CREATING A MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE LEARNING PROCESS OF WEB TECHNOLOGIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the peculiarities of creating a modern educational environment in the process of teaching web technologies. The main provisions of the manual "Software for computer networks and web servers" of the authors' team (G.A.Lisyev, P.Yu. Romanov,Yu.I. Askerko) are considered in the context of the formation of professional, research, managerial competence of students.

Keywords:
programming, projecting, web-project, databases, the system of study assignments, educational environment, educational space, professional skills, research skills, managerial skills, competitiveness.
Text

В настоящее время традиционные подходы в преподавании информатики, программирования в вузе не в полной мере могут отследить быстроменяющуюся действительность в области информационных технологий. Стремительное развитие вычислительной техники, операционных систем, парадигм программирования, организация, представление информации и обеспечение  доступа к ней во многом определяют необходимость модернизировать современный образовательный процесс.

Учебное пособие «Программное обеспечение компьютерных сетей и web-серверов», выполненное коллективом авторов (Г.А. Лисьев, П.Ю. Романов, Ю.И. Аскерко), ориентировано не только на практическое обучение современным программным средствам и технологиям их разработки, но и на создание современной образовательной среды, способствующей развитию профессионального, творческого, исследовательского потенциала студентов, широкого спектра их управленческих умений.

Объектно-ориентированное проектирование и программирование (наиболее перспективное для создания программного обеспечения), методология которого применяется в данном пособии, позволяет изучать такие современные языки программирования, как HTML, JavaScript, PHP. Формированию целостногопредставления о методологии разработки программных средств, идеологии их проектирования способствует технология проектного обучения, являющаяся основой пособия. Изучение теории и выполнения практических заданий, позволяющих ознакомиться с системами web-программирования, нацеливают студентов на создание макета web-сайта, который содержит специфическую систему управления базами данных (СУБД).

Стоит отметить, что проектная деятельность создает условия не только для достижения более высокого уровня компетентности обучающихся в области web-программирования, но и формирует стимул для становления индивидуальной саморегуляции деятельности, а именно – мотив творческого достижения, высокий уровень мотивации учения. Учебная деятельность приобретает развивающий характер, так как она целенаправленна и внутренне мотивирована. 

Структура пособия определена технологией проектного обучения.

Первая глава «Локальный web-сервер и серверы приложений для отладки сайта» содержит теоретический материал, посвященный изучению технологии клиент-серверной организации вычислительных сетей, выявлению особенностей объектно-ориентированного web-программирования. Освоение методов создания web-страниц и размещения на них различных элементов (таблиц, фреймов, активных элементов);освоение методов передачи параметров между web-страницами и приложениями (клиент-сервер), способов обработки событий, происходящих в активных элементах web-страниц, осуществляется посредством иллюстративного материала, широко представленного в пособии.

Вторая глава учебного пособия «Язык гипертекстовой разметки HTML как основа проекта» предназначена для изучения практических вопросов, приемов создания и оформления Web-страниц. Создание структур взаимосвязанных html-страниц, установка и настройка локальных web-серверов для создания и отладки интерактивного сайта; создание сценариев с активными элементами и соответствующим стилевым оформлением изучается путем сравнения демонстрируемого на экране эффекта с HTML-кодом, который вызвал этот эффект.

Изучение третьей главы учебного пособия «Программирование сценариев на стороне клиента: JavaScript» позволяет студентам освоить организацию интерактивного взаимодействия пользователя (клиента) с базами данных (сервером), овладеть методами взаимодействия исполняемых программных кодов (сценариев) на стороне клиента и на стороне сервера приложения; создавать и выполнять отладку программных кодов (сценариев) на языках JavaScript и PHP.

В четвертой главе «Серверные приложения: среда PHPи СУБД MySQL» приведены методические аспекты обучения объектно-ориентированному проектированию, а также даются дидактические основы обучения объектно-ориентированному проектированию будущего специалиста. Студенты учатся создавать SQL-запросы к реляционным базам данных, реализованным в СУБД MySQL, с использованием функций PHP; использовать возможности MySQL и PHP для создания, идентификации и управления выделенными подмножествами пользовательских баз данных, овладевают методами интерактивного и программного (SQL-запросы) манипулирования данными в СУБД MySQL.

В «Практикуме» пособия предложена система практических заданий, основой которой являются разные педагогические технологии (разноуровневое обучение, вариативное обучение, индивидуализация обучения, проектная деятельность, самообразование, проектирование собственной траектории обучения). Такой подход в освоении учебного материала определяет переход от предметно-центрического образования при подготовке специалиста к личностно-ориентированной подготовке, с приоритетом развития творческого потенциала студента. Студенты начинают работу с создания набора фреймов на экране браузера. Далее они создают отдельные модули проекта, которые реализуют объявленные функции. При создании модулей внимание обращается на использование различных инструментов программирования (HTML, JS, PHP) и взаимодействии с СУБД MySQL (функции PHP, SQL-запросы, обработчики событий на языке JavaScript). Результатом работы является демонстрация приобретенных навыков в создании активного сайта с встроенной СУБД на платформе MySQL.

Принцип дискретности (пошаговости) описания, лежащий в основе организации материала учебного пособия, позволяет студентам овладевать профессиональными навыками и умениями: формулирование и решение задач проектирования профессионально ориентированных информационных систем для предметной области с использованием различных методов и решений; создание и сопровождение профессионально ориентированных информационных систем; знание  перспективных информационных технологий проектирования, умение ставить и решать задачи, связанные с организацией диалога между человеком и информационной системой.

Кроме того, в процессе обучения web-технологиям решается особенно актуальная в современном образовательном процессе проблема – проблема  формирования исследовательской, управленческой  культуры обучающихся.

В процессе решения учебных задач, представленных в пособии, у студентов посредством систематического, целенаправленного использования таких операций системно-логического мышления, как синтез, сравнение, обобщение, классификация, реализуемых в рамках объектно-ориентированного подхода, формируется системно-логическое мышление. Оно становится не только главным средством формирования умений выполнения этих операций, но и способствует формированию исследовательской культуры обучающихся.

Получение навыков общения в IT-сообществе, умение провести преобразование или редактирование существующего проекта, изменить картинки и скрипты в проектах других людей и добавить их в свой собственный проект путем совместной работы и обмена через сеть «Интернет» способствуют  формированию управленческих умений. В процессе  обучения студенты приобретают навыки организации собственной деятельности, умение выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;  способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; умение работать в коллективе (в команде).

Таким образом, использование пособия  «Программное обеспечение компьютерных сетей и web-серверов» в обучении способствует созданию современной образовательной среды, так как предполагает получение фундаментальных профессиональных  знаний в области информатики, формирование исследовательской и управленческой культуры обучающихся. Введение объектно-ориентированного подхода позволяет адаптировать полученные знания к быстроменяющейся обстановке в сфере новых информационных технологий, что, в свою очередь, на новом качественном уровне позволяет  использовать новые информационные технологии в образовательном процессе для формирования исследовательской культуры обучающихся, достижения организационных и управленческих целей, то есть предоставляет возможность реализовывать модель подготовки конкурентоспособного специалиста.

References

1. Abdurazakov M.M., Aziev R.A., Romanov P.Yu., Sadykova A.R. Struktura i soderzhanie IT-kompetentnosti uchitelya v sfere oblachnyh tehnologiy: sb. nauch. tr. mezhdunar. nauch-no-prakt. konf-cii. - M., 2017. - S. 417-425.

2. Askerko Yu.I. Aktualizacii processa formirovaniya informacionnoy kompetentnosti v processe professional'noy podgotovki // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Problemy vysshego obrazovaniya». - Voronezh, 2007. - S. 88-90.

3. Vaseva O.H., Mel'nik M.A. Osobennosti sozdaniya modeli upravlencheskogo sodeystviya pedagogu v realizacii innovacionnoy deyatel'nosti obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Tradicionnye nacional'no-kul'turnye i duhovnye cennosti kak fundament innovacionnogo razvitiya Rossii. - Magnitogorsk, 2017. - T. 1. - № 11. - S. 35-39.

4. Vaseva O.H., Mel'nik M.A. Rol' lidera v upravlenii kommunikaciey // Nauka, obrazovanie i innovacii: sb. statey mezhdunar. nauch.-prakt. konf-ii. - Ufa, 2017. - S. 23-25.

5. Vaseva O.H., Malikova S.V. Upravlenie kak fenomen sozdaniya, funkcionirovaniya i razvitiya obrazovatel'nyh sistem // Yuzhno-Ural'skiy pedagogicheskiy zhurnal. - Magnitogorsk. - 2015. - № 3(4) - S. 102-107.

6. Gladysheva M.M., Romanov P.Yu. Modelirovanie sistemy formirovaniya issledovatel'skih umeniy buduschih inzhenerov-programmistov // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - Chelyabinsk, 2007. - № 6. - S. 150-161.

7. Zlydneva T.P. Vozmozhnye puti uspeshnoy realizacii FGOS VPO tret'ego pokoleniya // Pedagogicheskie aspekty matematicheskogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. - Magnitogorsk. - 2012. - Vyp. 9. - S. 33-36.

8. Zlydneva T.P. Operacionnye sistemy. Problemno-informacionnyy kurs: metodicheskie rekomendacii po izucheniyu kursa «Sistemnoe i prikladnoe programmnoe obespechenie» - Magnitogorsk: MaGU, 2007. - 48 s.

9. Zlydneva T.P. Problemnyy podhod v izuchenii disciplin informatiki // Aktual'nye problemy informatiki i informacionnyh tehnologiy: sb. nauch. trudov XIII Mezhdunar. nauchno-prakt. konf-cii. - Tambov, 2009. - S. 37-41.

10. Izmaylov V.G., Lis'ev G.A., Ozerova M.Yu., Treybach A.L. Proektirovanie web-prilozheniy i programmnyh sistem v OPEN SOURCE: uchebnoe posobie. - M.: FLINTA, 2011. - 98 s.

11. Issledovatel'skiy podhod v teorii i praktike pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya / T.E. Klimova, V.A. Belikov, P.Yu. Romanov [i dr.]. - Magnitogorsk: MaGU, 2004. - 360 s.

12. Lis'ev G.A., Romanov P.Yu., Askerko Yu.I. Programmnoe obespechenie komp'yuternyh setey i web-serverov: uchebnoe posobie. - M.: INFRA-M, 2018. - 152 s.

13. Lis'ev G.A., Zlenko A.L. Malye issledovatel'skie gruppy. Formirovanie, razvitie i rol' v povyshenii kompetenciy vypusknikov IT-special'nostey // Statistika i Ekonomika. - M., 2012. - №6. - S. 6-10.

14. Organizaciya issledovatel'skoy deyatel'nosti v processe obucheniya estestvennonauchnym disciplinam v shkole i vuze: monografiya / P.Yu. Romanov, T.P. Zlydneva, T.E. Romanova [i dr.]. - M.: INFRA-M, 2017. - 260 s.

15. Romanov E.P. Podgotovka uchitelya k ispol'zovaniyu internet-tehnologiy v professional'noy deyatel'nosti: monografiya. - Magnitogorsk: MaGU, 2008. - 129 s.

16. Romanov E.P. Portal kak sredstvo realizacii obrazovatel'nyh uslug v sisteme otkrytogo obrazovaniya // Metodologiya i metodika formirovaniya nauchnyh ponyatiy u uchaschihsya shkol i studentov vuzov:tezisy dokladov H Vseros. nauch.-prakt.konf-ii. - Chelyabinsk: ChGPU, 2003. - S. 64-65.

17. Romanov E.P. Elektronnyy dokumentooborot na primere SED "Evfrat-dokumentooborot": monografiya. - Magnitogorsk: MaGU, 2011. - 155 s.

18. Romanov P.Yu. Modelirovanie processa formirovaniya issledovatel'skih umeniy obuchayuschihsya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. - Orenburg, 2003. - № 3. - S. 35-39.

19. Romanov P.Yu. Principy organizacii issledovatel'skoy deyatel'nosti uchaschihsya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // Ob'edinennyy nauchnyy zhurnal. - M., 2001. - № 7 (7). - S. 39-43.

20. Romanov P.Yu. Teoriya i praktika formirovaniya issledovatel'skih umeniy v processe matematicheskoy podgotovki studentov: uchebnoe posobie. - Magnitogorsk: MaGU, 2003. - 86 s.

21. Romanov P.Yu. Tehnologiya vospitaniya pedagoga-issledovatelya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // Nauchnye trudy MPGU. Seriya: Estestvennye nauki. - M., 2001. - S. 290-294.

22. Romanov P.Yu. Upravlenie formirovaniem issledovatel'skih umeniy obuchayuschihsya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya // Gosudarstvennaya sluzhba. Nauchno-politicheskiy zhurnal. - M.:, 2002. - № 6 (20). - S. 99-105.

23. Romanov P.Yu. Formirovanie issledovatel'skih umeniy obuchayuschihsya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: avtoref. diss…. d-ra ped. nauk. - Magnitogorsk, 2003. - 47 s.

24. Romanov P.Yu., Bannikova D.D. Osobennosti formirovaniya issledovatel'skih kompetenciy shkol'nikov na urokah matematiki // Yuzhno-Ural'skiy pedagogicheskiy zhurnal. - Magnitogorsk. - 2015. - № 2. - S. 63-67.

25. Romanov P.Yu., Romanova M.V., Romanov E.P. Model' processa razvitiya informacionnoy kompetentnosti studentov s ispol'zovaniem ARIZ-metoda // 3i: intellect, idea, innovation - intellekt, ideya, innovaciya. - Kostanay. - 2016. - № 1. - S. 154-164.

26. Romanov P.Yu., Saygushev N.Ya., Romanova T.E., Milov Yu.E. Formirovanie issledovatel'skih umeniy obuchayuschihsya v usloviyah perehoda na Gosstandart novogo pokoleniya // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - Gorno-Altaysk. - 2015. - №6(55) - S. 65-68.

27. Romanov P.Yu., Usanova O.A. Teoreticheskie aspekty razvitiya tvorcheskih sposobnostey studentov vysshih uchebnyh zavedeniy // Yuzhno-Ural'skiy pedagogicheskiy zhurnal. - Magnitogorsk. - 2015.- №1(2). - S. 77-82.

28. Habibullin D.A., Romanov P.Yu. Cennostnoe otnoshenie: podhody k issledovaniyu // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - Chelyabinsk, 2011. - № 12-2. - S. 173-183.

29. Abdurazakov M.M., Aziyev J.H., Romanov P.Yu., SadykovaA.R..Teachers IT competence structure and content in the field of cloud computing // The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences EpSBS. - FutureAcademy, 2017. - Volume XXVIII. - Pp. 1-8.

Login or Create
* Forgot password?