В статье представлены основные идеи учебного пособия О.П. Околелова «Инновационная педагогика», обоснована необходимость разработки нового инновационного пособия по педагогике в высшей школе, разработки новых принципов и на их основе новых положений педагогической теории высшей школы, новых форм и методов обучения. Острая необходимость в дальнейшем развитии теории вызывается и новыми задачами, поставленными обществом перед образованием (ЕГЭ, профильное обучение в школе, компетентностная модель обучения в вузе и др.)
педагогика высшей школы, инновационная педагогика, воспитание студентов, высшее образование.
Как известно, в настоящее время педагогика высшей школы в условиях реформирования образования и бурного роста научной, социальной и другой информации не может ограничиваться областью знаний и навыков, как бы ни была важна эта область. Необходима разработка таких общих основ педагогики, которые обеспечивали бы построение вузовских образовательных процессов, гарантирующих оптимальный результат в обучении, воспитании и профессиональном становлении будущего специалиста [1–3; 5–10]. Отсюда вытекает проблема первостепенной теоретической и прикладной значимости: разработки новых принципов и на их основе новых положений педагогической теории высшей школы, новых форм и методов обучения. Острая необходимость в дальнейшем развитии теории вызывается и новыми задачами, поставленными обществом перед образованием (ЕГЭ, профильное обучение в школе, компетентностная модель обучения в вузе и др.) [4].
Сегодня общество к системе высшего образования предъявляет на уровне ведущих следующие требования:
· воспитывающего обучения на основе компетентностной модели специалиста;
· формирования у студентов современного мировоззрения;
· формирования у будущего специалиста готовности к жизненной самореализации;
· воспитания у студентов в процессе обучения самостоятельности, инициативы и некоторых других востребованных обществом качеств личности.
Именно с позиции этих требований просматривается очевидный формализм в организации вузами воспитания и развития студентов хотя бы в силу того, что учебные заведения фактически до сих пор реализуют предметную систему обучения и преподаватели согласно учебным программам стремятся сформировать у студентов в первую очередь необходимые знания, умения и навыки. Таким образом, мы имеем дело с другой очень важной и очень сложной современной проблемой – острой необходимости существенного усиления роли воспитательной составляющей образовательного процесса по учебному предмету и, прежде всего, в формировании конкретных качеств личности (компетенций), внесении четко определенного вклада в её развитие.
Понятно, создание научно-педагогических основ, необходимых для практической реализации сформулированных выше требований, сопряжено с поиском методологических подходов и средств достаточно эффективной интеграции дидактики и теории воспитания. При этом именно дидактика здесь призвана сыграть ведущую роль, чтобы изжить формальную увязку обучения и воспитания. Фактически сущность этой задачи заключается в необходимости поставить учение таким образом, чтобы оно само, как таковое, формировало человека высокой нравственности, готовило его к жизненной самореализации. Поиск решения этой задачи связан с пересмотром отношения между преподавателем и студентами, разработкой принципиально новых форм и методов обучения.
В анонсируемом учебном пособии «Инновационная педагогика» образовательный процесс (синонимы: «учебно-воспитательный процесс», «педагогический процесс») рассматривается как органическое единство процессов обучения, воспитания и профессионального становления. Сущность его состоит в передаче педагогами социального опыта студентам посредством специальным образом организованного взаимодействия, направленного на их всестороннее, гармоническое развитие, подготовку к жизненной самореализации в современном обществе. Новизна данного педагогического подхода заключается в том, что вузовский учебно-воспитательный процесс не может рассматриваться как механическая сумма процессов обучения и воспитания, а он должен рассматриваться как самостоятельный целостный системный объект, функционирующий в согласии со своими принципами и закономерностями.
Очевидно, острая необходимость первоочередного уточнения понимания сущностных основ современного вузовского образовательного процесса порождена, прежде всего, практическими потребностями. В успешном решении этой проблемы нуждаются и вузовские преподаватели, и руководство высшей школы, и ученые-педагоги. С позиции модернизации образовательного процесса важно также иметь в виду, что работа над обсуждаемой проблемой позволяет систематизировать и обобщить новые знания, накопленные педагогической наукой, обосновать теоретико-методологические и методические подходы к разработке востребованных обществом образовательных моделей (например, компетентностной).
В тесной связи со сказанным выше рассмотрим проблему использования современных педагогических подходов и соответствующих инструментальных средств проектирования и реализации новых образовательных стандартов. Как известно, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения предусматривает профессиональную подготовку студентов на основе интеграции знаниевого и компетентностного подходов. Однако обсуждаемые государственные стандарты не предлагают ни дидактических средств, ни тем более технологий реализации компетентностного подхода в учебном процессе в условиях знаниевой парадигмы. Вместе с тем, как показывают педагогические исследования, реализация компетентностной модели обучения в условиях ЗУНовского (ЗУН: знания, умения, навыки) подхода, не перестраивая сущностных основ процесса обучения по предмету, возможна только формально. Дело в том, что компетенции принадлежат к личностным структурам, описывающим профессиональную культуру человека, а ЗУНовская составляющая является лишь одним из структурных элементов профессиональной культуры.
Оригинальность и сложность проблемы реализации компетентностного подхода в учебном процессе во многом объясняется ещё и тем, что овладение учащимся даже на высоком уровне ЗУНами не гарантирует ему овладение соответствующими компетенциями. Системе образования требуются принципиально новые инновационные педагогические методики, решающие проблемы:
· разработки принципов и методик отбора учебного материала дисциплины, который обеспечивает реальные содержательные основания для формирования требуемых компетенций;
· разработки теории и инструментальных средств профилирования учебных курсов, исходя из компетентностной модели;
· обеспечения вариативности учебных курсов, как ведущего звена педагогического механизма, обеспечивающего учащимся индивидуальную образовательную траекторию;
· введения в учебные курсы профессионально-ориентированных практических задач, позволяющих оценить уровень сформированности конкретной компетенции.
В обсуждаемом учебном пособии «Инновационная педагогика» предлагаются педагогические средства решения обозначенных выше задач и в их числе образовательные технологии, основу которых составляют:
– инновационные методы: свернутых информационных структур, нелинейного структурирования процесса обучения, дистанционного обучения;
– радиально-концентрический подход к структурированию вариативного учебного курса;
– матрица взаимосвязи задач обучения, воспитания и развития личности и др.
Вполне понятно, что в исследовании сущности образовательного процесса не обойтись без современных методологических средств. В данном пособии построение общей теории педагогики высшей школы проводится с помощью онтологического спецификатора данной науки. Используя спецификатор, разрабатывается онтологическая модель учебного курса, показывающая иерархию всех его компонентов, что, в конечном счете, и даёт возможность строго проконтролировать необходимость и место каждого факта, понятия, принципа, закона в общей логической структуре целостного курса. Обратим внимание на то, что построение базовых основ педагогики в виде соответствующей модели требует четкого определения соответствующей проблемной области, включающей терминологию и систему понятий, определение адекватных моделей и теорий, определение методов, педагогических подходов и процессов решения поставленных перед курсом задач. Разработанная модель и служит в качестве общего языка для адекватного выражения семантики разнообразных педагогических моделей.
В построении общей теории педагогики высшей школы на основе онтологической модели особый интерес представляет методика использования системно-синергетического подхода для исследования структур педагогического процесса, принадлежащих к категории фундаментальных. Здесьпод фундаментальными структурами педагогики понимаются ее целостные системные образования, обладающие свойствами:
§ множества системообразующих элементов этих структур не пересекаются;
§ каждое отдельно взятое системное образование функционирует и развивается не только в соответствии с общими закономерностями педагогики, но и по своим специфическим принципам и закономерностям;
§ фундаментальные структуры несут интеграционное начало: совокупность системных элементов представляет собой специфическую целостную систему, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, и, влияя друг на друга, предопределяют не только взаимные изменения, но и накопление нового качества всей их целостной системой.
В рамках вузовского образовательного процесса рассматриваемого на уровне системного объекта можно выделить три его фундаментальные структуры:
I. Содержательно-воспитательная;
II. Процессуальная;
III. Технологическая.
Подчеркнем, что число «три» не является исчерпывающим, и развитие педагогики может его увеличить; но при настоящем состоянии знаний эти три структуры являются неприводимыми друг к другу и играют, таким образом, роль фундаментальных. Обратим также внимание и на то, что наиболее значимым прикладным фактором методологического подхода, базирующегося на концепции фундаментальных структур, является более строгое обоснование теоретических основ педагогики, более глубокое раскрытие её сущностных основ.
Учебное пособие включает пять разделов:
I. Инновации в области методологии педагогики;
II. Инновации в области дидактики;
III. Инновационные подходы и средства проведения занятия;
IV. Инновационные формы и методы обучения;
V. Дистанционное образование как инновационная форма организации персонифицированного обучения.
Каждая тема раздела завершается тестированием уровня усвоения студентом учебного материала. Подчеркнём, абсолютное большинство вопросов конкретного теста имеют проблемный характер. Ниже приводится в качестве примера тест по теме «Методология педагогики и проблемы разработки инноваций в области обучения и воспитания учащихся».
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое методология педагогики?
2. Каковы научные основы построения педагогической теории?
3. Какое положение теории педагогики можно отнести к её принципам?
4. На каких методологических требованиях базируется система принципов педагогики?
5. Какие функции выполняет методология педагогики в построении научной теории?
6. Какими понятиями оперирует системный подход?
7. Раскройте сущность признаков, характеризующих объект как педагогическую систему.
8. Что такое модернизация учебно-воспитательного процесса?
Проблемные задания для самостоятельного выполнения
1. Подготовьте реферат «Системно-синергетический подход как метод методологии педагогики».
2. Проанализируйте в письменной форме педагогические признаки, которые позволяют в совокупности утверждать, что модернизация учебно-воспитательного процесса проведена успешно.
В заключение отметим, что содержание учебного пособия «Инновационная педагогика» позволяет сформировать готовность читателя к выполнению научных исследований в области современной педагогики по следующей проблематике:
– педагогическая специфика открытого образования: теоретические основания; формы, методы и средства; образовательные технологии;
– интеграция профессионального образования: сущность, теоретические основы, педагогические технологии;
– теоретико-методологические и технологические основания научно- обоснованного отбора содержания образования, решающего задачи обучения, воспитания и развития учащегося на основе принципов социально-личностной актуальности знаний и всестороннего развития личности, востребованной обществом;
– теоретико-методологическое обоснование компетентностной модели обучения;
– педагогические особенности учебно-воспитательного процесса, реализующего компетентностную модель обучения;
– методика подготовки бакалавра: теория и технологии формирования профессиональной культуры будущего специалиста;
– теоретико-методологические обоснования ФГОС ВПО третьего поколения и образовательно-воспитательные системы реализации образовательного стандарта;
– педагогические безопасные для здоровья учащегося средства ускорения обучения и развития личности.
1. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе: учебное пособие [Текст] / Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К.Сергеев. - Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. - 120 с.
2. Грачев В.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Текст] / В.В.Грачев, О.А.Жукова, А.А.Оролов // Педагогика. - 2009. - № 2. - 107 с.
3. Коржуев А.В. Современная теория обучения: общенаучная интерпретация: учебное пособие [Текст] / А.В.Коржуев, В.А.Попков. - М.: Акад. Проект, 2009. - 185 с.
4. Околелов О.П. Концептуальные основы инновационного подхода к модернизации образовательного процесса, реализующего компетентностную модель обучения (анонс учебного пособия «Инновационная педагогика») [Текст]/ О. П. Околелов // Журнал педагогических исследований. - 2016. - Т. 1. - №. 6. - C. 1-1.
5. Околелов О.П. Конструктивная педагогика [Текст]; монография - М.: Директ-Медиа, 2013. - 160 с.
6. Околелов О.П. Теоретические аспекты и технологии реализации образовательного стандарта третьего поколения [Текст] / О.П. Околелов, О.Д. Дячкин // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 11. - С. 88 - 91.
7. Околелов О.П. К проблеме разработки методики подготовки специалистов, реализующей ФГОС [Текст] / О.П. Околелов, О.Д. Дячкин, В.А. Семиряжко // Alma mater Вестник высшей школы. - 2011. - № 10. - С. 44 - 48.
8. Околелов О.П. Интеграционные процессы в профессиональном образовании [Текст] // Alma mater Вестник высшей школы. - 2013. - № 4. - С. 36 - 39.
9. Околелов О.П. Педагогика высшей школы: учебник / О.П.Околелов. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 187 с.
10. Педагогика [Текст] / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.