EXERCISES AND DIDACTIC GAMES FOR MENTAL DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
Abstract and keywords
Abstract (English):
Recommendations are presented on how teachers of kindergarten pre-school groups and primary school teachers should use in their routine work exercises and didactic games, aimed at facilitating children’s mental growth. Specially emphasized is the psychological role of games for cultivating spatial and logical reasoning, boosting keenness of observation, cognitive motivation and bent for creativity.

Keywords:
analysis, comparison, abstraction, differentiation, objects size, shape and color recognition, spatial and logical reasoning, attentiveness and keenness of observation, memory improvement.
Text

Известно, что игра, являясь одним из видов самостоятельной деятельности ребенка, стимулирует не только физическое, но и психическое его развитие. Учителя достаточно часто используют игру в воспитательных и образовательных целях, однако возможности игры для психического развития младших школьников часто остаются вне внимания педагога. Подбирая игры и упражнения, мы пытались акцентировать внимание на их психологической значимости в интеллектуальном развитии ребенка.

Предлагаемые дидактические игры и упражнения предназначены для работы с младшими школьниками 7–9 лет и детьми 6–7 лет, которые готовятся поступать в школу. Многие из них хорошо знакомы и взрослым, и детям.

Дидактические (обучающие) игры и упражнения помогают решать многие педагогические задачи, в частности:

  • учат дошкольника различать и называть величину, форму, цвет предметов;
  • способствуют формированию у младших школьников и дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, дифференцировать.

Упражнение 1. Восприятие предметов (осязание)

Ребенку 5–7 лет завязывают глаза и предлагают на ощупь определить предметы (не менее семи объектов). Его просят определить и назвать сам предмет, материал, из которого он сделан, объяснить, для чего данный предмет предназначен и т.д.

В качестве предъявляемых предметов могут быть использованы: наборы фигурок зверей из пластмассы; изделия и игрушки из металла; свободно подобранные, знакомые ребенку предметы — теннисный мяч, линейка, пуговица, ластик, наперсток, а также овощи и фрукты. При подборе предметов необходимо учитывать, что они не должны быть острыми или колющими, чтобы не причинить вреда ребенку.

При оценке результатов нужно учитывать, что ребенок 5–7 лет должен безошибочно определять на ощупь практически все знакомые ему предметы, толково отвечать на поставленные в упражнении вопросы.

References

1. Assuirova L.V. Rechevoy zadachnik: integrativnoe ucheb. posob. 1-4 klassy [Speech practical work: ntegrative studies. benefits. Grades 1-4]. Moscow, Pushkinskiy institute Publ., 2009.

2. Bokova T.V. Vremena goda: didakticheskie igry [Seasons : educational games]. Moscow, Rosmen-Press Publ., 2002.

3. Efremova V. Veselaya polyanka: didakticheskaya igra dlya detey 5-6 let [Funny glade: didactic game for children 5-6 years]. Available at: http://www.maaam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-veselaja-poljankadlja-detei-5-6-let.html (Accessed 15 January 2014). (in Russian)

4. Ladyzhenskoy T.A. Rech´. Rech´. Rech´: kniga dlya uchitelya [Speech. Speech. Speech: a book for teachers]. Moscow, Pedagogika Publ., 1990.

5. Savost´yanov A.I. Igry i uprazhneniya kak sredstvo razvitiya sotrudnichestva mezhdu shkol´nikami [Games and exercises as a means of developing cooperation between students]. Nachal´noe obrazovanie [Primary education]. 2012, no. 1.

6. Savost´yanov A.I. Kak vospitat´ v rebenke artistichnost´ [How to raise a child artistry]. Nachal´noe obrazovanie [Primary education]. 2013, no. 3.

7. Savost´yanov A.I. Kompleks zanyatiy dlya razvitiya tekhniki rechi u mladshikh shkol´nikov [Complex activities for the development of speech technology in primary school children]. Nachal´noe obrazovanie [Primary education]. 2012, no. 4.

8. Savost´yanov A.I. 300 uprazhneniy uchitelyu dlya raboty nad dykhaniem, golosom, diktsiey i orfoepiey [300 exercises teacher to work on breathing, voice, diction and Orthoepy]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2012. 160 p.

Login or Create
* Forgot password?