The paper considers the concept of «civil identity», its structural elements, civil identity forming factors, interrelations between civil identity, social values and accepted standards of public conduct; the role of family in cultivating social values and civil identity.
civil identity, civil society, family, values, socialization.
Исследования в сфере социально-психологических знаний демонстрируют, что человек, опираясь на свои интеллектуальные возможности, индивидуально-личностные характеристики, особенности мотивации, потребности, с учетом субъективной системы ценностей не только создает свой образ окружающей социальной действительности, но и конструирует, видоизменяет саму реальность [2, 5, 6], проявляя и расширяя личностные границы активности в процессе социализации. Процесс становления социализации в онтогенезе совпадает с процессом идентичности личности. Идентичность как категория социально-гуманитарных наук определяется осознанием личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл [3].
Идентичность рассматривается как внутренняя сущность человека, его личностное ядро, которое формируется посредством механизма идентификации. В зависимости от того, что выступает основанием идентификации, можно выделить разные виды идентичности:
- функциональная, связанная со специализацией труда и дифференциацией видов деятельности (например, врачи, психологи, журналисты, спортсмены, болельщики, читатели и др.);
- сегментивная, к которой относится национальная, гражданская, религиозная, государственная и другие виды идентичности, т.е. такая форма коллективной идентичности, когда личность причисляет себя к некой значимой для себя группе.
Становление гражданской идентичности осуществляется разными институтами социализации (семьей, школой, общественными организациями, средствами массовой информации и др.). Именно в семье как в первичной среде развития ребенка закладываются основы социальных ценностей, нравственности, моральных принципов личности.
В семье ребенок приобщается к опыту того или иного общества, в ней формируются представления о культуре, правилах, формах поведения, способствующих успешному функционированию личности в обществе. Семья не является инертным транслятором социальных образцов поведения и типичных шаблонов, она видоизменяет их в персональном опыте жизни поколения, формирует неповторимые внутрисемейные представления о семье, своей стране, своей позиции в этой стране. Это приводит к созданию ценностных ориентиров процесса гражданской идентичности ребенка. При этом важно, чтобы ребенок не осваивал механически и не воспроизводил те или иные представления, способы поведения, а преобразовывал их в наполненные личностные смыслы, социальные ценности, реализовывал в индивидуальных образцах социального и гражданского поведения.
1. Akimova M.K., Gorbacheva E.I., Kozlova V.T., Yaroshevskaya S.V. Normativoprinyatie kak psikhologicheskoe uslovie narashchivaniya sotsial´nogo kapitala v raznykh obrazovatel´no-vozrastnykh gruppakh [Adoption of regulations as a psychological condition build social capital in different educational and age groups]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya [Applied legal psychology]. Moscow, 2012, no. 3, p. 146.
2. Gergen Kenneth J. The social construction of the person. New York: Springer-Verlag, 1985 (Russ. ed.: Dzherdzhen K.Dzh. Sotsial´noe konstruirovanie i pedagogicheskaya praktika. Obrazovatel´nye praktiki: amplifikatsiya marginal´nosti. Minsk, Tekhnoprint Publ., 2000. 184 p.)
3. Asmolova A.G. Kak rozhdaetsya grazhdanskaya identichnost´ v mire obrazovaniya [Birth of civic identity in the world of education]. Moscow, Federal Institute for Educational Development, 2011. 21 p.
4. Persiyantseva S.V. Dinamika kognitivnogo i lichnostnogo razvitiya mladshikh shkol´nikov v usloviyakh semeynoy deprivatsii. Cand. Diss. [Dynamics of cognitive and personal development of younger schoolboys in the conditions of family deprivation. Cand. Diss.] Russian State Humanitarian University Publ., Moscow, 2013.
5. Luckmann T. Kommunikative Konstruktion von Moral. Wiesbaden: Westdt. Verl., Cop. 1999. 22 r.
6. Moscovici S. Psychologie sociale. Sous la direction de. Paris: Presses univ. de France, 2007. 596 r.