from 01.01.2003 to 01.01.2024
Yakutsk, Yakutsk, Russian Federation
UDK 81 Лингвистика. Языкознание. Языки
GRNTI 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
OKSO 44.03.04 Профессиональное обучение (по отрослям)
BBK 760 Средства массовой информации
TBK 3662 Педагогика высшей школы
The article is devoted to the development of methods for teaching students — future communicators.This technique allows the successful management of communication projects.According to the researcher, special attention should be paid to issues related to the creation of pedagogical conditions for its implementation, which is a consequence of the teacher’s purposeful activity.The features of managing communication projects of future advertising managers and public relations are disclosed.The results of experimental and experimental work on the implementation of the teaching methodology in the university are described.
methodology, training, student, higher education, design competence.
В современных условиях обучение проектной деятельности студентов, получающих образование в сфере коммуникативистики стало необходимым условием профессиональной подготовки выпускников к эффективному решению производственных задач. Особое внимание к профессиональным компетенциям, проектно ориентированным образовательным программам, знаниям, умениям, навыкам, творческим возможностям студентов составляет основу современной педагогической науки. Такой подход к профессиональной подготовке студентов в высшей школе является главной отличительной чертой современного образования, в котором обращение к вопросам проектирования — веление времени. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов» [10, 54–57]. Закономерно, что уже в рамках Концепции развития российского образования до 2020 г. [7] к системе высшего образования стали предъявляться повышенные требования, обоснованные модернизацией образования, динамичным экономическим
ростом и социальным развитием общества, в результате которых возникает конкуренция, требующая постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к требованиям рынка труда. Особое внимание в Концепции уделено развитию проектной деятельности, реализованной в приоритетном национальном проекте «Образование», направленной на применение проектных технологий. Примером особого внимания педагогики к подготовке специалистов могут служить требования, предъявляемые к студентам коммуникационных направлений подготовки, появление которых в образовательных программах высших учебных заведений России было продиктовано потребностью времени, меняющимся рынком и спросом работодателей. Требования профессионального стандарта Российской ассоциации по связям с общественностью [12] указывают на то, что управление коммуникационными проектами относится к базовым функциям и включает формулирование проблем, целей, задачи результата проекта; описание среды проекта; разработку плана и графика реализации проекта; планирование и оптимизацию ресурсов; организацию внутреннихкоммуникаций в ходе проекта; подготовку документов, организацию документооборота по проекту; информирование клиента о ходе проекта; координацию работы, анализ итогов и обратной связи. Вследствие этого в системе высшего образования важно уделить особое внимание методике преподавания, в результате которого происходит формирование необходимых управленческих знаний. Таким образом, специфика профессии определяет педагогическую целесообразность приоритетного решения задач по формированию управленческих знаний и проектных компетенций будущих коммуникаторов. Сегодня профессиональная подготовка специалистов данного профиля осуществляется многими вузами России. В СВФУ она началась в 2011 г., чтобы восполнить пробел в подготовке специфических кадров для Якутии, способных формировать систему ценностей общества в едином направлении с государственными органами управления. В соответствии с этим для подготовки выпускников особой внимание следует уделить разработке методики обучения
студентов управлению коммуникационными проектами, гарантирующей высокую продуктивность выпускников по окончании учебы в вузе.
1. Azarova L.V., Achkasova L.V., Ivanova K.A., Krivonosov A.D., Filatova O.G. Situatsionnyy analiz v svyazyakh s obshchestvennost’yu [Situational analysis in public relations]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009. 256 p.
2. Boronina L.N., Senuk Z.V. Osnovy upravleniya proektami [Fundamentals of Project Management]. Ekaterinburg: Ural. un-t Publ., 2015. 112 p.
3. GOST R 54869-2011 Proektnyy menedzhment: Trebovaniya k upravleniyu proektom [GOST R 54869-2011 Project management: Requirements for project management]. Moscow, Standartinform Publ., 2011. 10 p.
4. Zarenkov V.A. Upravlenie proektami [Project Management]. Moscow, ASV Publ. St. Petersburg, SPbGASU Publ., 2014. 312 p.
5. Zeer E.F. Kompetentnostnyy podkhod k modernizatsii professional’nogo obrazovaniya [Competence approach to the modernization of vocational education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2005, I. 4, pp. 23-29.
6. Zimnyaya I.A. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii (metodologo-teoreticheskiy aspekt) [Competence approach in education (methodological and theoretical aspect)]. Materialy XV Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii «Problemy kachestva obrazovaniya» [Materials of the XV All-Russian scientific and methodological conference “The problems of the quality of education”]. Moscow, 2005, pp. 5-26.
7. Kontseptsiya razvitiya obrazovaniya do 2020 g. [Concept of the development of education until 2020]. Available at: http:// www.irorb.ru/files/kafedri/pedagogi/konc_razv_obr_RF_do_2020.pdf (accessed 14 April 2018).
8. Koshelev A.N. PR-proektirovanie: ot idei do voploshcheniya v real’nost’ [PR-design: from idea to realization in reality]. Moscow, «Dashkov i Ko» Publ.; Saratov: «Anleysya» Publ., 2009. 304 p.
9. Kraevskiy V.V. Metodologiya pedagogiki [Methodology of pedagogy]. Moscow, «Akademiya» Publ., 2008. 400 p.
10. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow, 2000, pp. 54-57.
11. Polkovnikov A.V., Dubovik M.F. Upravlenie proektami (polnyy kurs MVA) [Project management (full MBA course)]. Moscow, Eksmo Publ., 2015. 552 p.
12. Professional’nyy standart Rossiyskoy assotsiatsii po svyazyam s obshchestvennost’yu [Professional standard of the Russian Association for Public Relations]. Available at: https://drive.google.com/file/d/0B0MQY2BqV8swRS 1TVGtNNEI4aDA/view (accessed 14 April 2018).
13. Yalalov F.G. Deyatel’nostno-kompetentnostnyy podkhod k praktiko-orientirovannomu obrazovaniyu [Activity-competence approach to practice-oriented education]. Materialy V mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Nizhnekamsk, 2007) [MaterialsV international scientific-practical conference (Nizhnekamsk, 2007)]. Nizhnekamsk, 2007, pp. 16-20.