Russian Federation
The questions related to influence of transportations of dangerous cargoes (oil and oil products) by rail on Far East ecological system are analyzed in this article. The ways of decrease of such transportations’ negative influence on environment are offered.
dangerous cargoes, railway transport, transportation, oil and oil products, sorbent, ecological system
1 Введение
Развитию Дальнего Востока и его транспортной составляющей в последнее время уделяется приоритетное внимание. Уязвимые места региона — огромная его протяженность, суровость климата и вечная мерзлота на большей части территории. Занимая значительную часть территории Российской Федерации, Дальний Восток имеет недостаточно развитую транспортную сеть. Фактически основной объем перевозок осуществляет сильно перегруженная железная дорога — Транссиб и БАМ. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 13,8% эксплуатационной длины всех железных дорог Российской Федерации, а плотность железнодорожных путей общего пользования в расчете на 10 тыс. кв. км в 3,6 раза меньше, чем в среднем по стране [1]. Основные транспортные артерии Дальнего Востока и Байкальского региона — Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали — требуют развития, поскольку в настоящее время до 90% их направлений работает с критическим уровнем загрузки, прежде всего на подходах к портам, крупным промышленным районам и новым месторождениям.
Предполагается обеспечить опережающее развитие опорной транспортной сети на территории нового освоения Дальнего Востока и Байкальского региона, в том числе в северо-восточной части Дальневосточного федерального округа. В связи с увеличением объемов перевозок опасных грузов, а также видов перевозимых веществ возникает ряд серьезных проблем с точки зрения экологической безопасности для окружающей среды и здоровья человека. На современном этапе наблюдаются общие тенденции в организации перевозок опасных грузов именно железнодорожным транспортом (ЖДТ). Но даже при ужесточении мер и правил перевозок различных опасных грузов все же происходит контакт вредных веществ с окружающей природной средой.
Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) на ЖДТ в России являются недопустимо высокий уровень износа основных производственных фондов, эксплуатационные ошибки и нерациональное размещение производительных сил, приведшее к концентрации производств повышенного риска на небольших площадях вблизи крупных населенных пунктов и охраняемых природных территорий.