The article presents the main ideas of the textbook of O.P. Okolelov “Innovative Pedagogy”, justified the necessity of the development of the new innovative textbook of pedagogy in higher school, development of new principles and new statements of pedagogical theories of higher school, new forms and teaching methods. The urgent need is called by the new challenges posed by society to education (Uniform state exam, profile education at school, competence model of training in high school, and others).
pedagogy of higher education, innovative pedagogy, education of students, higher education.
Как известно, в настоящее время педагогика высшей школы в условиях реформирования образования и бурного роста научной, социальной и другой информации не может ограничиваться областью знаний и навыков, как бы ни была важна эта область. Необходима разработка таких общих основ педагогики, которые обеспечивали бы построение вузовских образовательных процессов, гарантирующих оптимальный результат в обучении, воспитании и профессиональном становлении будущего специалиста [1–3; 5–10]. Отсюда вытекает проблема первостепенной теоретической и прикладной значимости: разработки новых принципов и на их основе новых положений педагогической теории высшей школы, новых форм и методов обучения. Острая необходимость в дальнейшем развитии теории вызывается и новыми задачами, поставленными обществом перед образованием (ЕГЭ, профильное обучение в школе, компетентностная модель обучения в вузе и др.) [4].
Сегодня общество к системе высшего образования предъявляет на уровне ведущих следующие требования:
· воспитывающего обучения на основе компетентностной модели специалиста;
· формирования у студентов современного мировоззрения;
· формирования у будущего специалиста готовности к жизненной самореализации;
· воспитания у студентов в процессе обучения самостоятельности, инициативы и некоторых других востребованных обществом качеств личности.
Именно с позиции этих требований просматривается очевидный формализм в организации вузами воспитания и развития студентов хотя бы в силу того, что учебные заведения фактически до сих пор реализуют предметную систему обучения и преподаватели согласно учебным программам стремятся сформировать у студентов в первую очередь необходимые знания, умения и навыки. Таким образом, мы имеем дело с другой очень важной и очень сложной современной проблемой – острой необходимости существенного усиления роли воспитательной составляющей образовательного процесса по учебному предмету и, прежде всего, в формировании конкретных качеств личности (компетенций), внесении четко определенного вклада в её развитие.
Понятно, создание научно-педагогических основ, необходимых для практической реализации сформулированных выше требований, сопряжено с поиском методологических подходов и средств достаточно эффективной интеграции дидактики и теории воспитания. При этом именно дидактика здесь призвана сыграть ведущую роль, чтобы изжить формальную увязку обучения и воспитания. Фактически сущность этой задачи заключается в необходимости поставить учение таким образом, чтобы оно само, как таковое, формировало человека высокой нравственности, готовило его к жизненной самореализации. Поиск решения этой задачи связан с пересмотром отношения между преподавателем и студентами, разработкой принципиально новых форм и методов обучения.
В анонсируемом учебном пособии «Инновационная педагогика» образовательный процесс (синонимы: «учебно-воспитательный процесс», «педагогический процесс») рассматривается как органическое единство процессов обучения, воспитания и профессионального становления. Сущность его состоит в передаче педагогами социального опыта студентам посредством специальным образом организованного взаимодействия, направленного на их всестороннее, гармоническое развитие, подготовку к жизненной самореализации в современном обществе. Новизна данного педагогического подхода заключается в том, что вузовский учебно-воспитательный процесс не может рассматриваться как механическая сумма процессов обучения и воспитания, а он должен рассматриваться как самостоятельный целостный системный объект, функционирующий в согласии со своими принципами и закономерностями.
Очевидно, острая необходимость первоочередного уточнения понимания сущностных основ современного вузовского образовательного процесса порождена, прежде всего, практическими потребностями. В успешном решении этой проблемы нуждаются и вузовские преподаватели, и руководство высшей школы, и ученые-педагоги. С позиции модернизации образовательного процесса важно также иметь в виду, что работа над обсуждаемой проблемой позволяет систематизировать и обобщить новые знания, накопленные педагогической наукой, обосновать теоретико-методологические и методические подходы к разработке востребованных обществом образовательных моделей (например, компетентностной).
В тесной связи со сказанным выше рассмотрим проблему использования современных педагогических подходов и соответствующих инструментальных средств проектирования и реализации новых образовательных стандартов. Как известно, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения предусматривает профессиональную подготовку студентов на основе интеграции знаниевого и компетентностного подходов. Однако обсуждаемые государственные стандарты не предлагают ни дидактических средств, ни тем более технологий реализации компетентностного подхода в учебном процессе в условиях знаниевой парадигмы. Вместе с тем, как показывают педагогические исследования, реализация компетентностной модели обучения в условиях ЗУНовского (ЗУН: знания, умения, навыки) подхода, не перестраивая сущностных основ процесса обучения по предмету, возможна только формально. Дело в том, что компетенции принадлежат к личностным структурам, описывающим профессиональную культуру человека, а ЗУНовская составляющая является лишь одним из структурных элементов профессиональной культуры.
Оригинальность и сложность проблемы реализации компетентностного подхода в учебном процессе во многом объясняется ещё и тем, что овладение учащимся даже на высоком уровне ЗУНами не гарантирует ему овладение соответствующими компетенциями. Системе образования требуются принципиально новые инновационные педагогические методики, решающие проблемы:
· разработки принципов и методик отбора учебного материала дисциплины, который обеспечивает реальные содержательные основания для формирования требуемых компетенций;
· разработки теории и инструментальных средств профилирования учебных курсов, исходя из компетентностной модели;
· обеспечения вариативности учебных курсов, как ведущего звена педагогического механизма, обеспечивающего учащимся индивидуальную образовательную траекторию;
· введения в учебные курсы профессионально-ориентированных практических задач, позволяющих оценить уровень сформированности конкретной компетенции.
В обсуждаемом учебном пособии «Инновационная педагогика» предлагаются педагогические средства решения обозначенных выше задач и в их числе образовательные технологии, основу которых составляют:
– инновационные методы: свернутых информационных структур, нелинейного структурирования процесса обучения, дистанционного обучения;
– радиально-концентрический подход к структурированию вариативного учебного курса;
– матрица взаимосвязи задач обучения, воспитания и развития личности и др.
Вполне понятно, что в исследовании сущности образовательного процесса не обойтись без современных методологических средств. В данном пособии построение общей теории педагогики высшей школы проводится с помощью онтологического спецификатора данной науки. Используя спецификатор, разрабатывается онтологическая модель учебного курса, показывающая иерархию всех его компонентов, что, в конечном счете, и даёт возможность строго проконтролировать необходимость и место каждого факта, понятия, принципа, закона в общей логической структуре целостного курса. Обратим внимание на то, что построение базовых основ педагогики в виде соответствующей модели требует четкого определения соответствующей проблемной области, включающей терминологию и систему понятий, определение адекватных моделей и теорий, определение методов, педагогических подходов и процессов решения поставленных перед курсом задач. Разработанная модель и служит в качестве общего языка для адекватного выражения семантики разнообразных педагогических моделей.
В построении общей теории педагогики высшей школы на основе онтологической модели особый интерес представляет методика использования системно-синергетического подхода для исследования структур педагогического процесса, принадлежащих к категории фундаментальных. Здесьпод фундаментальными структурами педагогики понимаются ее целостные системные образования, обладающие свойствами:
§ множества системообразующих элементов этих структур не пересекаются;
§ каждое отдельно взятое системное образование функционирует и развивается не только в соответствии с общими закономерностями педагогики, но и по своим специфическим принципам и закономерностям;
§ фундаментальные структуры несут интеграционное начало: совокупность системных элементов представляет собой специфическую целостную систему, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, и, влияя друг на друга, предопределяют не только взаимные изменения, но и накопление нового качества всей их целостной системой.
В рамках вузовского образовательного процесса рассматриваемого на уровне системного объекта можно выделить три его фундаментальные структуры:
I. Содержательно-воспитательная;
II. Процессуальная;
III. Технологическая.
Подчеркнем, что число «три» не является исчерпывающим, и развитие педагогики может его увеличить; но при настоящем состоянии знаний эти три структуры являются неприводимыми друг к другу и играют, таким образом, роль фундаментальных. Обратим также внимание и на то, что наиболее значимым прикладным фактором методологического подхода, базирующегося на концепции фундаментальных структур, является более строгое обоснование теоретических основ педагогики, более глубокое раскрытие её сущностных основ.
Учебное пособие включает пять разделов:
I. Инновации в области методологии педагогики;
II. Инновации в области дидактики;
III. Инновационные подходы и средства проведения занятия;
IV. Инновационные формы и методы обучения;
V. Дистанционное образование как инновационная форма организации персонифицированного обучения.
Каждая тема раздела завершается тестированием уровня усвоения студентом учебного материала. Подчеркнём, абсолютное большинство вопросов конкретного теста имеют проблемный характер. Ниже приводится в качестве примера тест по теме «Методология педагогики и проблемы разработки инноваций в области обучения и воспитания учащихся».
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое методология педагогики?
2. Каковы научные основы построения педагогической теории?
3. Какое положение теории педагогики можно отнести к её принципам?
4. На каких методологических требованиях базируется система принципов педагогики?
5. Какие функции выполняет методология педагогики в построении научной теории?
6. Какими понятиями оперирует системный подход?
7. Раскройте сущность признаков, характеризующих объект как педагогическую систему.
8. Что такое модернизация учебно-воспитательного процесса?
Проблемные задания для самостоятельного выполнения
1. Подготовьте реферат «Системно-синергетический подход как метод методологии педагогики».
2. Проанализируйте в письменной форме педагогические признаки, которые позволяют в совокупности утверждать, что модернизация учебно-воспитательного процесса проведена успешно.
В заключение отметим, что содержание учебного пособия «Инновационная педагогика» позволяет сформировать готовность читателя к выполнению научных исследований в области современной педагогики по следующей проблематике:
– педагогическая специфика открытого образования: теоретические основания; формы, методы и средства; образовательные технологии;
– интеграция профессионального образования: сущность, теоретические основы, педагогические технологии;
– теоретико-методологические и технологические основания научно- обоснованного отбора содержания образования, решающего задачи обучения, воспитания и развития учащегося на основе принципов социально-личностной актуальности знаний и всестороннего развития личности, востребованной обществом;
– теоретико-методологическое обоснование компетентностной модели обучения;
– педагогические особенности учебно-воспитательного процесса, реализующего компетентностную модель обучения;
– методика подготовки бакалавра: теория и технологии формирования профессиональной культуры будущего специалиста;
– теоретико-методологические обоснования ФГОС ВПО третьего поколения и образовательно-воспитательные системы реализации образовательного стандарта;
– педагогические безопасные для здоровья учащегося средства ускорения обучения и развития личности.
1. Borytko N.M. Sistema professional´nogo vospitaniya v vuze: uchebnoe posobie [Tekst] / N.M. Borytko; nauch. red. N.K.Sergeev. - Volgograd: TTs «OPTIM», 2006. - 120 s.
2. Grachev V.V. Kompetentnostnyy podkhod v vysshem professional´nom obrazovanii [Tekst] / V.V.Grachev, O.A.Zhukova, A.A.Orolov . Pedagogika. - 2009. - № 2. - 107 s.
3. Korzhuev A.V. Sovremennaya teoriya obucheniya: obshchenauchnaya interpretatsiya: uchebnoe posobie [Tekst] / A.V.Korzhuev, V.A.Popkov. - M.: Akad. Proekt, 2009. - 185 s.
4. Okolelov O.P. Konstruktivnaii osnovi innivazionnogo podhoda k modernizazii obrazovatelnogo prozessa, realizyjuhego kompetentstnyjy model obuchenija (anons ychebnogo posobija «Innovazionnaja pedagogika) [Tekst] / O.P. Okolelov // Zurnal pedagogicheskih issltdovanii. 2016. Т. 1. №. 6. C. 1-1.
5. Okolelov O.P. Konstruktivnaya pedagogika [Tekst]; monografiya - M.: Direkt-Media, 2013. - 160 s.
6. Okolelov O.P. Teoreticheskie aspekty i tekhnologii realizatsii obrazovatel´nogo standarta tret´ego pokoleniya [Tekst] / O.P. Okolelov, O.D. Dyachkin . Vysshee obrazovanie segodnya. 2009. № 11. S. 88 - 91.
7. Okolelov O.P. K probleme razrabotki metodiki podgotovki spetsialistov, realizuyushchey FGOS [Tekst] / O.P. Okolelov, O.D. Dyachkin, V.A. Semiryazhko . Alma mater Vestnik vysshey shkoly. 2011. № 10. S. 44 - 48.
8. Okolelov O.P. Integratsionnye protsessy v professional´nom obrazovanii [Tekst]. Alma mater Vestnik vysshey shkoly. 2013. № 4. S. 36 - 39.
9. Okolelov O.P. Pedagogika vysshey shkoly: uchebnik / O.P.Okolelov. - M.: INFRA-M, 2016. - 187 s.
10. Pedagogika [Tekst] / Pod red. Yu.K. Babanskogo. - M.: Prosveshchenie, 1983. - 608 s.