INTELLECTUAL RESOURCES IN RUSSIA IN INCREASE OF EFFICIENCY OF PUBLIC CONTROL IN THE CONSUMER MARKET
Abstract and keywords
Abstract (English):
Public control is one of the main methods to protect the most wide range of consumers of our country and also an instrument of its modernization. Today there is a need to expand the coverage of public control. Only a United force of the citizens themselves and their intelligence and cohesion will be able to provide a decent level of life in our country and make it more effective any authority, forcing the authority to act in the interests of the people. In this article we consider possibilities of public control in the sphere of protection of the rights of consumers, legislation improvement in the sphere of public control, cooperation between the government and society when carrying out public control. There is also brought an example of successful collaboration when carrying out actions of public control. In this article the main problems of development of system of public control in the Russian Federation are described, the author offers solutions of these problems.

Keywords:
public control, rights of the consumer, public organizations, legal regulation of public control and problem of increase of its effectiveness.
Text

Согласно ст. 45 Закона «О защите прав потребителей» общественные организации имеют право проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей. Право граждан и общественных организаций предоставлено также Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Одной из проблем обострения ситуации в области прав потребителей являются инновации, связанные с освобождением бизнеса от многочисленных проверок. В условиях снижения нравственности в российском социуме, замедленных темпов присоединения бизнес-организаций к добровольному принятию стандартов социальной ответственности [1] нарастает тенденция роста нарушения прав потребителей. Аргумент у коммерческих структур, как правило, один — все равно наказания не последует. При этом коммерческие организации организованно протестуют против частых проверок под распространенным лозунгом «бизнес терроризируют проверками», часто желая скрыть нарушения потребительского законодательства, алчность и неумение работать качественно. Здесь возможно использовать «компенсирующие механизмы социальной адаптации, направленные на опережающую нейтрализацию негативных тенденций развития системы, дезорганизации, формирования деструктивных социальных связей через включение граждан в процесс принятия новых правовых норм в соответствии с позитивным для них вектором развития социальной системы». В ситуации негативной направленности, характеризующейся «девиантным поведением индивидов», возможны достаточно серьезные последствия, приводящие «к дезорганизации системы», когда «индивид или социальная группа не в состоянии интегрироваться со стабильными институтами социума» [1]. Этот факт показывает небезобидность таких деструктивных процессов, возможность значительного разрушения ценностных основ социальной системы и важность расширения сфер действия общественного контроля. В современном обществе контроль приобретает новый смысл. Так, например, базируясь на теории модернизации, У. Бек [2] обосновывает процесс перехода к эпохе рисков как объективную историческую необходимость, как результат действия механизмов модернизации. При этом ученый выдвигает идею, что необходим переход к принципиальной организации общества, в котором действуют механизмы самотрансформации, основанные на самокритичности, эффективном социальном контроле и управлении.

References

1. Vasilenko L.A., Vasilenko V.I. Sotsial´nye innovatsii v kontekste upravleniya budushchim. - Makhachkala: Raduga-1, 2013.

2. Bek U. Obshchestvo riska na puti k drugomu modernu. - M.: Progress-Traditsiya, 2000.

3. Vasilenko L.A. Sotsial´nyy kontrol´. Organizatsiya i tekhnologii antikrizisnogo sotsial´nogo upravleniya. - M.: Prospekt, 2004. S. 56.

4. Innovatsionnye tekhnologii provedeniya obshchestvennoy ekspertizy gosudarstvenno znachimykh resheniy i obshchestvennykh slushaniy, s vklyuchennym gendernym podkhodom i s primeneniem «vysokikh» informatsionnykh tekhnologiy / Pod obshch. red. L.A. Vasilenko, T.E. Safonovoy. - M.: Prospekt, 2010.

5. Sharkov F.I. Kommunikologiya: osnovy teorii kommunikatsii: Ucheb. dlya bakalavrov. - M.: Dashkov i K, 2013. S. 171.

6. Shediy M.V. Korruptsiya v Rossii: opyt kontseptualizatsii i mekhanizmy protivodeystviya: Monografiya. - Orel: ORAGS, 2011.

7. Kadrovyy kontrol´ v sisteme gosudarstvennoy sluzhby / Pod red. A.I. Turchinova. - M.: RAGS, 2002.

Login or Create
* Forgot password?