Казахстан
Казахстан
В статье рассматривается понятие «цикла», его появление и бытование в творчестве А. Розенбаума. Статья посвящена описанию поэтических циклов с точки зрения их тематики. Представленная в статье классификация основана на исследовании творчества поэта
циклы, поэзия, бард, песенные сборники, авторская позиция
Настоящая работа посвящена исследованию поэтических циклов современного представителя авторской песни А.Я. Розенбаума. Познакомившись с творчеством этого актера впервые в 80-е годы 20 века, современный зритель, читатель, слушатель с интересом следит за развитием его творчества и в наши дни. Изучение произведений этого автора существенно расширяет представление читателя о русской авторской песне второй половины XX века. Его поэзия почти не становилась предметом исследования филологической науки, а поэтические сборники изучению на предмет циклизации ранее не подвергали.
Авторская песня и современная форма – шансон – пользуются большим спросом у современного человека, который выступает одновременно в роли слушателя, зрителя, читателя. А, следовательно, филологический анализ текста не может не принимать во внимание этот факт, и стоит признать важным необходимость изучения такого рода поэзии.
Для современных филологических исследований характерно обращение к проблеме циклизации поэтических и прозаических текстов. Изучение и систематизацию поэтических циклов можно считать достаточно важными в постижении особенностей творчества того или иного поэта. Филологический анализ текста предполагает не только описание идеи, темы, жанровой природы произведения, художественных средств выразительности, но и анализ циклической структуры.
Таким образом, актуальность темы подтверждается стойким интересом современной филологической науки к изучению творчества того или иного представителя авторской песни с позиции циклизации.
Научная новизна состоит в том, что исследование поэтических циклов А.Я. Розенбаума осуществляется впервые. Это позволит существенно расширить представление о творчестве современного поэта популярного жанра – авторская песня. Теоретической основой исследования явились работы автора А.Я. Розенбаума.
Цель работы – изучение сборников песен поэта как поэтических циклов. Достижение поставленной цели потребовало решения ряда конкретных задач: уточнить теоретическую базу исследования (для чего рассмотреть категорию цикл); подвергнуть анализу дискографию А. Розенбаума. Объектом нашей работы являются стихотворные сборники поэта. Предмет исследования – особенности циклизации поэтических произведений А. Розенбаума.
Содержание и теоретическая направленность научного сочинения определили выбор методов и приёмов исследования. В качестве основного используются метод описательный, а также такие его приёмы, как наблюдение, обобщение и классификация изучаемого материала. Основными этапами исследования являются изучение теоретического материала; классификация, систематизация и анализ поэтических сборников; выводы.
Творчество А.Я. Розенбаума, с которым массовый зритель познакомился в восьмидесятые годы ХХ века, сразу нашло своих почитателей. Авторское обаяние, особая манера исполнения, гармоничное сочетание слов и музыки, насыщенный, со смысловой точки зрения, текст привлекают слушателя вдумчивого, серьёзного, размышляющего.
Изучая дискографию А.Я. Розенбаума, можно прийти к выводу, что произведения, представленные в каждом сборнике, являются циклами авторской песни. Объединение в цикл базируется на общей тематике, символике, а также авторской позиции.
Первый сборник носит название «Домашний концерт» (1981). На первый взгляд стихотворения разнородны, однако внимательное прочтение позволяет выделить ключевую деталь – объединяющим элементом является еврейский мирок. Здесь представлен криминальный элемент Одессы 20 годов ХХ века:
Гоп-стоп, ты отказала в ласке мне.
Гоп-стоп, ты так любила звон монет,
Ты шубки беличьи носила,
Кожи крокодила,
Всё полковникам стелила,
Ноги на ночь мыла,
Мир блатной совсем забыла,
И «перо» за это получай!
Этот же сборник содержит индивидуальное восприятие будней доктора-еврея конца ХХ века. Врач по образованию, А. Розенбаум проникновенно исполняет песни, связанные с медицинской профессией («Двадцать вызовов за сутки», «Иван Иваныч Иванов», «Скорая помощь», «Я стать хотел геологом», «Утиная охота»)» [1, c. 448]:
Светофоры, дайте визу,
Едет «скорая» на вызов.
Кто-то на Пушкарской задыхается.
Есть тревога на лице,
Есть магнезия в шприце,
Щас она там быстро оклемается.
Между описываемыми событиями половина века, разные культурные города (Ленинград и Одесса), но тонкая нить тянется от одного времени к другому. Рассказчик в этих авторских песнях пока еще не предлагает слушателю свою позицию. В первом сборнике он только передает увиденное, подмеченное, пересказанное необычное, даже, можно сказать, экзотическое для северной столицы – еврейский мирок. Только общее настроение стихотворений позволяет объединить произведения в цикл, а если уточнить, то цикл читательский, так как именно в восприятии читающего два времени связаны в единое целое.
Второй сборник «Памяти Аркадия Северного»(1982) также проникнут настроением старой Одессы. Сюда добавлены уже знакомые по первому сборнику песни «Майдан», «Скорая помощь», «Соня», «Нинка» и др. Тем не менее, здесь появляются высокой степени интимные произведения – обнаженные мысли и душа лирического персонажа, который рассуждает о своей жизни, о тех, кто уже покинул этот мир. Таким образом, видим, как чисто блатные песни трансформируются в философские этюды, характерные для Александра Яковлевича:
По небу ангелы летят
Над самой головой.
Я знать хочу:
Который мой?
Летят красиво, косяком,
Видать, пошли на юг.
Который мой,
Куда ж ты, друг?
Третий по году выпуска сборник носит необычное название «Посвящение посвящающим»(1983). Когда слушаешь песни этого диска, понимаешь, что место действия чётко не обозначено. А. Розенбаум обращается к изображению человека вне конкретного времени и пространства, отсюда и упоминание героев разных эпох – Гулливер, Пушкин, Лермонтов, современник автора. Рассказаны абсолютно разные истории, но объединяющим моментом является лейтмотив одиночества и предательства.
Одиночество в стихотворениях Розенбаума, как представляется наиболее вероятным, – результат зависти, непохожести на толпу:
Казалось бы – наоборот,
Кто больше, тот сильнее,
Но удивительный народ –
Чем шире лоб и выше рост,
Тем лилипуты злее!
Герой-современник беспомощно пытается найти участие и сочувствие – люди глухи к его просьбам:
Я ломился в закрытую дверь,
Я смеялся и плакал…
Я кричал стенам: «Как же теперь?
Шьёт на улице саван метель,
И хозяин не выгонит в степь
На погибель собаку!»
У Розенбаума есть твёрдая уверенность в том, что личности неординарные всегда жертвы злых языков, что признание всегда приходит после смерти:
А как помер соловей с криком: «Падлы вы!», –
Так слетелись воробьи, гарь лампадная.
Порасселся на шестках гость непрошенный,
На поминках поклевать хлеба крошево.
Что ж вы, соколы, в пуху оборзевшие,
На едином на духу песни спевшие?
Зачирикали теперь, ох и твари вы,
Непродажного его отоварили.
В этом 1986 году выходит новый сборник «Эпитафия», который тоже является циклом. Среди синтезирующих элементов назовем тематику – осмысление Великой Отечественной войны и открытая авторская позиция: низкий поклон всем, кто стал жертвой вероломной войны. Розенбаум – сын солдата, прошедшего Великую Отечественную, – не мог в своем творчестве обойти важную тему: надо напоминать о войне, чтобы ничего не повторилось, надо рассказывать родившимся уже после войны об ужасе, который пережил народ:
Ссохшийся Ленинград
Корочки хлебной ждёт.
Вспомни-ка простор
Шумных площадей,
Там теперь не то –
Съели сизарей.
Там теперь не смех,
Не столичный сброд –
По стене на снег
Падает народ –
Голод.
И то там, то тут
В саночках везут
Голых.
В этом цикле рассказывают личные истории разные лица (шофер, солдат, сын, однополчанин), например, фронтовик, выживший на войне, но не сумевший «выбросить» её из своей памяти:
Я часто просыпаюсь в тишине
От свиста пуль и визга бомб фугасных.
Мне кажется, я снова на войне,
И кто кого – пока ещё не ясно.
Как личная трагедия переживается Александром Яковлевичем геноцид евреев:
До земли недалеко,
И рукой подать до неба.
В небо взмыл я и на землю сполз.
Вы простите, сёстры, то,
Что я с вами рядом не был,
Что в рыдания свой крик не вплёл.
В его песнях рассказывается о том, что нет такой семьи-страдалицы, нет тех, кого обошло горе, соленые слезы, тоска, щемящая сердце:
Обещал с войны вернуться
Сын родной своей мамане,
Сорок лет почти прождала
На сибирской стороне.
Да недавно повстречалась
На Мамаевом кургане –
Третья строчка, пятый столбик
На кровавой той стене.
В каждой строчке открытая авторская позиция, голос поэта связывает прошлое и настоящее, объединяет поколения, он звучит как приговор тем, кто пытается переписать историю:
А может, не было войны…
И людям всё это приснилось:
Опустошённая земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?
Поющий поэт рассказывает о том, что цена за победу – миллионы жизней, но каждый из погибших знал, что цель одна – будущим поколениям подарить мирное небо:
Будто нарисовано
Голубой пастелью
Небо над окопами –
Чистое, бездонное.
Будь всегда такое же
Над моей постелью,
Над землёю русскою,
Мирной и свободной.
Обращение к военной тематике в 1986 году совсем не случайно – Розенбаум в составе творческих групп был в Афганистане с особой миссией – морально поддержать молодых мальчиков, гибнущих под чужим небом. «Личность писателя находит отражение во всех составляющих литературного произведения: в проблеме, которая по ходу сюжета раскрывается, в совмещении мотивов, в пространственно-временном строении предметного мира, в системе образов героев, в художественной речи. Иначе говоря, писатель – это субъект высказывания (т.е. художественного произведения), который скрепляет своей личностью целостность произведения, реализуя через отдельные компоненты свою идею» [2, c. 1741].
В 1987 году он выпустит пластинку и признается, что она посвящена друзьям, братьям, сыновьям, отцам, которые находятся в Афганистане, выполняя интернациональный долг, которые прошли Афганистан за 10 лет войны.
Внимательно прослушав песни цикла «Дорога длиною в жизнь», можно прийти к выводу, что все это не случайно подобранные стихи, а поэтический цикл, объединенной общей темой – горькая правда о войне в Афганистане:
Ах, какого дружка потерял я в бою.
И не сорок два года назад, а вчера.
Среди гор и песков, где сжигает жара всё вокруг,
Опаляя недетскую память мою.
Слышишь, друг, мой дружок!
Мы взошли на некнижную ту высоту,
Под которой ты лёг.
Он рассказывает о тех, кто знает, что такое правда войны:
В Афганистане
В «чёрном тюльпане»
С водкой в стакане
мы молча плывём над землёй.
Скорбная птица
Через границу
К русским зарницам
несёт ребятишек домой.
Песни данного цикла прежде всего посвящены памяти, потому что давно мы должны знать, что много людей там погибло, они нуждаются в том, чтоб их память чтили:
Вот «афганец» задул. Пыль с песком вперемешку глотаем,
До «зелёнки» чуть-чуть, ну а там — то ли да, то ли нет.
А на той стороне мама в школу сестру провожает,
И бабуля моя поливает цветы на окне.
Под рукой тёплый руль, а педали и ствол под ногами.
И под боком страна, мне плюющая пулей в лицо.
Затопить бы её, эту землю сухую, слезами
Тех, кто здесь потерял своих братьев, мужей и отцов.
В результате представленного выше исследования авторы статьи пришли к следующим наблюдениям и выводам:
- на современном этапе развития филологической науки по-прежнему высок интерес учёных к изучению поэтических циклов;
- анализ поэтических циклов может многое рассказать об особенностях творчества писателя или поэта; в классификации циклов выделяются авторские и читательские;
- исследование дискографии поэта А. Розенбаума позволяет отметить цикловую организацию поэтических произведений; произведения объедены по циклу временем создания, тематикой, авторской позицией;
- первые сборники поэта являются читательскими циклами, последующие – авторскими, так как в них ведущим принципом циклизации наряду с тематикой является открытая авторская позиция.
1. Горькова А.А. Песни о врачах [Текст] / А.А. Горькова // Бюллетень медицинских интернет-конференций.- Саратов: Изд. Наука и инновации, 2017. Т.6. - № 1. - С. 448 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_28839077_42918832.pdf
2. Сиривля М.А. Проблематика понятий «герой» и «персонаж» в современном литературоведении [Электронный ресурс] / М.А. Сиривля, Н.В. Лапшина, А.Е. Черкас // В мире научных открытий (Социально-гуманитарные науки). - 2015. - № 11.5(71). - С. 1738-1746. - Режим доступа: http://journal-s.org/index.php/vmno/article/view/8229