К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены основные идеи учебного пособия О.П. Околелова «Инновационная педагогика», обоснована необходимость разработки нового инновационного пособия по педагогике в высшей школе, разработки новых принципов и на их основе новых положений педагогической теории высшей школы, новых форм и методов обучения. Острая необходимость в дальнейшем развитии теории вызывается и новыми задачами, поставленными обществом перед образованием (ЕГЭ, профильное обучение в школе, компетентностная модель обучения в вузе и др.)

Ключевые слова:
педагогика высшей школы, инновационная педагогика, воспитание студентов, высшее образование.
Текст

Как известно, в настоящее время педагогика высшей школы в условиях реформирования образования и бурного роста научной, социальной и другой информации не может ограничиваться областью знаний и навыков, как бы ни была важна эта область. Необходима разработка таких общих основ педагогики, которые обеспечивали бы построение вузовских образовательных процессов, гарантирующих оптимальный результат в обучении, воспитании и профессиональном становлении будущего специалиста [1–3; 5–10]. Отсюда вытекает проблема первостепенной теоретической и прикладной значимости: разработки  новых принципов и на их основе новых положений педагогической теории высшей школы, новых форм и методов обучения. Острая необходимость в дальнейшем развитии теории вызывается и новыми задачами, поставленными обществом перед образованием (ЕГЭ, профильное обучение в школе, компетентностная модель обучения в вузе и др.) [4]. 

Сегодня общество к системе высшего образования предъявляет  на уровне ведущих следующие требования:

·          воспитывающего обучения на основе компетентностной модели специалиста;

·          формирования у студентов современного мировоззрения;

·          формирования у будущего специалиста готовности к жизненной самореализации;

·          воспитания у студентов в процессе обучения самостоятельности, инициативы и некоторых других востребованных обществом качеств личности.

Именно с позиции этих требований просматривается очевидный формализм в организации вузами воспитания и развития студентов хотя бы в силу того, что учебные заведения фактически до сих пор  реализуют предметную систему обучения  и преподаватели согласно учебным программам стремятся сформировать у студентов в первую очередь необходимые знания, умения и навыки. Таким образом, мы имеем дело с другой очень важной и очень сложной современной проблемой – острой необходимости существенного усиления роли воспитательной составляющей образовательного процесса по учебному предмету и, прежде всего, в формировании конкретных качеств личности (компетенций), внесении четко определенного вклада в её развитие. 

Понятно, создание научно-педагогических основ, необходимых для практической реализации сформулированных  выше требований, сопряжено с поиском методологических подходов и средств достаточно эффективной интеграции дидактики и теории воспитания. При этом именно дидактика здесь призвана сыграть ведущую роль, чтобы изжить формальную увязку обучения и воспитания. Фактически сущность этой задачи заключается в необходимости поставить учение таким образом, чтобы  оно само, как таковое, формировало человека высокой нравственности, готовило его к жизненной самореализации. Поиск решения этой задачи связан с пересмотром отношения между преподавателем и студентами, разработкой принципиально новых форм и методов обучения.

В анонсируемом учебном пособии «Инновационная педагогика»  образовательный процесс (синонимы: «учебно-воспитательный процесс», «педагогический процесс») рассматривается как органическое единство процессов обучения, воспитания и профессионального становления. Сущность его состоит в передаче педагогами социального опыта студентам посредством специальным образом организованного взаимодействия, направленного на их всестороннее, гармоническое развитие, подготовку к жизненной самореализации в современном обществе. Новизна данного педагогического подхода заключается в том, что вузовский учебно-воспитательный процесс не может рассматриваться как механическая сумма процессов обучения и воспитания, а он должен рассматриваться как самостоятельный целостный системный объект, функционирующий в согласии со своими принципами и закономерностями.

Очевидно, острая необходимость первоочередного уточнения понимания  сущностных основ современного вузовского образовательного процесса порождена,  прежде всего, практическими  потребностями.  В успешном  решении этой проблемы нуждаются  и  вузовские преподаватели, и руководство высшей школы, и ученые-педагоги.  С позиции модернизации образовательного процесса важно также иметь в виду, что  работа  над обсуждаемой проблемой позволяет систематизировать и обобщить  новые  знания,  накопленные педагогической наукой, обосновать теоретико-методологические и методические подходы к разработке востребованных обществом образовательных моделей  (например, компетентностной). 

В тесной связи со сказанным выше рассмотрим проблему  использования  современных педагогических подходов и соответствующих инструментальных средств проектирования и реализации новых образовательных стандартов. Как известно, федеральный государственный образовательный  стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения предусматривает профессиональную подготовку студентов на основе интеграции знаниевого и компетентностного подходов. Однако обсуждаемые государственные стандарты  не предлагают ни дидактических средств, ни тем более технологий реализации компетентностного подхода в учебном процессе  в условиях знаниевой парадигмы. Вместе с тем, как показывают педагогические исследования, реализация компетентностной модели обучения в условиях ЗУНовского (ЗУН: знания, умения, навыки) подхода, не перестраивая сущностных основ процесса обучения по предмету, возможна только формально. Дело в том, что компетенции принадлежат к личностным структурам, описывающим профессиональную культуру человека, а ЗУНовская составляющая является лишь одним из структурных элементов профессиональной культуры.

Оригинальность и сложность проблемы реализации компетентностного подхода в учебном процессе во многом объясняется ещё и тем, что овладение учащимся даже на высоком уровне  ЗУНами не гарантирует ему овладение соответствующими компетенциями. Системе образования требуются принципиально новые инновационные педагогические  методики, решающие  проблемы: 

·       разработки принципов и методик отбора учебного материала  дисциплины, который обеспечивает реальные содержательные основания для  формирования требуемых компетенций;

·       разработки теории и инструментальных средств профилирования учебных курсов, исходя из компетентностной модели;

·       обеспечения вариативности учебных курсов, как ведущего звена педагогического механизма, обеспечивающего учащимся  индивидуальную образовательную траекторию;

·       введения в учебные курсы профессионально-ориентированных практических задач, позволяющих оценить уровень сформированности  конкретной компетенции.

В обсуждаемом учебном пособии «Инновационная педагогика» предлагаются педагогические средства решения  обозначенных выше задач и в их числе образовательные технологии, основу которых составляют:

  инновационные методы: свернутых информационных структур, нелинейного структурирования процесса обучения, дистанционного обучения; 

радиально-концентрический подход к структурированию вариативного  учебного курса;

матрица взаимосвязи задач обучения, воспитания и развития личности и др. 

Вполне  понятно,  что  в  исследовании сущности образовательного процесса  не  обойтись без  современных  методологических  средств.  В данном пособии построение общей теории педагогики высшей школы  проводится с помощью онтологического спецификатора данной науки. Используя спецификатор,  разрабатывается онтологическая модель учебного курса, показывающая иерархию всех его компонентов, что, в конечном счете,  и даёт возможность строго проконтролировать необходимость и место каждого факта, понятия, принципа, закона в общей логической структуре  целостного  курса.  Обратим внимание на то, что построение базовых основ педагогики в виде соответствующей модели требует четкого определения соответствующей проблемной области, включающей терминологию и систему понятий, определение адекватных моделей и теорий, определение методов, педагогических подходов и процессов решения поставленных перед курсом задач.  Разработанная модель и служит в качестве общего языка для адекватного выражения семантики разнообразных педагогических моделей.

В построении общей теории педагогики высшей школы на основе онтологической модели особый  интерес  представляет методика использования системно-синергетического подхода  для исследования  структур  педагогического процесса, принадлежащих к категории фундаментальных. Здесьпод фундаментальными   структурами   педагогики  понимаются  ее  целостные  системные  образования,  обладающие свойствами:

§   множества  системообразующих  элементов  этих  структур  не  пересекаются;

§   каждое  отдельно  взятое  системное  образование  функционирует  и  развивается  не  только  в  соответствии  с  общими  закономерностями  педагогики,  но  и   по  своим  специфическим  принципам  и  закономерностям; 

§   фундаментальные структуры несут интеграционное начало: совокупность системных элементов  представляет  собой  специфическую целостную  систему,  элементы  которой  находятся  во  взаимосвязи  и  взаимозависимости,  и,  влияя  друг  на  друга,  предопределяют  не  только  взаимные  изменения,  но  и  накопление  нового  качества  всей  их  целостной  системой. 

В  рамках вузовского образовательного процесса рассматриваемого на уровне системного объекта можно выделить три его фундаментальные структуры:

I. Содержательно-воспитательная;

II. Процессуальная; 

III. Технологическая.

Подчеркнем,  что  число  «три»  не  является  исчерпывающим,  и  развитие  педагогики  может  его  увеличить;  но  при  настоящем  состоянии  знаний  эти  три  структуры  являются  неприводимыми  друг  к  другу  и  играют,  таким  образом,  роль  фундаментальных. Обратим также внимание и на то, что  наиболее значимым прикладным фактором методологического подхода, базирующегося   на  концепции   фундаментальных  структур,  является  более  строгое  обоснование  теоретических  основ  педагогики,  более  глубокое  раскрытие  её  сущностных  основ. 

Учебное пособие включает пять разделов:

I. Инновации в области методологии педагогики; 

II. Инновации в области дидактики; 

III. Инновационные подходы и средства проведения занятия;

IV. Инновационные формы и методы обучения;

V. Дистанционное  образование  как инновационная форма организации персонифицированного обучения.

Каждая тема раздела завершается тестированием уровня усвоения студентом учебного материала. Подчеркнём, абсолютное большинство вопросов  конкретного теста имеют проблемный характер. Ниже приводится в качестве примера тест по теме  «Методология  педагогики и проблемы разработки инноваций в области обучения и воспитания учащихся». 

 

Вопросы  для  самоконтроля 

1.              Что такое методология педагогики?

2.              Каковы научные основы построения педагогической теории?

3.              Какое положение теории педагогики можно отнести к её принципам?

4.                    На каких методологических требованиях базируется система принципов педагогики?

5.                    Какие функции выполняет методология педагогики в построении научной теории?

6.                    Какими понятиями оперирует системный подход? 

7.                    Раскройте сущность признаков, характеризующих  объект как педагогическую систему.

8.                    Что такое модернизация учебно-воспитательного процесса? 

 

Проблемные задания для самостоятельного выполнения 

1.                   Подготовьте реферат  «Системно-синергетический подход как метод методологии педагогики».

2.                   Проанализируйте в письменной форме педагогические признаки, которые позволяют в совокупности утверждать, что модернизация учебно-воспитательного процесса проведена успешно.

 

В заключение отметим, что содержание учебного пособия «Инновационная педагогика» позволяет сформировать готовность читателя  к выполнению научных исследований в области современной  педагогики  по следующей проблематике:

– педагогическая специфика открытого образования: теоретические основания; формы, методы и средства; образовательные технологии;

– интеграция профессионального образования: сущность, теоретические основы, педагогические технологии;

– теоретико-методологические  и технологические  основания  научно- обоснованного отбора содержания образования, решающего задачи  обучения, воспитания и развития  учащегося на основе принципов социально-личностной актуальности знаний  и всестороннего развития личности, востребованной обществом;

– теоретико-методологическое обоснование компетентностной модели обучения;

– педагогические особенности учебно-воспитательного процесса, реализующего компетентностную модель обучения;

– методика подготовки бакалавра: теория и технологии формирования профессиональной культуры будущего специалиста;

– теоретико-методологические обоснования ФГОС ВПО третьего поколения и образовательно-воспитательные системы  реализации образовательного стандарта;

– педагогические безопасные для здоровья учащегося средства ускорения обучения и развития личности.

Список литературы

1. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе: учебное пособие [Текст] / Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К.Сергеев. - Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. - 120 с.

2. Грачев В.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Текст] / В.В.Грачев, О.А.Жукова, А.А.Оролов // Педагогика. - 2009. - № 2. - 107 с.

3. Коржуев А.В. Современная теория обучения: общенаучная интерпретация: учебное пособие [Текст] / А.В.Коржуев, В.А.Попков. - М.: Акад. Проект, 2009. - 185 с.

4. Околелов О.П. Концептуальные основы инновационного подхода к модернизации образовательного процесса, реализующего компетентностную модель обучения (анонс учебного пособия «Инновационная педагогика») [Текст]/ О. П. Околелов // Журнал педагогических исследований. - 2016. - Т. 1. - №. 6. - C. 1-1.

5. Околелов О.П. Конструктивная педагогика [Текст]; монография - М.: Директ-Медиа, 2013. - 160 с.

6. Околелов О.П. Теоретические аспекты и технологии реализации образовательного стандарта третьего поколения [Текст] / О.П. Околелов, О.Д. Дячкин // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 11. - С. 88 - 91.

7. Околелов О.П. К проблеме разработки методики подготовки специалистов, реализующей ФГОС [Текст] / О.П. Околелов, О.Д. Дячкин, В.А. Семиряжко // Alma mater Вестник высшей школы. - 2011. - № 10. - С. 44 - 48.

8. Околелов О.П. Интеграционные процессы в профессиональном образовании [Текст] // Alma mater Вестник высшей школы. - 2013. - № 4. - С. 36 - 39.

9. Околелов О.П. Педагогика высшей школы: учебник / О.П.Околелов. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 187 с.

10. Педагогика [Текст] / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?