UDK 61 Медицина. Охрана здоровья
The article is devoted to the analysis of the role of commanders of military units in organizing and conducting preventive work with soldiers. Given the specificity of organizational and managerial activities in the field of improving the disciplinary system in the division. Specification of the perspective directions of preventive influence on subordinates. The material is aimed at improving work with the military, reducing the number of violations of military discipline in the units of the Armed forces of the Russian Federation.
military discipline, prevention, psychological impact organization and management, soldier.
Реформирование военной службы сопряжено с совершенствованием учебно-боевой деятельности, подходов к воспитанию военнослужащих, развитию их личности. Среди актуальных направлений этого процесса одно из первых мест занимает улучшение состояния воинской дисциплины [8]. В этой сфере можно выделить два принципиально различных направления [5]:
- развитие позитивных начал (например, формирование у военнослужащих профессионально важных качеств, психологизация личности, сплочение воинских коллективов и т.п.);
- преодоление негативных тенденций (девиаций, деструкций и деформации). Реализация указанных направлений возможна различными субъектами.
Особая роль в профилактической работе с военнослужащими отводится командному составу. Всякий руководитель одновременно является и организатором этого направления деятельности, и его главным исполнителем. В силу наличия властных полномочий им априори обеспечивается максимальная степень влияния на организационно-управленческие и социально-психологические процессы, протекающие в воинских коллективах, широта охвата личного состава, доступность различных форм реализации психопрофилактической работы. Именно на этом уровне осуществляется как стимулирование правомерного поведения, так и наказание за делинквентное поведение. Без преувеличения, можно утверждать, что состояние соблюдения воинской дисциплины в подразделении – это оценка деятельности его командира. Не случайно, согласно действующий практике, в настоящее время в случае возникновения какого-либо происшествия с подчинёнными к соответствующей ответственности привлекается их командир.
Значимость организационно-управленческой деятельности подчеркивается тем, что в одиночку, пусть даже опытный и работоспособный психолог или воспитатель объективно не сможет преодолеть проблему нарушения воинской дисциплины. Поэтому лишь совместные усилия всех субъектов психолого-воспитательного воздействия на личный состав, координируемые командирами, позволят достичь желаемого результата в области дисциплинирования и профессиональной деятельности [2, 7].
В отличие от специалистов узкого профиля (психологов, медицинских работников, воспитателей и т.п.) командиры вносят свой вклад в профилактику нарушений воинской дисциплины, имеют свои формы и методы работы [3, 6]. Их участие в профилактической работе может быть следующим:
- расстановка приоритетов в учебно-боевой и иных видах деятельности, создание чёткой системы оценки успешности несения службы, труда и этики поведения личного состава;
- создание условий несения службы, исключающих совершения подчиненными дисциплинарных проступков, однозначно регламентирующих межличностные отношения военнослужащих, снижающих вероятность возникновения конфликта интересов;
- надзор за состоянием дисциплины в подразделении, а также анализ дисциплинарной практики и актуальных психолого-воспитательных проблем учебно-боевой деятельности;
- предъявление командиром к самому себе исключительно высоких требований к нормативному поведению, формирование и демонстрация собственного поведения как образца отношения к службе, коллегам, подчиненным, соблюдению установленных предписаний;
- проявление принципиальности командиром в оценке собственного поведения (например, командир подразделения, находящийся на службе в гражданской форме одежды, вряд ли имеет моральное право делать замечания военнослужащим по поводу их внешнего вида);
- проведение лично занятий по психологическим аспектам воспитательно-профилактической работы (например, лекций по профилактике нарушений воинской дисциплины, по приемам и механизмам формирования исполнительской дисциплины);
- выступление на совещаниях руководящего состава по темам, связанным с дисциплинированием личного состава, но не в форме нравоучений, а с конкретными методами влияние на подчинённых;
- проведение индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, нуждающимися в дополнительном психолого-педагогическом внимании (в первую очередь, при нарушении ими воинской дисциплины);
- привлечение к работе с личным составом наставников, ветеранов и общественности.
Особое внимание следует уделять изучению личности военнослужащих при их выдвижении на руководящие должности (например, на должности младших командиров). По мнению В.Е. Петрова, акцент в диагностике может делаться на склонности к коррупционно опасному поведению, низкой исполнительской дисциплины, прокрастинации [1, 4]. При установлении соответствующего маркера «риска» целесообразно еще раз внимательно рассмотреть кандидатуру военнослужащего, оценить возможность его назначения на руководящую должность, провести с претендентом дополнительные профилактические мероприятия в течение 3-6 месяцев (с повторным рассмотрением вопроса о назначении).
С учётом рабочей нагрузки на психолога, отношения к работе с личным составом со стороны командиров, материально-технической обеспеченности и т.п. необходимо разрабатывать планы-графики проведения работы по укреплению законности и воинской дисциплины. По возможности мероприятия реализуются максимально интенсивно («плотно»), в первую очередь, при проведении индивидуальной работы на вторичном и третичном уровнях профилактики. Особое внимание следует уделять таким организационным аспектам как: помещение (аудитория, кабинет психологической регуляции, отдельный кабинет), материально-методическое обеспечение профилактических мероприятий (например, ароматические средства, писчая бумага, карандаши и т.п.), конфиденциальность, удобство посещения.
Организация профилактической работы должна в обязательном порядке на систематической основе включать в себя:
- Проведение углубленного психологического обследования призывников, военнослужащих, проходящих службу, как по призыву, так и по контракту (с акцентом на оценку склонности девиантным и делинвентным формам поведения, а также личностных особенностей, потенцирующих нарушение воинской дисциплины, например, слабая воля, личная неорганизованность, низкий интеллект и др.).
- Проведение дополнительного психологического обследования военнослужащих при их назначении на должности, требующие неукоснительного выполнения воинских предписаний, нормативов и т.п. (например, при работе со сложной техникой или вооружением, хранением материальных ценностей и т.п.).
- Превентивная диагностика нерешённых межличностных конфликтов, психологических причин и условий совершения дисциплинарных проступков, наличия в воинском коллективе негативных традиций и явлений (например, моббинг, ненормативная лексика, уничижение личности военнослужащего).
- Изучение личности будущих командиров.
- Повышение психолого-управленческой культуры командиров в части организации и проведения профилактической работы с личным составом.
- Проведение в исчерпывающем объеме психологической работы с военнослужащими, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании.
- Обеспечение комплексного профилактического воздействия на дисциплинирующие начала военнослужащих, с применение различных форм и методов дисциплинирования, с привлечением всех субъектов влияния (в т.ч. наиболее опытных военнослужащих, психологов, наставников, представителей общественных организаций и формирований).
- Оздоровление морально-психологического климата в воинских коллективах, создание атмосферы нетерпимости по отношению к нарушителям воинской дисциплины.
- Участие психолога в проведении служебных проверок (расследований) по всем фактам нарушения воинской дисциплины, выявление психологических причин и условий девиаций поведения.
Таким образом, роль командиров в организации и проведении профилактической работы с военнослужащими трудно переоценить. Важно, чтобы это направление деятельности не только не оставалось без внимания соответствующего командного состава, но и было одним из центральных слагаемых служебно-боевой подготовки войск. Минимальным условием качественно проводимой профилактической работы является психолого-управленческая компетентность командиров различного звена управления, их желание применять современные формы и методы работы с личным составом.
1. Petrov V.E. Study of the performance discipline of employees of internal Affairs bodies with the help of a questionnaire assessment of procrastination // Nauchno-prakticheskiy zhurnal «Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika» [Scientific-practical journal «Psychology, sociology and pedagogy»]. M., 2016. No. 5 (56) [Electronic resource]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/05/6725 (date accessed: 29.12.2016) (in Russian).
2. Petrov V.E. Psychological support disciplinary practices // Psikhopedagogika v pravookhranitel´nykh organakh [Psychopedagogy in law enforcement] / Omsk Academy of the MIA of Russia. Omsk, 2004. No. 2 (22). pp. 54-57 (in Russian).
3. Petrov V.E, Abasov M.M. Comparative psychological analysis of the working methods for the maintenance of discipline among the employees of internal Affairs bodies // Politseyskaya deyatel´nost´ [Police activity]. M., 2015. No. 3 (25). pp. 171-181 (in Russian).
4. Petrov V.E., Kokurin A.V., Kokurina I.V. Performance discipline and procrastination law enforcement: the problem and diagnosis // Sovremennye podkhody v okazanii ekstrennoy psikhologicheskoy pomoshchi: sb. mat. IV Vseross. nauchno-prakt. Konf. [Current approaches in the provision of emergency psychological aid: sat. Mat. IV vseross. nauchno-prakt. Conf]. M.: Publishing house «Eco-inform» Publ., 2016. pp. 51-56 (in Russian).
5. Petrov V.E., Ratova I.V., Polyakov S.P. Psychological prevention of violations of discipline among the employees of internal Affairs bodies // Vestnik VIPK MVD Rossii [Bulletin of the rati MIA of Russia]. Domodedovo, 2015. No. 2 (34). pp. 71-76 (in Russian).
6. Sepiashvili E.N., Maltseva T.V. Psycho-pedagogical problems of formation of managerial personnel reserve \\ Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial´no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii [Research and development. The social and humanitarian research and technology]. 2016. T. 5. № 2. pp. 45-49 (in Russian).
7. Somov A.V., Maltseva T.V. Psihologo-administrative impact of the head on subordinates in law enforcement \\ Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya [Applied legal psychology]. 2012. № 1. pp. 125-129 (in Russian).
8. Utlik E.P. Psikhologicheskie osnovy distsipliny [Psychological basic of the discipline]. M.: GURS MO, 1993. 240 p.