noe razvitie territoriy Sankt-Peterburga": aktual'nye problemy i mehanizmy realizacii. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta; 2023; 6-2 (144); 95-99.

16. Kurbanov A. H., Knyaz'nedelin R. A., Smurov A. M. Analiz opyta primeneniya programmno-celevogo planirovaniya v interesah tehnologicheskogo razvitiya oboronno-promyshlennogo kompleksa. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta; 2017; 6 (108); 68-74.

17. Vatlina L. V. Razvitie mehanizma i metodov publichnogo (gosudarstvennogo i municipal'nogo) upravleniya v usloviyah cifrovoy ekonomiki. Kursk: Universitetskaya kniga, 2024. 179 s.

18. Akopov V. I., Gadzhiev Yu. A. Differenciaciya severnyh regionov po urovnyu social'nogo razvitiya. Ekonomika regiona; 2008; 1; 99-116.

19. Lytkina T. S., Smirnov A. V., Fauzer V. V. Differenciaciya arkticheskih territoriy po stepeni zaselennosti i ekonomicheskoy osvoennosti. Arktika: ekologiya i ekonomika; 2017;4 (28); 18-31.

20. Avdiyskiy V. I., Sarkisov V. A. Upravlenie realizaciey nacional'nyh proektov i ekonomicheskaya bezopasnost'. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, social'naya sfera, tehnologii; 2023; 4 (58); 21-24.

21. Borkova E. A. Regional'no-otraslevoy disbalans regionov: ocenka differenciacii po socio-ekologo-ekonomicheskim pokazatelyam s pomosch'yu 3D-prizmy. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment; 2023; 2; 191-205.


Login or Create
* Forgot password?