ПОЭТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ А. РОЗЕНБАУМА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается понятие «цикла», его появление и бытование в творчестве А. Розенбаума. Статья посвящена описанию поэтических циклов с точки зрения их тематики. Представленная в статье классификация основана на исследовании творчества поэта

Ключевые слова:
циклы, поэзия, бард, песенные сборники, авторская позиция
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Настоящая работа посвящена исследованию поэтических циклов современного представителя авторской песни А.Я. Розенбаума. Познакомившись с творчеством этого актера впервые в 80-е годы 20 века, современный зритель, читатель, слушатель с интересом следит за развитием его творчества и в наши дни. Изучение произведений этого автора существенно расширяет представление читателя о русской авторской песне второй половины XX века. Его поэзия почти не становилась предметом исследования филологической науки, а поэтические сборники изучению на предмет циклизации ранее не подвергали.

Авторская песня и современная форма – шансон – пользуются большим спросом у современного человека, который выступает одновременно в роли слушателя, зрителя, читателя. А, следовательно, филологический анализ текста не может не принимать во внимание этот факт, и стоит признать важным необходимость изучения такого рода поэзии.

Для современных филологических исследований характерно обращение к проблеме циклизации поэтических и прозаических текстов. Изучение и систематизацию поэтических циклов можно считать достаточно важными в постижении особенностей творчества того или иного поэта. Филологический анализ текста предполагает не только описание идеи, темы, жанровой природы произведения, художественных средств выразительности, но и анализ циклической структуры.

Таким образом, актуальность темы подтверждается стойким интересом современной филологической науки к изучению творчества того или иного представителя авторской песни с позиции циклизации.

Научная новизна состоит в том, что исследование поэтических циклов А.Я. Розенбаума осуществляется впервые. Это позволит существенно расширить представление о творчестве современного поэта популярного жанра – авторская песня. Теоретической основой исследования явились работы автора А.Я. Розенбаума.

Цель работы – изучение сборников песен поэта как поэтических циклов. Достижение поставленной цели потребовало решения ряда конкретных задач: уточнить теоретическую базу исследования (для чего рассмотреть категорию цикл); подвергнуть анализу дискографию А. Розенбаума. Объектом нашей работы являются стихотворные сборники поэта. Предмет исследования – особенности циклизации поэтических произведений А. Розенбаума.

Содержание и теоретическая направленность научного сочинения определили выбор методов и приёмов исследования. В качестве основного используются метод описательный, а также такие его приёмы, как наблюдение, обобщение и классификация изучаемого материала. Основными этапами исследования являются изучение теоретического материала; классификация, систематизация и анализ поэтических сборников; выводы.

Творчество А.Я. Розенбаума, с которым массовый зритель познакомился в восьмидесятые годы ХХ века, сразу нашло своих почитателей. Авторское обаяние, особая манера исполнения, гармоничное сочетание слов и музыки, насыщенный, со смысловой точки зрения, текст привлекают слушателя вдумчивого, серьёзного, размышляющего.

Изучая дискографию А.Я. Розенбаума, можно прийти к выводу, что произведения, представленные в каждом сборнике, являются циклами авторской песни. Объединение в цикл базируется на общей тематике, символике, а также авторской позиции.

Первый сборник носит название «Домашний концерт» (1981). На первый взгляд стихотворения разнородны, однако внимательное прочтение позволяет выделить ключевую деталь – объединяющим элементом является еврейский мирок. Здесь представлен криминальный элемент Одессы 20 годов ХХ века:

Гоп-стоп, ты отказала в ласке мне.

Гоп-стоп, ты так любила звон монет,

Ты шубки беличьи носила,

Кожи крокодила,

Всё полковникам стелила,

Ноги на ночь мыла,

Мир блатной совсем забыла,

И «перо» за это получай!

Этот же сборник содержит индивидуальное восприятие будней доктора-еврея конца ХХ века. Врач по образованию, А. Розенбаум проникновенно исполняет песни, связанные с медицинской профессией («Двадцать вызовов за сутки», «Иван Иваныч Иванов», «Скорая помощь», «Я стать хотел геологом», «Утиная охота»)» [1, c. 448]:

Светофоры, дайте визу,

Едет «скорая» на вызов.

Кто-то на Пушкарской задыхается.

Есть тревога на лице,

Есть магнезия в шприце,

Щас она там быстро оклемается.

Между описываемыми событиями половина века, разные культурные города (Ленинград и Одесса), но тонкая нить тянется от одного времени к другому. Рассказчик в этих авторских песнях пока еще не предлагает слушателю свою позицию. В первом сборнике он только передает увиденное, подмеченное, пересказанное необычное, даже, можно сказать, экзотическое для северной столицы – еврейский мирок. Только общее настроение стихотворений позволяет объединить произведения в цикл, а если уточнить, то цикл читательский, так как именно в восприятии читающего два времени связаны в единое целое.

Второй сборник «Памяти Аркадия Северного»(1982) также проникнут настроением старой Одессы. Сюда добавлены уже знакомые по первому сборнику песни «Майдан», «Скорая помощь», «Соня», «Нинка» и др. Тем не менее, здесь появляются высокой степени интимные произведения – обнаженные мысли и душа лирического персонажа, который рассуждает о своей жизни, о тех, кто уже покинул этот мир. Таким образом, видим, как чисто блатные песни трансформируются в философские этюды, характерные для Александра Яковлевича:

По небу ангелы летят

Над самой головой.

Я знать хочу:

Который мой?

Летят красиво, косяком,

Видать, пошли на юг.

Который мой,

Куда ж ты, друг?

Третий по году выпуска сборник носит необычное название «Посвящение посвящающим»(1983). Когда слушаешь песни этого диска, понимаешь, что место действия чётко не обозначено. А. Розенбаум обращается к изображению человека вне конкретного времени и пространства, отсюда и упоминание героев разных эпох – Гулливер, Пушкин, Лермонтов, современник автора. Рассказаны абсолютно разные истории, но объединяющим моментом является лейтмотив одиночества и предательства.

Одиночество в стихотворениях Розенбаума, как представляется наиболее вероятным, – результат зависти, непохожести на толпу:

Казалось бы – наоборот,

Кто больше, тот сильнее,

Но удивительный народ –

Чем шире лоб и выше рост,

Тем лилипуты злее!

Герой-современник беспомощно пытается найти участие и сочувствие – люди глухи к его просьбам:

Я ломился в закрытую дверь,

Я смеялся и плакал…

Я кричал стенам: «Как же теперь?

Шьёт на улице саван метель,

И хозяин не выгонит в степь

На погибель собаку!»

У Розенбаума есть твёрдая уверенность в том, что личности неординарные всегда жертвы злых языков, что признание всегда приходит после смерти:

А как помер соловей с криком: «Падлы вы!», –

Так слетелись воробьи, гарь лампадная.

Порасселся на шестках гость непрошенный,

На поминках поклевать хлеба крошево.

Что ж вы, соколы, в пуху оборзевшие,

На едином на духу песни спевшие?

Зачирикали теперь, ох и твари вы,

Непродажного его отоварили.

В этом 1986 году выходит новый сборник «Эпитафия», который тоже является циклом. Среди синтезирующих элементов назовем тематику – осмысление Великой Отечественной войны и открытая авторская позиция: низкий поклон всем, кто стал жертвой вероломной войны. Розенбаум – сын солдата, прошедшего Великую Отечественную, – не мог в своем творчестве обойти важную тему: надо напоминать о войне, чтобы ничего не повторилось, надо рассказывать родившимся уже после войны об ужасе, который пережил народ:

Ссохшийся Ленинград

Корочки хлебной ждёт.

Вспомни-ка простор

Шумных площадей,

Там теперь не то –

Съели сизарей.

Там теперь не смех,

Не столичный сброд –

По стене на снег

Падает народ –

Голод.

И то там, то тут

В саночках везут

Голых.

В этом цикле рассказывают личные истории разные лица (шофер, солдат, сын, однополчанин), например, фронтовик, выживший на войне, но не сумевший «выбросить» её из своей памяти:

Я часто просыпаюсь в тишине

От свиста пуль и визга бомб фугасных.

Мне кажется, я снова на войне,

И кто кого – пока ещё не ясно.

Как личная трагедия переживается Александром Яковлевичем геноцид евреев:

До земли недалеко,

И рукой подать до неба.

В небо взмыл я и на землю сполз.

Вы простите, сёстры, то,

Что я с вами рядом не был,

Что в рыдания свой крик не вплёл.

В его песнях рассказывается о том, что нет такой семьи-страдалицы, нет тех, кого обошло горе, соленые слезы, тоска, щемящая сердце:

Обещал с войны вернуться

Сын родной своей мамане,

Сорок лет почти прождала

На сибирской стороне.

Да недавно повстречалась

На Мамаевом кургане –

Третья строчка, пятый столбик

На кровавой той стене.

В каждой строчке открытая авторская позиция, голос поэта связывает прошлое и настоящее, объединяет поколения, он звучит как приговор тем, кто пытается переписать историю:

А может, не было войны…

И людям всё это приснилось:

Опустошённая земля,

Расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы?

Поющий поэт рассказывает о том, что цена за победу – миллионы жизней, но каждый из погибших знал, что цель одна – будущим поколениям подарить мирное небо:

Будто нарисовано

Голубой пастелью

Небо над окопами –

Чистое, бездонное.

Будь всегда такое же

Над моей постелью,

Над землёю русскою,

Мирной и свободной.

Обращение к военной тематике в 1986 году совсем не случайно – Розенбаум в составе творческих групп был в Афганистане с особой миссией – морально поддержать молодых мальчиков, гибнущих под чужим небом. «Личность писателя находит отражение во всех составляющих литературного произведения: в проблеме, которая по ходу сюжета раскрывается, в совмещении мотивов, в пространственно-временном строении предметного мира, в системе образов героев, в художественной речи. Иначе говоря, писатель – это субъект высказывания (т.е. художественного произведения), который скрепляет своей личностью целостность произведения, реализуя через отдельные компоненты свою идею» [2, c. 1741].

В 1987 году он выпустит пластинку и признается, что она посвящена друзьям, братьям, сыновьям, отцам, которые находятся в Афганистане, выполняя интернациональный долг, которые прошли Афганистан за 10 лет войны.

Внимательно прослушав песни цикла «Дорога длиною в жизнь», можно прийти к выводу, что все это не случайно подобранные стихи, а поэтический цикл, объединенной общей темой – горькая правда о войне в Афганистане:

Ах, какого дружка потерял я в бою.

И не сорок два года назад, а вчера.

Среди гор и песков, где сжигает жара всё вокруг,

Опаляя недетскую память мою.

Слышишь, друг, мой дружок!

Мы взошли на некнижную ту высоту,

Под которой ты лёг.

Он рассказывает о тех, кто знает, что такое правда войны:

В Афганистане

В «чёрном тюльпане»

С водкой в стакане

мы молча плывём над землёй.

Скорбная птица

Через границу

К русским зарницам

несёт ребятишек домой.

Песни данного цикла прежде всего посвящены памяти, потому что давно мы должны знать, что много людей там погибло, они нуждаются в том, чтоб их память чтили:

Вот «афганец» задул. Пыль с песком вперемешку глотаем,

До «зелёнки» чуть-чуть, ну а там — то ли да, то ли нет.

А на той стороне мама в школу сестру провожает,

И бабуля моя поливает цветы на окне.

Под рукой тёплый руль, а педали и ствол под ногами.

И под боком страна, мне плюющая пулей в лицо.

Затопить бы её, эту землю сухую, слезами

Тех, кто здесь потерял своих братьев, мужей и отцов.

В результате представленного выше исследования авторы статьи пришли к следующим наблюдениям и выводам:

  •  на современном этапе развития филологической науки по-прежнему высок интерес учёных к изучению поэтических циклов;
  •  анализ поэтических циклов может многое рассказать об особенностях творчества писателя или поэта; в классификации циклов выделяются авторские и читательские;
  •  исследование дискографии поэта А. Розенбаума позволяет отметить цикловую организацию поэтических произведений; произведения объедены по циклу временем создания, тематикой, авторской позицией;
  •  первые сборники поэта являются читательскими циклами, последующие – авторскими, так как в них ведущим принципом циклизации наряду с тематикой является открытая авторская позиция.
Список литературы

1. Горькова А.А. Песни о врачах [Текст] / А.А. Горькова // Бюллетень медицинских интернет-конференций.- Саратов: Изд. Наука и инновации, 2017. Т.6. - № 1. - С. 448 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_28839077_42918832.pdf

2. Сиривля М.А. Проблематика понятий «герой» и «персонаж» в современном литературоведении [Электронный ресурс] / М.А. Сиривля, Н.В. Лапшина, А.Е. Черкас // В мире научных открытий (Социально-гуманитарные науки). - 2015. - № 11.5(71). - С. 1738-1746. - Режим доступа: http://journal-s.org/index.php/vmno/article/view/8229

Войти или Создать
* Забыли пароль?