LOST MOTION OF PLUNGER AS A DIAGNOSTIC PARAMETER OF FUEL PUMPS OF DISTRIBUTION TYPE
Abstract and keywords
Abstract (English):
A device for measuring the lost motion of plungers of a distribution type pump is proposed. The indices of plungers’ lost run of pump sections of the fuel pump ND-22/6 are given. As a result of statistical processing of the obtained data, a correlation was established between the values of the lost motion of plungers of the pump sections. It is proposed to use the plunger’s lost motion values as a diagnostic parameter of the technical state of the distribution-type pumps.

Keywords:
pump section, plunger, rotation mechanism, lost motion, correlation link, diagnostic parameter.
Text
Publication text (PDF): Read Download

В топливных насосах с многоплунжерными секциями, как известно, в процессе эксплуатации быстро нарушается равномерность подачи топлива по отдельным цилиндрам и изменяется угол опережения впрыска, в результате чего ухудшаются показатели рабочего процесса в отдельных цилиндрах дизеля. В связи с этим возникает необходимость постоянной регулировки топливных насосов высокого давления этих систем, что усложняет техническую эксплуатацию дизеля и его обслуживание. Кроме того, стоимость изготовления многоплунжерных топливных насосов достаточно высокая. По данным [1], затраты на изготовление плунжерных пар и других прецизионных деталей составляют 25...30% всех затрат по производству топливной аппаратуры.

Поэтому проводятся работы по созданию топливных систем с минимальным количеством плунжерных пар. К таким системам относится системы распределительного типа. Основным элементом их является распределительный топливный насос высокого давления, в котором используют одну плунжерную прецизионную пару для обслуживания ряда, а иногда и всех цилиндров дизеля.

В настоящее время в народном хозяйстве широкое распространение получили топливные насосы распределительного типа НД-22/6. В связи с тенденцией перехода автомобильного парка страны на дизельные двигатели, с ростом количества тракторов и комбайнов, на которые устанавливаются дизельные двигатели с насосами данного типа, в дальнейшем их роль еще больше возрастает. По этой причине встает задача не только увеличения выпуска таких насосов, но и правильной их эксплуатации и ремонта [2,3].

Изучение вопроса ремонта насосов          НД-22/6 показало, что ремонт их сводится в основном к замене насосных секций высокого давления. При отсутствии явных дефектов, заметных при визуальном осмотре, таких, как поломка зубьев шестерен, срез шпонок, повреждение резьбы, разрушение подшипников и т.п., механизм вращения плунжеров устанавливается на отремонтированный насос без специального контроля состояни его элементов или же, его состояния в целом [4,5].

В специальной научной литературе также, главным образом, преобладают сведения об исследования насосных секций, а механизму вращения плунжеров уделяется недостаточное внимание.

Установка на отремонтированный насос новых насосных секций в сочетании с изношенным механизмом вращения плунжеров без учета его состояния может не дать должного ожидаемого эффекта и возможности (равномерность подачи топлива по цилиндрам, стабильность цикловой подачи, скоростные характеристики, ресурс и др.), заложенные в новых насосных секциях, могут быть не полностью реализованы [6].

Механизм вращения плунжеров у данных насосов включает четыре цилиндрических и одну коническую пару шестерен, сопряжение в виде плоского паза для передачи вращения от кулачкового вала к эксцентриковому валу, и два прямоугольных сопряжения для непосредственной передачи вращения плунжерам от зубчатых втулок.  В ходе эксплуатации насоса каждая зубчатая пара и сопряжение изнашиваются, что ведет к увеличению мертвого хода механизма вращения плунжеров. При этом обобщающим показателем, характеризующим состояние механизма вращения плунжеров, может являться величина мертвого хода плунжеров.

Условия, материалы и методы исследований. Зная предельное и допустимое значения мертвого хода плунжеров [7], можно сделать соответствующие выводы о целесообразности дальнейшей эксплуатации или ремонта механизма привода. Исходя из этого, с целью определения состояния механизма вращения плунжеров у насосов, находящихся в эксплуатации, нами были измерены мертвый ход плунжеров в 52 топливных насосах НД-22/6, поступивших на ремонт в специализированную мастерскую ОАО «Янтиковское РТП». Устройство для замера мертвого хода представлено на рисунке 1.

 

References

1. Lyshevskiy A. S. Sistema pitaniya dizeley. [Power supply system for diesel engines] - M.: Mashinostroyenie, 1981. - P. 216.

2. Adigamov N.R., Sharifullin S.N. Complex solution of fuel equipment restoration problems of diesel engines. [Kompleksnoe reshenie problem vosstanovleniya toplivnoy apparatury dizeley]. // Vestnik KGTU im. A.N. Tupoleva. - The Herald of KSTU.named after A.N. Tupolev. 2008. - №2. - P. 16-18.

3. Sharifullin S.N., Adigamov N.R. Puti povysheniya effektivnosti raboty toplivnoy apparatury avtotraktornykh dizelnykh dvigateley. [Ways to improve the efficiency of fuel equipment of automotive diesel engines]. - Kazan, izd-vo Kazan. gos. un-ta, 2008. - P. 296.

4. Novikov A.M., Ivanschikov Yu.V., Lebedev V.G., Dobrokhotov Yu.N. Optimizatsiya parametrov mekhanizma privoda stenda dlya obkatki toplivovpryskivayuschego nasosa. // Nauchno-obrazovatelnaya sreda kak osnova razvitiya agropromyshlennogo kompleksa i sotsialnoy infrastruktury sela. (Optimization of parameters of the stand drive mechanism for running a fuel injection pump. // Scientific and educational environment as a basis for the development of the agro-industrial complex and the social infrastructure of the village). FGBOU VO “Chuvashskaya gosudarstvennaya selskokhozyaystvennaya akademiya”. 2016. - P. 458-463. 

5. Ivanschikov Yu.V., Ilyushkin A.G. Primenenie vakuumnykh pokrytiy dlya vosstanovleniya pretsizionnykh detaley dizelnoy toplivnoy apparatury. // Trudy GOSNITI. [Application of vacuum coatings for restoration of precision parts of diesel fuel equipment. // Proceedings of GOSNITI]. 2008. Vol. 101. P. 153-155.

6. Novikov A.M., Ivanschikov Yu.V., Lebedev V.G., Dobrokhotov Yu.N. Optimizatsiya parametrov peredatochnogo mekhanizma mnogozvennogo mekhanizma dlya obkatki toplivovpryskivayuschego nasosa. // Prodovolstvennaya bezopasnost i ustoychivoe razvitie APK. [Optimization of parameters of the transfer mechanism of the multi-link mechanism for running the fuel injection pump. // Food safety and sustainable development of the agroindustrial complex]. Cheboksary, ChGSKhA, 2015. - P. 642-646.

7. Savinykh P.A., Palitsyn A.V. Primenenie ustroystva individualnogo ucheta raskhoda topliva pri ekspluatatsii mashinno-traktornykh agregatov. // Prodovolstvennaya bezopasnost i ustoychivoe razvitie APK. [Application of individual metering device of fuel consumption during operation of machine-tractor units. // Food safety and sustainable development of agroindustrial complex]. Cheboksary, ChGSKhA, 2015. - P. 659-663.

8. Belov V.V. Mathematical models as a basis for experimental research and forecasting of the characteristics of research objects. [Matematicheskie modeli kak osnova eksperimentalnykh issledovaniy i prognozirovaniya kharakteristik obektov issledovaniy]. // Izvestiya Mezhdunarodnoy akademii agrarnogo obrazovaniya. - Proceedings of International Academy of Agrarian Education, 2012. Vol. 1. № 13. - P. 26-28.

Login or Create
* Forgot password?