ESSENCE OF THE CONCEPT OF UNIFORM INFORMATION SPACE AND PRINCIPLES OF ITS FORMATION IN CREDIT INSTITUTIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with topical issues interpretations of the nature and content of consepts «information», «common information space». The principles of the formation of a single information space of credit institutions are considered. The experience of the formation of a single information space (on the basis of «VTB 24» PAO) is studied.

Keywords:
information, common information space, information resources, components of a single information space, the principles of formation.
Text

В третьем тысячелетии ведущие страны перешли к построению экономики, основанной на получении (создании, формировании), распространении и применении различной информации. Поэтому сегодня информация перестает быть средством познания и становится главным фактором эволюции системы социально-экономических отношений. Проблема формирования единого информационного пространства (ЕИП), в т.ч. и в кредитной организации, становится одной из важнейших. И решать ее необходимо, определившись с тем, что же представляет собой дефиниция «информация».

Термин «информация», представленный в табл. 1, не имеет единого трактования, хотя применяется очень широко.

 

Таблица 1

Трактовки дефиниции «информация»

Автор

Определение

Боканов А.А.

Это то, что отражается на носителе информации (памяти); ее содержанием являются сведения о некоем объекте, при этом она (информация) не связана с этим внешним объектом никакими материальными связями, но одновременно отражает свойства этого объекта [2, с. 124].

Винер Н.

Обозначение содержания, полученного из внешнего мира (человеком) в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств [5, с. 31].

Демин А.И.

Всеобщее свойство материи, которое, наряду с энергией, определяет параметры любого движения материального мира и проявляется в направленности движения и образования упорядоченных форм существования материи как результата информационного взаимодействия [6, с. 40].

Ефремова Т.Ф.

Сообщение о положении дел где-либо, о состоянии чего-либо; сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами; обмен такими сведениями между людьми и специальными устройствами; обмен сигналами в животном и растительном мире [7]

Ожегов С. И.

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь [9, с.  943]

Урсул А.Д.

Та часть отражения, образа, который возникает в голове человека и может опредмечиваться в ходе передачи данного образа [13, с. 79]

 

В Федеральном законе от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (ред. от 06.07.2016 г.) информация определяется как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» [1].

Таким образом, понятие информации трактуется в нашем законодательстве более широко, чем в научной литературе и словарях русского языка. Вместе с тем, в Федеральном законе от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (ред. от 06.07.2016 г.) термины «информационное пространство», «единое информационное пространство» не встречаются.

Между тем именно единое информационное пространство позволяет кредитным организациям иметь своевременную, достоверную и оперативную информацию о совершенных банком операциях,  что подчеркивает важность раскрытия содержания данного понятия и принципов его формирования в кредитных учреждениях. Различные трактовки дефиниции ЕИП представлены в табл. 2.

 

Таблица 2

Трактовки дефиниции «единое информационное пространство»

Автор

Определение

Васильева М.М.

Совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей [4].

Болдырев В.А., Кобелев П.Е.

«Совокупность методов и средств взаимодействия в системе, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей [3, с. 9]

Самгин Ю.А.

Многократное наслоение множества информационных пространств отдельных физических лиц (граждан государства) с учетом примерного перечня гражданско-социальных единиц участников информационно-процессуальных правоотношений, находящихся на территории и за пределами Российской Федерации в процессе построения развитого информационного общества, актуально урегулированное нормами права [12]

Поддубская Т.А.

Совокупность информационных пространств, объединенных общими культурно-историческими, политическими, экономическими и технологическими связями, а также межнациональным языком общения, имеющая географические, политические и семиотические границы [11]

 

ЕИП состоит из компонентов, изображенных на рис. 1.

 

 

Рис.1. Компоненты ЕИП

 

Нижний уровень пирамиды представлен компонентом ЕИП, который обеспечивает организациям (в т.ч. и кредитным) и гражданам соответствующий доступ к информационным ресурсам на базе различных программно-технических средств и организационно-нормативных документов, образующих собой информационные технологии.

Средний уровень пирамиды представляет собой компонент ЕИП, который обеспечивает не только его  функционирование, но и развитие, в т.ч., сбор, обработку, хранение, распространение, поиск, а также передачу какой-либо информации.

Верхний уровень пирамиды представлен информационными технологиями, которые содержат информацию на соответствующих носителях.

Таким образом, единое информационное пространство кредитной организации можно определить как совокупность информационных ресурсов, организационных структур, средств информационного взаимодействия физических и юридических лиц с кредитной организацией, обеспечивающую заинтересованных пользователей своевременной, достоверной и оперативной информацией о совершенных кредитной организацией операциях и направленную на упрощение и ускорение получения кредитной организацией прибыли.

Единое информационное пространство кредитной организации базируется на соблюдении ряда принципов.

Так, авторы Д.В. Ковалёв, Ю.В. Гранкин, Т.П. Кривецкая к принципам, на основе которых формируется ЕИП, относят следующие:

  • принцип возможности постепенного включения предприятий компании в пространство (в целом; по отдельным направлениям);
  • масштабируемости решения;
  • расширяемости функционала при помощи включения новых информационных систем в информационное пространство.

Названные принципы можно отнести и к принципам формирования ЕИП в банке. Одним из банков, в которых сформировано единое информационное пространство, является ВТБ-24 (ПАО).

Наглядно динамика активов, обязательств и источников собственных средств банка изображена на рис. 2, свидетельствующем, что за 2013–2015 гг. ПАО «ВТБ24» активно наращивал свои активы и источники собственных средств. Также в данной кредитной организации наблюдался и рост обязательств, что связано в основном с увеличением средств клиентов, не являющихся кредитными организациями.

Рис. 2 .Динамика активов, обязательств и источников собственных средств ПАО «ВТБ 24» в 2013–2015 гг., млн руб. [10]

 

За три года источники собственных средств банка увеличились на 40 597 млн руб. или на 29,31%; обязательства – на 749 956 млн руб. или на 39,66%; активы – на 790 553 млн руб., что составляет 138,95% от уровня базисного года.

В 2014 г. ПАО «ВТБ 24» объединил два десятка ИТ-систем в единое информационное пространство, запустив «Универсальный слой банковских сервисов», представляющий собой одно из самых крупных на российском рынке интеграционных решений на базе Oracle SOA Suite. «Универсальный слой банковских сервисов» состоит из 600 интеграционных компонентов, которые реализованы компанией «Неофлекс».

Формирование единой информационной системы в ПАО «ВТБ 24» реализовано в рамках программы развития ИТ-инфраструктуры банка.

Главная задача внедрения ЕИП в ПАО «ВТБ 24» – это обеспечение максимально широкого спектра продуктового предложения во всех каналах продаж.

«Универсальный слой банковских сервисов» ПАО «ВТБ 24» взаимодействует со многими системами банка, в т.ч. с «Телебанком», число клиентов которого постоянно растет (рис. 3).

Рис. 3. Динамика клиентов телебанка ПАО «ВТБ 24» 

в 2013–2015 гг., тыс. [10]

По данным рис. 3 видно, что всего за три года динамика активных клиентов системы ДБО «Телебанк ВТБ24» возросла с 284 до 861 тыс., т.е. на 577 тыс. или в 3 раза, а общее количество клиентов системы ДБО физических лиц – с 1651 до 3900 тыс. или более, чем в 2 раза. 

Таким образом, «Универсальный слой банковских сервисов» ПАО «ВТБ 24» – это единый логический слой, который разделяет фронтальные приложения и бэк-офисные системы кредитной организации. Единое информационное пространство ПАО «ВТБ 24» охватывает имеющиеся потребности розничного бизнеса не только по офисному, но и дистанционному обслуживанию клиентов, а также ведению карточных счетов и проведению маркетинговых кампаний.

References

1. Ob informacii, informacionnyh tehnologiyah i zaschite informacii: feder. zakon Ros. Federacii ot 27 iyulya 2006 g. № 149-FZ: prinyat Gos. Dumoy Feder. Sobr. Ros. Federacii 8 iyul. 2006 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 14 iyulya 2006 g. // Ros. gaz. - 2006. - 29 iyulya.

2. Bokanov A. A. Ponyatie informacii v sovremennoy ekonomicheskoy nauke [Tekst] / A. A. Bakanov // Vestnik Voennogo universiteta. - 2010. - №1 (21). - S. 120-126.

3. Boldyrev V.A., Kobelev P.E. Neobhodimost' primeneniya informacionnyh tehnologiy dlya polucheniya dostovernoy informacii [Tekst] / V. A. Boldyrev, P. E. Kobelev // Sovershenstvovanie upravleniya korporativnymi obrazovaniyami i regional'naya promyshlennaya politika: problemy i innovacii. - Perm': Vseross. nauch.-prakt. konfer., 2007. - S. 9-12.

4. Vasil'eva M.M. Formirovanie edinogo informacionnogo prostranstva Rossii v usloviyah globalizacii [Elektronnyy resurs] / M. M. Vasil'eva // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. - 2013. - № 24(684). - URL: http://cyberleninka.ru/. - (Data obrascheniya: 20.11.2016).

5. Viner H. Kibernetika i obschestvo [Tekst] / N. Viner. - M.: Izdatel'stvo inostrannoy literatury, 1958. - 200 s.

6. Demin A.I. Informacionnaya teoriya ekonomiki [Tekst] / A.I. Demin. Makromodel'. - M: LKI, 2007. - 322 s.

7. Efremova T.F. Novyy slovar' russkogo yazyka [Elektronnyy resurs] / T. F. Efremova. - URL: http://www.zipsites.ru. - (Data obrascheniya: 20.11.2016).

8. Kovalev D.V. Informacionnaya sistema ucheta i kontrolya uranovoy produkcii [Elektronnyy resurs] / D. V. Kovalev, Yu. V. Grankin // XII Vserossiyskoe soveschanie po problemam upravleniya. - 2014. - № 6. - URL: http://vspu2014.ipu.ru/. - (Data obrascheniya: 21.11.2016).

9. Ozhegov S. I. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 72500 slov i 7500 frazeologicheskih vyrazheniy [Tekst] / S. I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova. - M.: Azbukovnik, 1997. - 943 s.

10. Oficial'nyy sayt «VTB 24» (PAO) [Elektronnyy resurs]. // URL: https://old.vtb24.ru/

11. Poddubskaya T. A. Problemy formirovaniya edinogo informacionnogo prostranstva v stranah SNG [Elektronnyy resurs] / T. A. Poddubskaya // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. - 2015. - № 8 (50). - URL: http://scjournal.ru/. - (Data obrascheniya: 21.11.2016).

12. Samgin Yu.A. Sredstva massovoy informacii - sistemoobrazuyuschiy komponent edinogo informacionnogo prostranstva [Elektronnyy resurs] / Yu. A. Samgin // Pravovaya informatika. - 20- № 1. - URL: http://cyberleninka.ru/. - (Data obrascheniya: 21.11.2016).

13. Ursul A.D. Put' v noosferu (koncepciya vyzhivaniya i ustoychivogo razvitiya civilizacii) - M .: Luch, 1993. - 275 str.

14. Avtomatizaciya processov byudzhetirovaniya sovremennoy organizacii/ Kriveckaya T. P., Nedel'kin A. A. Sbornik Uchenye zapiski Mezhdunarodnogo bankovskogo instituta. - SPb.: Izd-vo MBI, 2014 T.1

Login or Create
* Forgot password?