This article is devoted to revival and development of institute of prison priests in penal institutions, its role as one of mechanisms of ensuring the rights and freedoms condemned and also its importance in the course of further reforming of criminal and executive system of Russia on the way established by the international regulations and standards which assume transition from problems of «correction» to tasks «preservations and developments of the personality» prisoners, and also creation of the most favorable conditions for realization of the rights granted to the condemned. Legal relations which take place to be between criminal and executive system of Russia and Russian Orthodox Church represent one of examples of interaction of government institutions and institutes of civil society that reflects a level of development of the most civil society in our country. Relevance of a subject of article is predetermined by need of designation of a place of orthodox prison service on a legal basis in PS institutions, embodiments of joint projects of ROC and FPS of Russia, and also interfaith cooperation and interactions with public human rights organizations and the movements. Besides, the carried-out reforming of domestic criminal and executive system in the course of which passes search of new and effective instruments of providing matters and realization of all range of the rights condemned.
institute of priests, priest, correctional facilities, penal system, the condemned
В настоящее время в Российской Федерации реализуется комплекс правовых реформ, направленных на совершенствование и развитие национальной пенитенциарной системы. Важнейшая роль в этом процессе отводится Государственной программе Российской Федерации «Юстиция», Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, международным правовым актам и стандартам, среди целей которых повышение эффективности всей работы учреждений и органов, исполняющих наказания, сокращение рецидива преступлений, гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав, свобод и законных интересов, совершенствование социальной и психологической работы в местах лишения свободы, а также развитие системы постпенитенциарной помощи.
Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь, распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними [1]. Несмотря на наличие правовых гарантий, призванных содействовать цивилизованному развитию отношений между государством и религиозными объединениями, в последнее время все чаще возникают негативные ситуации, связанные с проявлением экстремизма, религиозной вражды, межконфессиональных конфликтов и т.д. [2, с. 9].
Особо следует отметить, что данные процессы в равной степени имеют место как в России, избравшей в конце XX века политику толерантности и веротерпимости, так и в Европе, где правовые основы религиозных свобод начали формироваться свыше двух столетий назад.
В связи с этим особый интерес приобретает институт тюремных священнослужителей, который реализует вышеназванные функции. С одной стороны, религия становится одним из факторов создания у человека, отбывающего наказание в виде лишения свободы, состояния душевного равновесия, спокойствия, доброжелательности, пробуждения положительных качеств характера и переориентации нравственных ценностей. С другой стороны, наличие в исправительном учреждении храмов или молитвенных комнат способствует наиболее полному осуществлению такого личного права осужденных, как свобода совести и вероисповедания, обеспечению которого посвящена ст. 14 УИК РФ [3].
В 2010 г. был запущен пилотный проект создания института тюремных капелланов на штатной основе в учреждениях УИС четырех регионов страны: Республика Мордовия, Саратовская область, Вологодская область, Камчатка.
В настоящее время представители общественных и религиозных организаций имеют возможность принимать участие в реализации современных технологий социальной работы в ИУ в индивидуальных и групповых формах. Однако необходимо создать систему профессиональной подготовки по овладению навыками данной работы [4, с. 55].
В настоящее время во всех ИУ необходимо предпринимать усилия для участия в организации новой системы воздействий на осужденных, связанной с осуществлением ресоциализации и здесь, полагаем, не обойтись без сотрудничества уже с конкретными службами исправительных учреждений. В реализации направлений ресоциализации и социальной адаптации лиц, прибывших к избранному месту жительства после освобождения из мест лишения свободы, также могут принимать участие общественные и религиозные организации.
Духовное окормление в местах лишения свободы, будучи одной из форм взаимодействия государства и гражданского общества, представляет собой достаточно молодое явление и, естественно, сталкивается с рядом проблем. Данные препятствия осложняют реализацию осужденными права на свободу совести и вероисповедания.
На наш взгляд, существуют следующие проблемы, связанные с институтом тюремных священнослужителей:
- священнослужителей отсутствует постоянный доступ на территорию исправительного учреждения или закрепленный за ними сотрудник, который обеспечивал бы ему беспрепятственный проход на территорию;
- администрации пенитенциарных учреждений часто имеют слабое представление о сути богослужебной деятельности, литургии и таинств, а также о том, что священнику необходимо пользоваться определенными предметами религиозного значения, к которым имеет право прикасаться только священник, и о пребывании в определенных частях храма, где другие лица, кроме священника, находиться не могут. Сотрудники должны быть просвещены в этом вопросе, дабы не умалять и не затрагивать религиозных чувств верующих;
- сами тюремные капелланы не всегда полностью ознакомлены с правилами, которые установлены на территории исправительного учреждения;
- сотрудники УИС должны быть обучены культуре проведения мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и профилактику преступлений (в частности, проведения обысков, осмотров, досмотров), опять же с той целью, чтобы не умалять достоинства священников как в религиозном, так и в личном плане;
- отсутствие конкретно установленного правового статуса института тюремных священнослужителей, законодательно определенных форм организации осужденными религиозных общин, условий их создания и функционирования, порядка их регистрации и контроля за их деятельностью со стороны как администрации и прокуратуры пенитенциарных учреждений, так и общественных организаций;
- приобщаясь к религии, многие осужденные рискуют стать жертвами идеологической пропаганды радикальных религиозных течений.
Хотелось бы предложить ряд рекомендаций по решению изложенных проблем, относящихся к институту религиозного служения в местах лишения свободы:
- в закон «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации ввести главы, регулирующие деятельность храмов и священнослужителей в исправительных учреждениях;
- переработать Инструкцию о порядке деятельности священнослужителей, их правовом положении и особенностях функционирования храмов на территории исправительных учреждений;
- разработать проекты контрактов помощника начальника территориального органа по взаимодействию с религиозными организациями и священнослужителей, работающих в исправительном учреждении;
- совершенствовать систему подготовки священнослужителей, проповедующих в местах лишения свободы;
- в рамках первоначальной и служебной подготовки, образовательного процесса в уголовно-исполнительной системе выделять часы для просветительской деятельности священнослужителей;
- проработать вопрос о возможности создания совместных реабилитационных центров для осужденных, отбывших уголовные наказания, которые оказывали бы содействие в восстановлении их социально полезных связей, подготовки к освобождению, а также обеспечивали нормальную социальную адаптацию лиц, освобождающихся из мест лишения свободы;
- подготовить проекты по внесению корректировок в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года относительно функционирования храмов в ИУ, форм и направлений деятельности священнослужителей при исполнении уголовных наказаний.
Тюремное священство есть историческая форма взаимодействия Русской православной церкви и государственной системы исполнения наказаний в России, поэтому его возрождение спустя десятилетия не являет собой исключительного феномена, а выступает логичным процессом поиска наилучших каналов создания благотворных взаимоотношений между уголовно-исполнительной системой и гражданским обществом при ее существенном реформировании [5–7].
Введение в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, специальных должностей и назначение на них лиц, отвечающих за организацию сотрудничества с представителями религиозных объединений, позволит, с одной стороны, оказывать данным представителям помощь, а с другой – контролировать соблюдение режима, который установлен в учреждении.
1. Constitution of the Russian Federation, 12 December 1993. (in Russian)
2. Zakonodatel´stvo Rossijskoj Federacii o svobode veroispovedanij i religioznyh ob’edineniyah [Legislation of the Russian Federation on freedom of religions and religious associations]. - Moscow, Spiritual revival Publ., 1993. - 64 p.
3. Penal code of Russian Federation, 8 January 1997.
4. Artamonov, V.V. Deyatel´nost´ religioznyh organizacij v ispravitel´nyh uchrezhdeniyah [Activity of the religious organizations in correctional facilities] [Техt] / V.V. Artamonov. - Moscow, All-Russian research institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 1995. - 96 p.
5. Gagen, V.A. Spiritual and moral and educational impact on prisoners [Техt] / V.A. Gagen. - 1913, no. 8, 9. - Рp. 1216-1263. (in Russian)
6. Rogov, D.A. Prisons and imprisonment in medieval Russia (the end of XV - the middle of the XVII centuries) [Техt] / D.A. Rogov, 1987. - Рp. 5-34. (in Russian)
7. Gernet, M.N. Istoriya carskoj tyur´my [History of imperial prison] [Техt] / M.N. Gernet, in 5 vol. Vol 1. - Moscow, Ministry of Justice of the USSR Publ., 1946. - 357 p.