Челябинск, Россия
В статье рассмотрены особенности создания современной образовательной среды в процессе обучения web-технологиям. Основные положения пособия «Программное обеспечение компьютерных сетей и web-серверов» авторского коллектива (Г.А. Лисьев, П.Ю. Романов, Ю.И. Аскерко) рассмотрены в контексте формирования профессиональной, исследовательской, управленческой компетентностей обучающихся.
программирование, проектирование, web-проект, базы данных, система учебных заданий, образовательная среда, образовательное пространство, профессиональные умения, исследовательские умения, управленческие умения, конкурентоспособность.
В настоящее время традиционные подходы в преподавании информатики, программирования в вузе не в полной мере могут отследить быстроменяющуюся действительность в области информационных технологий. Стремительное развитие вычислительной техники, операционных систем, парадигм программирования, организация, представление информации и обеспечение доступа к ней во многом определяют необходимость модернизировать современный образовательный процесс.
Учебное пособие «Программное обеспечение компьютерных сетей и web-серверов», выполненное коллективом авторов (Г.А. Лисьев, П.Ю. Романов, Ю.И. Аскерко), ориентировано не только на практическое обучение современным программным средствам и технологиям их разработки, но и на создание современной образовательной среды, способствующей развитию профессионального, творческого, исследовательского потенциала студентов, широкого спектра их управленческих умений.
Объектно-ориентированное проектирование и программирование (наиболее перспективное для создания программного обеспечения), методология которого применяется в данном пособии, позволяет изучать такие современные языки программирования, как HTML, JavaScript, PHP. Формированию целостногопредставления о методологии разработки программных средств, идеологии их проектирования способствует технология проектного обучения, являющаяся основой пособия. Изучение теории и выполнения практических заданий, позволяющих ознакомиться с системами web-программирования, нацеливают студентов на создание макета web-сайта, который содержит специфическую систему управления базами данных (СУБД).
Стоит отметить, что проектная деятельность создает условия не только для достижения более высокого уровня компетентности обучающихся в области web-программирования, но и формирует стимул для становления индивидуальной саморегуляции деятельности, а именно – мотив творческого достижения, высокий уровень мотивации учения. Учебная деятельность приобретает развивающий характер, так как она целенаправленна и внутренне мотивирована.
Структура пособия определена технологией проектного обучения.
Первая глава «Локальный web-сервер и серверы приложений для отладки сайта» содержит теоретический материал, посвященный изучению технологии клиент-серверной организации вычислительных сетей, выявлению особенностей объектно-ориентированного web-программирования. Освоение методов создания web-страниц и размещения на них различных элементов (таблиц, фреймов, активных элементов);освоение методов передачи параметров между web-страницами и приложениями (клиент-сервер), способов обработки событий, происходящих в активных элементах web-страниц, осуществляется посредством иллюстративного материала, широко представленного в пособии.
Вторая глава учебного пособия «Язык гипертекстовой разметки HTML как основа проекта» предназначена для изучения практических вопросов, приемов создания и оформления Web-страниц. Создание структур взаимосвязанных html-страниц, установка и настройка локальных web-серверов для создания и отладки интерактивного сайта; создание сценариев с активными элементами и соответствующим стилевым оформлением изучается путем сравнения демонстрируемого на экране эффекта с HTML-кодом, который вызвал этот эффект.
Изучение третьей главы учебного пособия «Программирование сценариев на стороне клиента: JavaScript» позволяет студентам освоить организацию интерактивного взаимодействия пользователя (клиента) с базами данных (сервером), овладеть методами взаимодействия исполняемых программных кодов (сценариев) на стороне клиента и на стороне сервера приложения; создавать и выполнять отладку программных кодов (сценариев) на языках JavaScript и PHP.
В четвертой главе «Серверные приложения: среда PHPи СУБД MySQL» приведены методические аспекты обучения объектно-ориентированному проектированию, а также даются дидактические основы обучения объектно-ориентированному проектированию будущего специалиста. Студенты учатся создавать SQL-запросы к реляционным базам данных, реализованным в СУБД MySQL, с использованием функций PHP; использовать возможности MySQL и PHP для создания, идентификации и управления выделенными подмножествами пользовательских баз данных, овладевают методами интерактивного и программного (SQL-запросы) манипулирования данными в СУБД MySQL.
В «Практикуме» пособия предложена система практических заданий, основой которой являются разные педагогические технологии (разноуровневое обучение, вариативное обучение, индивидуализация обучения, проектная деятельность, самообразование, проектирование собственной траектории обучения). Такой подход в освоении учебного материала определяет переход от предметно-центрического образования при подготовке специалиста к личностно-ориентированной подготовке, с приоритетом развития творческого потенциала студента. Студенты начинают работу с создания набора фреймов на экране браузера. Далее они создают отдельные модули проекта, которые реализуют объявленные функции. При создании модулей внимание обращается на использование различных инструментов программирования (HTML, JS, PHP) и взаимодействии с СУБД MySQL (функции PHP, SQL-запросы, обработчики событий на языке JavaScript). Результатом работы является демонстрация приобретенных навыков в создании активного сайта с встроенной СУБД на платформе MySQL.
Принцип дискретности (пошаговости) описания, лежащий в основе организации материала учебного пособия, позволяет студентам овладевать профессиональными навыками и умениями: формулирование и решение задач проектирования профессионально ориентированных информационных систем для предметной области с использованием различных методов и решений; создание и сопровождение профессионально ориентированных информационных систем; знание перспективных информационных технологий проектирования, умение ставить и решать задачи, связанные с организацией диалога между человеком и информационной системой.
Кроме того, в процессе обучения web-технологиям решается особенно актуальная в современном образовательном процессе проблема – проблема формирования исследовательской, управленческой культуры обучающихся.
В процессе решения учебных задач, представленных в пособии, у студентов посредством систематического, целенаправленного использования таких операций системно-логического мышления, как синтез, сравнение, обобщение, классификация, реализуемых в рамках объектно-ориентированного подхода, формируется системно-логическое мышление. Оно становится не только главным средством формирования умений выполнения этих операций, но и способствует формированию исследовательской культуры обучающихся.
Получение навыков общения в IT-сообществе, умение провести преобразование или редактирование существующего проекта, изменить картинки и скрипты в проектах других людей и добавить их в свой собственный проект путем совместной работы и обмена через сеть «Интернет» способствуют формированию управленческих умений. В процессе обучения студенты приобретают навыки организации собственной деятельности, умение выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; умение работать в коллективе (в команде).
Таким образом, использование пособия «Программное обеспечение компьютерных сетей и web-серверов» в обучении способствует созданию современной образовательной среды, так как предполагает получение фундаментальных профессиональных знаний в области информатики, формирование исследовательской и управленческой культуры обучающихся. Введение объектно-ориентированного подхода позволяет адаптировать полученные знания к быстроменяющейся обстановке в сфере новых информационных технологий, что, в свою очередь, на новом качественном уровне позволяет использовать новые информационные технологии в образовательном процессе для формирования исследовательской культуры обучающихся, достижения организационных и управленческих целей, то есть предоставляет возможность реализовывать модель подготовки конкурентоспособного специалиста.
1. Абдуразаков М.М., Азиев Р.А., Романов П.Ю., Садыкова А.Р. Структура и содержание ИТ-компетентности учителя в сфере облачных технологий: сб. науч. тр. междунар. науч-но-практ. конф-ции. - М., 2017. - С. 417-425.
2. Аскерко Ю.И. Актуализации процесса формирования информационной компетентности в процессе профессиональной подготовки // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». - Воронеж, 2007. - С. 88-90.
3. Васева О.Х., Мельник М.А. Особенности создания модели управленческого содействия педагогу в реализации инновационной деятельности образовательного учреждения // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. - Магнитогорск, 2017. - Т. 1. - № 11. - С. 35-39.
4. Васева О.Х., Мельник М.А. Роль лидера в управлении коммуникацией // Наука, образование и инновации: сб. статей междунар. науч.-практ. конф-ии. - Уфа, 2017. - С. 23-25.
5. Васева О.Х., Маликова С.В. Управление как феномен создания, функционирования и развития образовательных систем // Южно-Уральский педагогический журнал. - Магнитогорск. - 2015. - № 3(4) - С. 102-107.
6. Гладышева М.М., Романов П.Ю. Моделирование системы формирования исследовательских умений будущих инженеров-программистов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2007. - № 6. - С. 150-161.
7. Злыднева Т.П. Возможные пути успешной реализации ФГОС ВПО третьего поколения // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр. - Магнитогорск. - 2012. - Вып. 9. - С. 33-36.
8. Злыднева Т.П. Операционные системы. Проблемно-информационный курс: методические рекомендации по изучению курса «Системное и прикладное программное обеспечение» - Магнитогорск: МаГУ, 2007. - 48 с.
9. Злыднева Т.П. Проблемный подход в изучении дисциплин информатики // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: сб. науч. трудов XIII Междунар. научно-практ. конф-ции. - Тамбов, 2009. - С. 37-41.
10. Измайлов В.Г., Лисьев Г.А., Озерова М.Ю., Трейбач А.Л. Проектирование web-приложений и программных систем в OPEN SOURCE: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 98 с.
11. Исследовательский подход в теории и практике педагогического образования: монография / Т.Е. Климова, В.А. Беликов, П.Ю. Романов [и др.]. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 360 с.
12. Лисьев Г.А., Романов П.Ю., Аскерко Ю.И. Программное обеспечение компьютерных сетей и web-серверов: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 152 с.
13. Лисьев Г.А., Зленко А.Л. Малые исследовательские группы. Формирование, развитие и роль в повышении компетенций выпускников IT-специальностей // Статистика и Экономика. - М., 2012. - №6. - С. 6-10.
14. Организация исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе: монография / П.Ю. Романов, Т.П. Злыднева, Т.Е. Романова [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 260 с.
15. Романов Е.П. Подготовка учителя к использованию интернет-технологий в профессиональной деятельности: монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 129 с.
16. Романов Е.П. Портал как средство реализации образовательных услуг в системе открытого образования // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов:тезисы докладов Х Всерос. науч.-практ.конф-ии. - Челябинск: ЧГПУ, 2003. - С. 64-65.
17. Романов Е.П. Электронный документооборот на примере СЭД "Евфрат-документооборот": монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2011. - 155 с.
18. Романов П.Ю. Моделирование процесса формирования исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования // Вестник Оренбургского государственного университета. - Оренбург, 2003. - № 3. - С. 35-39.
19. Романов П.Ю. Принципы организации исследовательской деятельности учащихся в системе непрерывного образования // Объединенный научный журнал. - М., 2001. - № 7 (7). - С. 39-43.
20. Романов П.Ю. Теория и практика формирования исследовательских умений в процессе математической подготовки студентов: учебное пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. - 86 с.
21. Романов П.Ю. Технология воспитания педагога-исследователя в системе непрерывного образования // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. - М., 2001. - С. 290-294.
22. Романов П.Ю. Управление формированием исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования // Государственная служба. Научно-политический журнал. - М.:, 2002. - № 6 (20). - С. 99-105.
23. Романов П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования: автореф. дисс…. д-ра пед. наук. - Магнитогорск, 2003. - 47 с.
24. Романов П.Ю., Банникова Д.Д. Особенности формирования исследовательских компетенций школьников на уроках математики // Южно-Уральский педагогический журнал. - Магнитогорск. - 2015. - № 2. - С. 63-67.
25. Романов П.Ю., Романова М.В., Романов Е.П. Модель процесса развития информационной компетентности студентов с использованием АРИЗ-метода // 3i: intellect, idea, innovation - интеллект, идея, инновация. - Костанай. - 2016. - № 1. - С. 154-164.
26. Романов П.Ю., Сайгушев Н.Я., Романова Т.Е., Милов Ю.Е. Формирование исследовательских умений обучающихся в условиях перехода на Госстандарт нового поколения // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск. - 2015. - №6(55) - С. 65-68.
27. Романов П.Ю., Усанова О.А. Теоретические аспекты развития творческих способностей студентов высших учебных заведений // Южно-Уральский педагогический журнал. - Магнитогорск. - 2015.- №1(2). - С. 77-82.
28. Хабибуллин Д.А., Романов П.Ю. Ценностное отношение: подходы к исследованию // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2011. - № 12-2. - С. 173-183.
29. Abdurazakov M.M., Aziyev J.H., Romanov P.Yu., SadykovaA.R..Teachers IT competence structure and content in the field of cloud computing // The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences EpSBS. - FutureAcademy, 2017. - Volume XXVIII. - Pp. 1-8.