Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with urgent problems of knowledge management in learning organizations; discusses the practical aspect of the company, based on knowledge; investigates the problems and prospects of learning organizations. The article aims to identify the mechanisms of corporate knowledge management in the learning organization. The author considers knowledge as a result of mental activity, there is a «people´s minds». Considered formalized and tacit knowledge, as true learning organization. Additionally, the article provides practical advice for learning organizations, developing the knowledge management function. The function of knowledge management is seen as an essential component of organizational learning. In conclusion, disclosed the problems and prospects of learning organizations, as well as considering the prospect of becoming a learning organization. The article is based on an analysis of the Russian and foreign experience.

Keywords:
knowledge management, management of knowledge, knowledge, the spiral of knowledge», learning organizations, data learning, corporate University, professional retraining, becoming learning organizations.
Text

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Гибкость и адаптивность к внешним условиям являются основными критериями успеха в современном бизнесе. Для решения этих задач в организациях необходимо иметь персонал высокой квалификации, обладающий необходимым опытом и знаниями. Знания — это фактор, обеспечивающий эффективность использования ресурсов предприятия, создания и развития его отличительных особенностей. В экономике, где с определенностью можно сказать только о неопределенности: «знание — единственно верный источник надежного конкурентного преимущества» [5].

Акцентируются при этом две составляющие системы управления знаниями компании: организационная (сотрудники и их мотивация) и технологическая (информационные и коммуникационные технологии) [2]. Исследования показывают, что основная часть корпоративных знаний существует в неявной форме в виде знаний и опыта сотрудников. Для управления этими неявными знаниями руководству компании важно создавать и поддерживать специальную инфраструктуру — «систему, позволяющую сотрудникам обмениваться и делиться этими знаниями» [1].

Современная школа менеджмента трактует управление знаниями (Knowledge Management, KM) как «систематическое формирование, обновление и применение знаний с целью максимизации эффективности предприятий» и признает авторство такого определения за Карлом Виигом. Он же выделил три взаимосвязанных уровня управления знаниями на предприятии: бизнеса, управления и практических действий [2].

Ряд ученых и практиков, формулируя определение понятия «знания», подчеркивают, что знания являются результатом мыслительной деятельности и существуют только в «головах людей». Тогда можно сделать вывод, что любая формализация знаний (будь то документарная, электронная форма или даже речь человека) — это всего лишь информация, которая при определенных условиях может стать знаниями в голове «получателя» этой информации. В то же время большинство экспертов в области управления знаниями организации подразделяют знания на явные (explicit knowledge) и неявные (tacit knowledge), на формализованные, т.е. документированные, и неформализованные. При этом существуют определенные расхождения в трактовке понятий «явных»/«неявных» и формализованных/неформализованных знаний.

Если строго следовать высказанному выше определению знаний, то настоящими знаниями являются только неформализованные и неявные знания, поскольку они существуют в умах сотрудников, а вот формализованные знания и та часть явных знаний, которая подверглась формализации в рамках конкретной компании, представляют собой всего лишь информацию, потенциально способную стать знаниями. Тем не менее подобной классификации знаний на явные и неявные придерживаются даже ученые и менеджеры, считающие, что знания существуют «в головах» людей. 

References

1. Gaponenko A.L., Orlova T.M. Upravlenie znaniyami: kak prevratit´ znaniya v kapital: Ucheb. - M.: Eksmo, 2008.

2. Grebenyuk O.S. Grebenyuk T.B. Teoriya obucheniya: Ucheb. dlya studentov vuzov. - M.: VLADOS-PRESS, 2003.

3. Davydov V.V. Problemy razvivayushchego obucheniya: opyt teoreticheskogo i eksperimental´nogo psikhologicheskogo issledovaniya: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov. - M.: ACADEMIA, 2004.

4. Zmeev S.I. Tekhnologiya obucheniya vzroslykh: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov. - M.: ACADEMIA, 2002.

5. Korobkina M.A. Upravlenie znaniyami kak klyuchevoy vid upravlencheskoy deyatel´nosti. Sektor ekonomiki znaniy Yuzhnogo makroregiona: institutsional´nye innovatsii, tekhnologii kontrolinga, upravleniya znaniyami, razvitiya chelovecheskogo kapitala: materialy IV Mezhdunar. nauchno.-prakt. konf. / Otv. red. V.V. Ermolenko, M.R. Zakaryan. Krasnodar: Kubanskiy gos. un-t, 2012.

6. Radygin A.D. i dr. Vneshnie mekhanizmy korporativnogo upravleniya nekotorye prikladnye problemy / In-t ekonomiki perekhodnogo perioda. - M.: IEPP, 2007.

7. Entov R., Radygin A., Mezheraups I., Shvetsov P. Korporativnoe upravlenie i samoregulirovanie v sisteme institutsional´nykh izmeneniy. In-t ekonomiki perekhodnogo perioda. - M.: IEPP, 2006.

Login or Create
* Forgot password?