СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА И ПРИНЦИПЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены актуальные проблемы трактовки сущности и содержания дефиниций «информация», «единое информационное пространство». Рассмотрены принципы формирования единого информационного пространства кредитных организаций. Изучен опыт формирования единого информационного пространства (на базе ПАО «ВТБ 24»)

Ключевые слова:
информация, единое информационное пространство, информационные ресурсы, компоненты единого информационного пространства, принципы формирования.
Текст

В третьем тысячелетии ведущие страны перешли к построению экономики, основанной на получении (создании, формировании), распространении и применении различной информации. Поэтому сегодня информация перестает быть средством познания и становится главным фактором эволюции системы социально-экономических отношений. Проблема формирования единого информационного пространства (ЕИП), в т.ч. и в кредитной организации, становится одной из важнейших. И решать ее необходимо, определившись с тем, что же представляет собой дефиниция «информация».

Термин «информация», представленный в табл. 1, не имеет единого трактования, хотя применяется очень широко.

 

Таблица 1

Трактовки дефиниции «информация»

Автор

Определение

Боканов А.А.

Это то, что отражается на носителе информации (памяти); ее содержанием являются сведения о некоем объекте, при этом она (информация) не связана с этим внешним объектом никакими материальными связями, но одновременно отражает свойства этого объекта [2, с. 124].

Винер Н.

Обозначение содержания, полученного из внешнего мира (человеком) в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств [5, с. 31].

Демин А.И.

Всеобщее свойство материи, которое, наряду с энергией, определяет параметры любого движения материального мира и проявляется в направленности движения и образования упорядоченных форм существования материи как результата информационного взаимодействия [6, с. 40].

Ефремова Т.Ф.

Сообщение о положении дел где-либо, о состоянии чего-либо; сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами; обмен такими сведениями между людьми и специальными устройствами; обмен сигналами в животном и растительном мире [7]

Ожегов С. И.

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь [9, с.  943]

Урсул А.Д.

Та часть отражения, образа, который возникает в голове человека и может опредмечиваться в ходе передачи данного образа [13, с. 79]

 

В Федеральном законе от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (ред. от 06.07.2016 г.) информация определяется как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» [1].

Таким образом, понятие информации трактуется в нашем законодательстве более широко, чем в научной литературе и словарях русского языка. Вместе с тем, в Федеральном законе от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (ред. от 06.07.2016 г.) термины «информационное пространство», «единое информационное пространство» не встречаются.

Между тем именно единое информационное пространство позволяет кредитным организациям иметь своевременную, достоверную и оперативную информацию о совершенных банком операциях,  что подчеркивает важность раскрытия содержания данного понятия и принципов его формирования в кредитных учреждениях. Различные трактовки дефиниции ЕИП представлены в табл. 2.

 

Таблица 2

Трактовки дефиниции «единое информационное пространство»

Автор

Определение

Васильева М.М.

Совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей [4].

Болдырев В.А., Кобелев П.Е.

«Совокупность методов и средств взаимодействия в системе, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей [3, с. 9]

Самгин Ю.А.

Многократное наслоение множества информационных пространств отдельных физических лиц (граждан государства) с учетом примерного перечня гражданско-социальных единиц участников информационно-процессуальных правоотношений, находящихся на территории и за пределами Российской Федерации в процессе построения развитого информационного общества, актуально урегулированное нормами права [12]

Поддубская Т.А.

Совокупность информационных пространств, объединенных общими культурно-историческими, политическими, экономическими и технологическими связями, а также межнациональным языком общения, имеющая географические, политические и семиотические границы [11]

 

ЕИП состоит из компонентов, изображенных на рис. 1.

 

 

Рис.1. Компоненты ЕИП

 

Нижний уровень пирамиды представлен компонентом ЕИП, который обеспечивает организациям (в т.ч. и кредитным) и гражданам соответствующий доступ к информационным ресурсам на базе различных программно-технических средств и организационно-нормативных документов, образующих собой информационные технологии.

Средний уровень пирамиды представляет собой компонент ЕИП, который обеспечивает не только его  функционирование, но и развитие, в т.ч., сбор, обработку, хранение, распространение, поиск, а также передачу какой-либо информации.

Верхний уровень пирамиды представлен информационными технологиями, которые содержат информацию на соответствующих носителях.

Таким образом, единое информационное пространство кредитной организации можно определить как совокупность информационных ресурсов, организационных структур, средств информационного взаимодействия физических и юридических лиц с кредитной организацией, обеспечивающую заинтересованных пользователей своевременной, достоверной и оперативной информацией о совершенных кредитной организацией операциях и направленную на упрощение и ускорение получения кредитной организацией прибыли.

Единое информационное пространство кредитной организации базируется на соблюдении ряда принципов.

Так, авторы Д.В. Ковалёв, Ю.В. Гранкин, Т.П. Кривецкая к принципам, на основе которых формируется ЕИП, относят следующие:

  • принцип возможности постепенного включения предприятий компании в пространство (в целом; по отдельным направлениям);
  • масштабируемости решения;
  • расширяемости функционала при помощи включения новых информационных систем в информационное пространство.

Названные принципы можно отнести и к принципам формирования ЕИП в банке. Одним из банков, в которых сформировано единое информационное пространство, является ВТБ-24 (ПАО).

Наглядно динамика активов, обязательств и источников собственных средств банка изображена на рис. 2, свидетельствующем, что за 2013–2015 гг. ПАО «ВТБ24» активно наращивал свои активы и источники собственных средств. Также в данной кредитной организации наблюдался и рост обязательств, что связано в основном с увеличением средств клиентов, не являющихся кредитными организациями.

Рис. 2 .Динамика активов, обязательств и источников собственных средств ПАО «ВТБ 24» в 2013–2015 гг., млн руб. [10]

 

За три года источники собственных средств банка увеличились на 40 597 млн руб. или на 29,31%; обязательства – на 749 956 млн руб. или на 39,66%; активы – на 790 553 млн руб., что составляет 138,95% от уровня базисного года.

В 2014 г. ПАО «ВТБ 24» объединил два десятка ИТ-систем в единое информационное пространство, запустив «Универсальный слой банковских сервисов», представляющий собой одно из самых крупных на российском рынке интеграционных решений на базе Oracle SOA Suite. «Универсальный слой банковских сервисов» состоит из 600 интеграционных компонентов, которые реализованы компанией «Неофлекс».

Формирование единой информационной системы в ПАО «ВТБ 24» реализовано в рамках программы развития ИТ-инфраструктуры банка.

Главная задача внедрения ЕИП в ПАО «ВТБ 24» – это обеспечение максимально широкого спектра продуктового предложения во всех каналах продаж.

«Универсальный слой банковских сервисов» ПАО «ВТБ 24» взаимодействует со многими системами банка, в т.ч. с «Телебанком», число клиентов которого постоянно растет (рис. 3).

Рис. 3. Динамика клиентов телебанка ПАО «ВТБ 24» 

в 2013–2015 гг., тыс. [10]

По данным рис. 3 видно, что всего за три года динамика активных клиентов системы ДБО «Телебанк ВТБ24» возросла с 284 до 861 тыс., т.е. на 577 тыс. или в 3 раза, а общее количество клиентов системы ДБО физических лиц – с 1651 до 3900 тыс. или более, чем в 2 раза. 

Таким образом, «Универсальный слой банковских сервисов» ПАО «ВТБ 24» – это единый логический слой, который разделяет фронтальные приложения и бэк-офисные системы кредитной организации. Единое информационное пространство ПАО «ВТБ 24» охватывает имеющиеся потребности розничного бизнеса не только по офисному, но и дистанционному обслуживанию клиентов, а также ведению карточных счетов и проведению маркетинговых кампаний.

Список литературы

1. Об информации, информационных технологиях и защите информации: федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 июл. 2006 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июля 2006 г. // Рос. газ. - 2006. - 29 июля.

2. Боканов А. А. Понятие информации в современной экономической науке [Текст] / А. А. Баканов // Вестник Военного университета. - 2010. - №1 (21). - С. 120-126.

3. Болдырев В.А., Кобелев П.Е. Необходимость применения информационных технологий для получения достоверной информации [Текст] / В. А. Болдырев, П. Е. Кобелев // Совершенствование управления корпоративными образованиями и региональная промышленная политика: проблемы и инновации. - Пермь: Всеросс. науч.-практ. конфер., 2007. - С. 9-12.

4. Васильева М.М. Формирование единого информационного пространства России в условиях глобализации [Электронный ресурс] / М. М. Васильева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2013. - № 24(684). - URL: http://cyberleninka.ru/. - (Дата обращения: 20.11.2016).

5. Винер H. Кибернетика и общество [Текст] / Н. Винер. - M.: Издательство иностранной литературы, 1958. - 200 с.

6. Демин А.И. Информационная теория экономики [Текст] / А.И. Демин. Макромодель. - М: ЛКИ, 2007. - 322 с.

7. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ефремова. - URL: http://www.zipsites.ru. - (Дата обращения: 20.11.2016).

8. Ковалёв Д.В. Информационная система учета и контроля урановой продукции [Электронный ресурс] / Д. В. Ковалёв, Ю. В. Гранкин // XII Всероссийское совещание по проблемам управления. - 2014. - № 6. - URL: http://vspu2014.ipu.ru/. - (Дата обращения: 21.11.2016).

9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1997. - 943 с.

10. Официальный сайт «ВТБ 24» (ПАО) [Электронный ресурс]. // URL: https://old.vtb24.ru/

11. Поддубская Т. А. Проблемы формирования единого информационного пространства в странах СНГ [Электронный ресурс] / Т. А. Поддубская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 8 (50). - URL: http://scjournal.ru/. - (Дата обращения: 21.11.2016).

12. Самгин Ю.А. Средства массовой информации - системообразующий компонент единого информационного пространства [Электронный ресурс] / Ю. А. Самгин // Правовая информатика. - 20- № 1. - URL: http://cyberleninka.ru/. - (Дата обращения: 21.11.2016).

13. Урсул А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации) - М .: Луч, 1993. - 275 стр.

14. Автоматизация процессов бюджетирования современной организации/ Кривецкая Т. П., Неделькин А. А. Сборник Ученые записки Международного банковского института. - СПб.: Изд-во МБИ, 2014 Т.1

Войти или Создать
* Забыли пароль?