employee
Kazakhstan
student
Kazakhstan
The article is devoted to the concept of «poetic cycle», to its origin and existence in poetry of A. Rosenbaum. The article also describes the poetic cycles from the point of view of their subjects. The presented classification is based on the study of the bard's works.
cycles, poetry, bard, song collections, author position
Настоящая работа посвящена исследованию поэтических циклов современного представителя авторской песни А.Я. Розенбаума. Познакомившись с творчеством этого актера впервые в 80-е годы 20 века, современный зритель, читатель, слушатель с интересом следит за развитием его творчества и в наши дни. Изучение произведений этого автора существенно расширяет представление читателя о русской авторской песне второй половины XX века. Его поэзия почти не становилась предметом исследования филологической науки, а поэтические сборники изучению на предмет циклизации ранее не подвергали.
Авторская песня и современная форма – шансон – пользуются большим спросом у современного человека, который выступает одновременно в роли слушателя, зрителя, читателя. А, следовательно, филологический анализ текста не может не принимать во внимание этот факт, и стоит признать важным необходимость изучения такого рода поэзии.
Для современных филологических исследований характерно обращение к проблеме циклизации поэтических и прозаических текстов. Изучение и систематизацию поэтических циклов можно считать достаточно важными в постижении особенностей творчества того или иного поэта. Филологический анализ текста предполагает не только описание идеи, темы, жанровой природы произведения, художественных средств выразительности, но и анализ циклической структуры.
Таким образом, актуальность темы подтверждается стойким интересом современной филологической науки к изучению творчества того или иного представителя авторской песни с позиции циклизации.
Научная новизна состоит в том, что исследование поэтических циклов А.Я. Розенбаума осуществляется впервые. Это позволит существенно расширить представление о творчестве современного поэта популярного жанра – авторская песня. Теоретической основой исследования явились работы автора А.Я. Розенбаума.
Цель работы – изучение сборников песен поэта как поэтических циклов. Достижение поставленной цели потребовало решения ряда конкретных задач: уточнить теоретическую базу исследования (для чего рассмотреть категорию цикл); подвергнуть анализу дискографию А. Розенбаума. Объектом нашей работы являются стихотворные сборники поэта. Предмет исследования – особенности циклизации поэтических произведений А. Розенбаума.
Содержание и теоретическая направленность научного сочинения определили выбор методов и приёмов исследования. В качестве основного используются метод описательный, а также такие его приёмы, как наблюдение, обобщение и классификация изучаемого материала. Основными этапами исследования являются изучение теоретического материала; классификация, систематизация и анализ поэтических сборников; выводы.
Творчество А.Я. Розенбаума, с которым массовый зритель познакомился в восьмидесятые годы ХХ века, сразу нашло своих почитателей. Авторское обаяние, особая манера исполнения, гармоничное сочетание слов и музыки, насыщенный, со смысловой точки зрения, текст привлекают слушателя вдумчивого, серьёзного, размышляющего.
Изучая дискографию А.Я. Розенбаума, можно прийти к выводу, что произведения, представленные в каждом сборнике, являются циклами авторской песни. Объединение в цикл базируется на общей тематике, символике, а также авторской позиции.
Первый сборник носит название «Домашний концерт» (1981). На первый взгляд стихотворения разнородны, однако внимательное прочтение позволяет выделить ключевую деталь – объединяющим элементом является еврейский мирок. Здесь представлен криминальный элемент Одессы 20 годов ХХ века:
Гоп-стоп, ты отказала в ласке мне.
Гоп-стоп, ты так любила звон монет,
Ты шубки беличьи носила,
Кожи крокодила,
Всё полковникам стелила,
Ноги на ночь мыла,
Мир блатной совсем забыла,
И «перо» за это получай!
Этот же сборник содержит индивидуальное восприятие будней доктора-еврея конца ХХ века. Врач по образованию, А. Розенбаум проникновенно исполняет песни, связанные с медицинской профессией («Двадцать вызовов за сутки», «Иван Иваныч Иванов», «Скорая помощь», «Я стать хотел геологом», «Утиная охота»)» [1, c. 448]:
Светофоры, дайте визу,
Едет «скорая» на вызов.
Кто-то на Пушкарской задыхается.
Есть тревога на лице,
Есть магнезия в шприце,
Щас она там быстро оклемается.
Между описываемыми событиями половина века, разные культурные города (Ленинград и Одесса), но тонкая нить тянется от одного времени к другому. Рассказчик в этих авторских песнях пока еще не предлагает слушателю свою позицию. В первом сборнике он только передает увиденное, подмеченное, пересказанное необычное, даже, можно сказать, экзотическое для северной столицы – еврейский мирок. Только общее настроение стихотворений позволяет объединить произведения в цикл, а если уточнить, то цикл читательский, так как именно в восприятии читающего два времени связаны в единое целое.
Второй сборник «Памяти Аркадия Северного»(1982) также проникнут настроением старой Одессы. Сюда добавлены уже знакомые по первому сборнику песни «Майдан», «Скорая помощь», «Соня», «Нинка» и др. Тем не менее, здесь появляются высокой степени интимные произведения – обнаженные мысли и душа лирического персонажа, который рассуждает о своей жизни, о тех, кто уже покинул этот мир. Таким образом, видим, как чисто блатные песни трансформируются в философские этюды, характерные для Александра Яковлевича:
По небу ангелы летят
Над самой головой.
Я знать хочу:
Который мой?
Летят красиво, косяком,
Видать, пошли на юг.
Который мой,
Куда ж ты, друг?
Третий по году выпуска сборник носит необычное название «Посвящение посвящающим»(1983). Когда слушаешь песни этого диска, понимаешь, что место действия чётко не обозначено. А. Розенбаум обращается к изображению человека вне конкретного времени и пространства, отсюда и упоминание героев разных эпох – Гулливер, Пушкин, Лермонтов, современник автора. Рассказаны абсолютно разные истории, но объединяющим моментом является лейтмотив одиночества и предательства.
Одиночество в стихотворениях Розенбаума, как представляется наиболее вероятным, – результат зависти, непохожести на толпу:
Казалось бы – наоборот,
Кто больше, тот сильнее,
Но удивительный народ –
Чем шире лоб и выше рост,
Тем лилипуты злее!
Герой-современник беспомощно пытается найти участие и сочувствие – люди глухи к его просьбам:
Я ломился в закрытую дверь,
Я смеялся и плакал…
Я кричал стенам: «Как же теперь?
Шьёт на улице саван метель,
И хозяин не выгонит в степь
На погибель собаку!»
У Розенбаума есть твёрдая уверенность в том, что личности неординарные всегда жертвы злых языков, что признание всегда приходит после смерти:
А как помер соловей с криком: «Падлы вы!», –
Так слетелись воробьи, гарь лампадная.
Порасселся на шестках гость непрошенный,
На поминках поклевать хлеба крошево.
Что ж вы, соколы, в пуху оборзевшие,
На едином на духу песни спевшие?
Зачирикали теперь, ох и твари вы,
Непродажного его отоварили.
В этом 1986 году выходит новый сборник «Эпитафия», который тоже является циклом. Среди синтезирующих элементов назовем тематику – осмысление Великой Отечественной войны и открытая авторская позиция: низкий поклон всем, кто стал жертвой вероломной войны. Розенбаум – сын солдата, прошедшего Великую Отечественную, – не мог в своем творчестве обойти важную тему: надо напоминать о войне, чтобы ничего не повторилось, надо рассказывать родившимся уже после войны об ужасе, который пережил народ:
Ссохшийся Ленинград
Корочки хлебной ждёт.
Вспомни-ка простор
Шумных площадей,
Там теперь не то –
Съели сизарей.
Там теперь не смех,
Не столичный сброд –
По стене на снег
Падает народ –
Голод.
И то там, то тут
В саночках везут
Голых.
В этом цикле рассказывают личные истории разные лица (шофер, солдат, сын, однополчанин), например, фронтовик, выживший на войне, но не сумевший «выбросить» её из своей памяти:
Я часто просыпаюсь в тишине
От свиста пуль и визга бомб фугасных.
Мне кажется, я снова на войне,
И кто кого – пока ещё не ясно.
Как личная трагедия переживается Александром Яковлевичем геноцид евреев:
До земли недалеко,
И рукой подать до неба.
В небо взмыл я и на землю сполз.
Вы простите, сёстры, то,
Что я с вами рядом не был,
Что в рыдания свой крик не вплёл.
В его песнях рассказывается о том, что нет такой семьи-страдалицы, нет тех, кого обошло горе, соленые слезы, тоска, щемящая сердце:
Обещал с войны вернуться
Сын родной своей мамане,
Сорок лет почти прождала
На сибирской стороне.
Да недавно повстречалась
На Мамаевом кургане –
Третья строчка, пятый столбик
На кровавой той стене.
В каждой строчке открытая авторская позиция, голос поэта связывает прошлое и настоящее, объединяет поколения, он звучит как приговор тем, кто пытается переписать историю:
А может, не было войны…
И людям всё это приснилось:
Опустошённая земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?
Поющий поэт рассказывает о том, что цена за победу – миллионы жизней, но каждый из погибших знал, что цель одна – будущим поколениям подарить мирное небо:
Будто нарисовано
Голубой пастелью
Небо над окопами –
Чистое, бездонное.
Будь всегда такое же
Над моей постелью,
Над землёю русскою,
Мирной и свободной.
Обращение к военной тематике в 1986 году совсем не случайно – Розенбаум в составе творческих групп был в Афганистане с особой миссией – морально поддержать молодых мальчиков, гибнущих под чужим небом. «Личность писателя находит отражение во всех составляющих литературного произведения: в проблеме, которая по ходу сюжета раскрывается, в совмещении мотивов, в пространственно-временном строении предметного мира, в системе образов героев, в художественной речи. Иначе говоря, писатель – это субъект высказывания (т.е. художественного произведения), который скрепляет своей личностью целостность произведения, реализуя через отдельные компоненты свою идею» [2, c. 1741].
В 1987 году он выпустит пластинку и признается, что она посвящена друзьям, братьям, сыновьям, отцам, которые находятся в Афганистане, выполняя интернациональный долг, которые прошли Афганистан за 10 лет войны.
Внимательно прослушав песни цикла «Дорога длиною в жизнь», можно прийти к выводу, что все это не случайно подобранные стихи, а поэтический цикл, объединенной общей темой – горькая правда о войне в Афганистане:
Ах, какого дружка потерял я в бою.
И не сорок два года назад, а вчера.
Среди гор и песков, где сжигает жара всё вокруг,
Опаляя недетскую память мою.
Слышишь, друг, мой дружок!
Мы взошли на некнижную ту высоту,
Под которой ты лёг.
Он рассказывает о тех, кто знает, что такое правда войны:
В Афганистане
В «чёрном тюльпане»
С водкой в стакане
мы молча плывём над землёй.
Скорбная птица
Через границу
К русским зарницам
несёт ребятишек домой.
Песни данного цикла прежде всего посвящены памяти, потому что давно мы должны знать, что много людей там погибло, они нуждаются в том, чтоб их память чтили:
Вот «афганец» задул. Пыль с песком вперемешку глотаем,
До «зелёнки» чуть-чуть, ну а там — то ли да, то ли нет.
А на той стороне мама в школу сестру провожает,
И бабуля моя поливает цветы на окне.
Под рукой тёплый руль, а педали и ствол под ногами.
И под боком страна, мне плюющая пулей в лицо.
Затопить бы её, эту землю сухую, слезами
Тех, кто здесь потерял своих братьев, мужей и отцов.
В результате представленного выше исследования авторы статьи пришли к следующим наблюдениям и выводам:
- на современном этапе развития филологической науки по-прежнему высок интерес учёных к изучению поэтических циклов;
- анализ поэтических циклов может многое рассказать об особенностях творчества писателя или поэта; в классификации циклов выделяются авторские и читательские;
- исследование дискографии поэта А. Розенбаума позволяет отметить цикловую организацию поэтических произведений; произведения объедены по циклу временем создания, тематикой, авторской позицией;
- первые сборники поэта являются читательскими циклами, последующие – авторскими, так как в них ведущим принципом циклизации наряду с тематикой является открытая авторская позиция.
1. Gor'kova A.A. Pesni o vrachah [Tekst] / A.A. Gor'kova // Byulleten' medicinskih internet-konferenciy.- Saratov: Izd. Nauka i innovacii, 2017. T.6. - № 1. - S. 448 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/download/elibrary_28839077_42918832.pdf
2. Sirivlya M.A. Problematika ponyatiy «geroy» i «personazh» v sovremennom literaturovedenii [Elektronnyy resurs] / M.A. Sirivlya, N.V. Lapshina, A.E. Cherkas // V mire nauchnyh otkrytiy (Social'no-gumanitarnye nauki). - 2015. - № 11.5(71). - S. 1738-1746. - Rezhim dostupa: http://journal-s.org/index.php/vmno/article/view/8229