Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
Статья посвящена исследованию особенностей регионального развития в Российской Федерации с учетом пространственной дифференциации. Для придания исследованию конкретного характера, прикладная часть исследования выполнена с привлечением статистических данных по Северо-Западному федеральному округу. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования и реализации региональной политики в современных условиях, обусловленные необходимости учета асимметрии пространственного развития и ее сглаживания. Внимание, уделяемое дифференциации регионов обусловлено тем, что существенная дифференциация позиционируется как угроза экономической безопасности страны, которая в условиях внешнего санкционного давления актуализировалась. Авторами раскрыто содержание понятия «региональная политика» как ключевого инструмента государственного управления территориальным развитием. Определены цели, задачи, формы и методы её реализации, а также проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая взаимодействие между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Особое внимание уделено опыту реализации государственных стратегий и программ развития регионов Северо-Западного федерального округа, который демонстрирует пример комплексного подхода к выравниванию социально-экономического развития регионов. В работе приведены статистические данные, характеризующие уровень межрегиональных различий, а также выявлены институциональные проблемы, влияющие на эффективность региональной политики. Сделан вывод о необходимости усиления межуровневой координации, совершенствования механизмов программно-целевого планирования и расширения инструментов государственной поддержки регионов.
региональное развитие, региональная экономика, региональная политика, региональная программа, пространственная дифференциация
Введение
Россия – чрезвычайно разнообразная, с позиций пространственного развития, страна [1, 2]. Ее регионы обладают значительной спецификой и дифференциацией по характеризующим их социально-экономическим показателям. В этой связи, региональная политика в Российской Федерации выступает как ключевое направление государственного регулирования экономики, ориентированное на обеспечение сбалансированного и устойчивого развития территорий, целостность единого экономического поля страны [3, 4].
Как известно, региональная политика отражает взаимодействие между центральными органами власти и субъектами РФ, направленное на устранение территориальных диспропорций, повышение уровня и качества жизни населения, а также на стимулирование инновационной и инвестиционной активности на местах (см.: https://bigenc.ru/c/regional-naia-politika-v-rossii-95fcae). В современных условиях, характеризующихся высоким уровнем турбулентности [5], региональная политика становится не только инструментом перераспределения ресурсов, но и механизмом адаптации российской экономики к структурным изменениям и глобальным вызовам [6, 7].
Правовая база разработки и реализации региональной политики Российской Федерации представляет собой систему нормативных актов, регулирующих принципы, механизмы и полномочия органов власти в сфере территориального управления. Она формируется на основе федерального законодательства и указов Президента РФ, обеспечивающих единство государственного управления при сохранении автономии субъектов федерации. Ключевыми документами, определяющими институциональные основы региональной политики, являются:
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который закрепляет организационно-правовые основы функционирования муниципальных образований, регламентирует взаимодействие органов местного самоуправления с региональными и федеральными структурами, а также определяет принципы самостоятельности муниципалитетов в решении вопросов местного значения;
- Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который устанавливает принципы построения региональных систем власти, порядок разграничения полномочий между уровнями управления и основы финансово-экономической самостоятельности субъектов РФ;
- Указ Президента РФ от 14 июня 1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», определяющий стратегические ориентиры территориального развития, включая приоритеты межрегионального взаимодействия, социально-экономического выравнивания и укрепления федерализма.
В совокупности указанные и иные институциональные нормы создают основу для разработки и реализации региональной политики, обеспечивая согласованность федерального и регионального уровней управления, а также формируя правовые условия для реализации программ социально-экономического и пространственного развития территорий, в том числе и на муниципальном уровне.
Материалы и методы
Методологической основой исследования послужили системный, институциональный и территориально-экономический подходы, позволившие комплексно рассмотреть процессы формирования и реализации региональной политики в Российской Федерации. В частности, применение системного подхода обеспечило выявление взаимосвязей между целями, задачами и инструментами региональной политики, а также анализ их влияния на социально-экономические показатели субъектов РФ.
В исследовании использовались методы сравнительного и структурно-функционального анализа, направленные на сопоставление нормативно-правовых, организационных и финансовых механизмов реализации региональной политики на федеральном и региональном уровнях. Применение институционального анализа позволило определить роль правовых актов и государственных институтов в обеспечении согласованности межуровневого (федерация – регион) управления.
В рамках эмпирической части использовались данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Министерства экономического развития РФ, Счётной палаты РФ, а также материалы государственных программ и стратегий развития субъектов Российской Федерации, в частности программы развития Северо-Западного федерального округа (СЗФО) до 2030 года. Статистическая обработка данных проводилась с использованием методов динамического и кластерного анализа, что позволило выявить пространственные различия и тенденции социально-экономического развития регионов.
Информационно-аналитическая база включала также публикации отечественных исследователей в области региональной экономики и государственного управления (в том числе работы Е.М. Бухвальда [8], Ю.В. Вертаковой [9], А.Г. Гранберга [10], И.Е. Рисина [11] и др.), а также нормативно-правовые документы, определяющие правовые основы региональной политики, упомянутые выше.
Результаты и обсуждение
Анализ социально-экономических показателей по субъектам РФ показывает, что регионы отличаются по уровню валового регионального продукта (ВРП), доходов населения, уровню жизни и многим другим показателям. Эти различия проявляются также и на макрорегиональном уровне – уровне федеральных округов. То есть, пространственная дифференциация в России является многоуровневой.
Северо-Западный федеральный округ характеризуется смешанной динамикой: с одной стороны, регионы округа демонстрируют синхронный рост по одним показателям (например по объему турпотока и уровню развития туристической инфраструктуры), с другой стороны – сохраняется значительный разброс по другим показателям, например, по доходам населения.
1. Ли М. Региональная дифференциация и ее связь с экономической безопасностью. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии; 2023; 3 (57); 9-13.
2. Плотников В. А., Лисина Е. А. Оценка уровня региональной дифференциации в Российской Федерации. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии; 2018; 2 (36); 5-15.
3. Боркова Е. А. Формирование сбалансированного устойчивого развития территорий. Курск: Университетская книга, 2025. 176 с.
4. Мартынов И. C. Подходы к реализации экономической политики на региональном уровне. Россия и мир в условиях стратегической неопределенности: материалы международной научно-практической конференции. Иркутск, 2025. 257-261.
5. Плотников А. В., Плотников В. А. Экономика региона в условиях политико-экономической турбулентности: устойчивость и экономическая безопасность. СПб.: Изд-во СПбУТУиЭ, 2024. 95 с.
6. Вертакова Ю. В. Обзор современных доктрин региональной экономики. Экономика и управление; 2019; 11; 64-73.
7. Рисин И. Е. Качество региональных стратегий. М.: Русайнс, 2023. 84 с.
8. Бухвальд Е. М., Сазонов С. П., Мордвинцев А. Н. Региональные институты развития и усиление роли регионов в инновационной модернизации экономики России. Бизнес. Образование. Право; 2013; 1 (22); 179-185.
9. Вертакова Ю. В., Булгакова И. Н. Анализ и прогнозирование структурно-динамических параметров региональной экономики на основе использования гибридных производственных моделей экономического роста. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки; 2018; 6; 69-76.
10. Гранберг А. Г. Становление в России научного направления "Пространственная экономика". Вестник университета; 2009; 26-2; 18-24.
11. Рисин И. Е. Векторы изменений в теории и практике государственного регулирования экономики. Известия Юго-Западного государственного университета; 2014; 5 (56); 178-185.
12. Ли М. Оценка дифференциации регионов в контексте обеспечения экономической безопасности. Управленческое консультирование; 2025; 1; 107-115.
13. Плотников В. А. Структурные трансформации российской экономики под воздействием шоков и национальная экономическая безопасность. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление; 2023; 1 (52); 15-25.
14. Бабкин А. В., Максютина Е. В. Управление экономической безопасностью региона в информационном пространстве в контексте цифровой трансформации экономики и общества. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета; 2023; 4 (142); 101-110.
15. Бачуринская И. А., Воронина Е. В., Чекалин В. С. Государственная программа "Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга": актуальные проблемы и механизмы реализации. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета; 2023; 6-2 (144); 95-99.
16. Курбанов А. Х., Князьнеделин Р. А., Смуров А. М. Анализ опыта применения программно-целевого планирования в интересах технологического развития оборонно-промышленного комплекса. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета; 2017; 6 (108); 68-74.
17. Ватлина Л. В. Развитие механизма и методов публичного (государственного и муниципального) управления в условиях цифровой экономики. Курск: Университетская книга, 2024. 179 с.
18. Акопов В. И., Гаджиев Ю. А. Дифференциация северных регионов по уровню социального развития. Экономика региона; 2008; 1; 99-116.
19. Лыткина Т. С., Смирнов А. В., Фаузер В. В. Дифференциация арктических территорий по степени заселенности и экономической освоенности. Арктика: экология и экономика; 2017;4 (28); 18-31.
20. Авдийский В. И., Саркисов В. А. Управление реализацией национальных проектов и экономическая безопасность. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии; 2023; 4 (58); 21-24.
21. Боркова Е. А. Регионально-отраслевой дисбаланс регионов: оценка дифференциации по социо-эколого-экономическим показателям с помощью 3D-призмы. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент; 2023; 2; 191-205.



