FOR TEACHERS: ABOUT THE NORMS OF THE MODERN STANDARD RUSSIAN LANGUAGE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The role of a school teacher is highlighted as the archetypal mother-tongue speaker and keeper of the modern standard Russian language, whose goal is to teach students to consciously select and use linguistic means and to foster speech culture. Characterized are those norms of the modern standard Russian language, which are most frequently violated by both teachers and students.

Keywords:
language, language norm, speech culture, standard dictionaries.
Text

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Знание и соблюдение в речи языковых норм — один из показателей культурного уровня носителя языка. Школьный учитель, который формирует у учащихся осознанный выбор и использование нормативных языковых средств, должен быть образцовым носителем языка, хранителем языковых норм, прививать школьникам эстетическое отношение к правильной речи.

Языковые нормы не являются догмой, они изменяются вместе с языком. Одни, например акцентологические (нормы словесного ударения), изменяются достаточно активно, другие — грамматические (нормы формообразования слов) медленнее. Процесс и результат динамических изменений внутри языковой нормы часто вызывает у носителей языка множество вопросов, центральный из которых: «А как же на самом деле правильно?»

Ответить на этот вопрос помогают толковый и орфографический словари, но прежде всего — специальные словари, ориентированные на фиксацию конкретных языковых норм: орфоэпический словарь, словарь ударений, словарь грамматических трудностей русского языка.

Однако достаточно часто в словарях даются противоречивые сведения, и носитель языка, не получив исчерпывающего ответа, с одной стороны, теряет доверие к словарям, а с другой — пытается самостоятельно установить норму, которая порой не соответствует нормам современного русского литературного языка, принятым профессиональным сообществом лингвистов.

Стремление самостоятельно устанавливать языковые нормы особенно опасно для учителей: навязывание ученикам своего мнения, не подтвержденного профессиональными оценками лингвистов, приводит к тому, что учитель становится пуристом, т.е. чрезмерно строго относится к языковым нормам. В результате из носителя и хранителя нормы учитель превращается в ее разрушителя, поскольку формирует у учеников искаженное представление о нормативной речи, навязывает им отношение к языковой норме как к чему-то неизменному. Не менее опасна, однако, и противоположная позиция — пренебрежение нормами современного русского литературного языка, апелляция к тому, что язык постоянно меняется, а значит, можно говорить как хочется, лишь бы тебя поняли. Таким образом, обе позиции — «пуриста» (только так и никак иначе!) и «анархиста» (говори, как хочешь!) — выражают крайние, ненаучные, непрофессиональные точки зрения на языковую норму и ее использование в речи.

References

1. Gol´berg I.M., Ivanov S.V. Slovar´ grammaticheskih trudnostej russkogo jazyka. 5-11 kl. [Dictionary of grammar of the Russian language. 5-11 grades]. Moscow, AST-PRESS Publ., 2012.

2. Gorbachevich K.S. Normy sovremennogo russkogo literaturnogo jazyka. [The rules of modern Russian literary language]. Moscow Prosveshhenie Publ., 1989.

3. Russkaja grammatika. [Russian grammar]. - Moscow, Nauka Publ., 1980.

Login or Create
* Forgot password?