сотрудник с 01.01.2003 по 01.01.2024
Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия
УДК 81 Лингвистика. Языкознание. Языки
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
ОКСО 44.03.04 Профессиональное обучение (по отрослям)
ББК 760 Средства массовой информации
ТБК 3662 Педагогика высшей школы
Статья посвящена описанию методики обучения студентов — будущих коммуникаторов. Данная методика позволяет успешно осуществлять управление коммуникационными проектами. По мнению исследователя, особого внимания заслуживают вопросы, связанные с созданием педагогических условий для её реализации, являющейся следствием целенаправленной деятельности преподавателя. Раскрываются особенности управления коммуникационными проектами будущих менеджеров рекламы и связей с общественностью. Описываются результаты опытно-экспериментальной работы по реализации методики обучения в вузе.
методика, обучение, управление, студент, высшее образование, проектная компетентность.
В современных условиях обучение проектной деятельности студентов, получающих образование в сфере коммуникативистики стало необходимым условием профессиональной подготовки выпускников к эффективному решению производственных задач. Особое внимание к профессиональным компетенциям, проектно ориентированным образовательным программам, знаниям, умениям, навыкам, творческим возможностям студентов составляет основу современной педагогической науки. Такой подход к профессиональной подготовке студентов в высшей школе является главной отличительной чертой современного образования, в котором обращение к вопросам проектирования — веление времени. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов» [10, 54–57]. Закономерно, что уже в рамках Концепции развития российского образования до 2020 г. [7] к системе высшего образования стали предъявляться повышенные требования, обоснованные модернизацией образования, динамичным экономическим
ростом и социальным развитием общества, в результате которых возникает конкуренция, требующая постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к требованиям рынка труда. Особое внимание в Концепции уделено развитию проектной деятельности, реализованной в приоритетном национальном проекте «Образование», направленной на применение проектных технологий. Примером особого внимания педагогики к подготовке специалистов могут служить требования, предъявляемые к студентам коммуникационных направлений подготовки, появление которых в образовательных программах высших учебных заведений России было продиктовано потребностью времени, меняющимся рынком и спросом работодателей. Требования профессионального стандарта Российской ассоциации по связям с общественностью [12] указывают на то, что управление коммуникационными проектами относится к базовым функциям и включает формулирование проблем, целей, задачи результата проекта; описание среды проекта; разработку плана и графика реализации проекта; планирование и оптимизацию ресурсов; организацию внутреннихкоммуникаций в ходе проекта; подготовку документов, организацию документооборота по проекту; информирование клиента о ходе проекта; координацию работы, анализ итогов и обратной связи. Вследствие этого в системе высшего образования важно уделить особое внимание методике преподавания, в результате которого происходит формирование необходимых управленческих знаний. Таким образом, специфика профессии определяет педагогическую целесообразность приоритетного решения задач по формированию управленческих знаний и проектных компетенций будущих коммуникаторов. Сегодня профессиональная подготовка специалистов данного профиля осуществляется многими вузами России. В СВФУ она началась в 2011 г., чтобы восполнить пробел в подготовке специфических кадров для Якутии, способных формировать систему ценностей общества в едином направлении с государственными органами управления. В соответствии с этим для подготовки выпускников особой внимание следует уделить разработке методики обучения
студентов управлению коммуникационными проектами, гарантирующей высокую продуктивность выпускников по окончании учебы в вузе.
1. Азарова Л.В. Ситуационный анализ в связях с общественностью [Текст] / Л.В. Азарова [и др.]. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.
2. Боронина Л.Н. Основы управления проектами [Текст] / Л.Н. Боронина, З.В. Сенук. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 112 с.
3. ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент: Требования к управлению проектом [Текст]. - М.: Стандартинформ, 2011. - 10 с.
4. Заренков В.А. Управление проектами [Текст] / В.А. Заренков. - М.: АСВ; СПб.: Изд-во СПбГАСУ, 2014. - 312 с.
5. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-29.
6. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) [Текст] / И.А. Зимняя // Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования». - М., 2005. - С. 5-26.
7. Концепция развития образования до 2020 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.irorb.ru/files/kafedri/pedagogi/konc_razv_obr_RF_do_2020.pdf (дата обращения: 14.04.2018).
8. Кошелев А.Н. PR-проектирование: от идеи до воплощения в реальность [Текст] / А.Н. Кошелев. - М.: Дашков и Ko; Саратов: Анлейся, 2009. - 304 с.
9. Краевский В.В. Методология педагогики [Текст] / В.В. Краевский. - М.: Академия, 2008. - 400 с.
10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. - М., 2000. - С. 54-57.
11. Полковников А.В. Управление проектами (полный курс МВА) [Текст] / А.В. Полковников, М.Ф. Дубовик. - М.: Эксмо, 2015. - 552 с.
12. Профессиональный стандарт Российской ассоциации по связям с общественностью [электронный ресурс]. - URL: https://drive.google.com/file/d/0B0MQY2BqV8swRS1TVGtNNEI4aDA/view (дата обращения: 14.04.2018).
13. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Текст] / Ф.Г. Ялалов // Материалы V международной научно-практической конференции (Нижнекамск, 2007). - Нижнекамск, 2007. - С. 16-20.