Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
Global challenges and modern trends left a signifi cant imprint on the state-building process in Russia. In particular there is a need to optimize management activities at places where there are still no eff ective mechanisms for meaningful dialogue between the authorities and the population. Special attention is paid to the analysis of modern practice of formation of positive image of the authorities. The aim of this work was to identify the key factors limiting building a positive image of power structures on the ground. In their work the authors draw on scientific methods of research. A leading research method was a questionnaire survey of the population. Revealed the predominance of negative assessments of personal-psychological and professional characteristics of employees of local authorities. The image of the local control unit is assessed in General population is not so linearly in mind diff erent degrees of awareness of diff erences in socio-economic status and degree of susceptibility to the manipulative technologies of image-making. Found that the situation provokes the intensifi cation of the mistrust of thepublic to the activities of local authorities. On the basis of the analysis key areas of improvement of the image of the authorities are identifi ed.
manipulative techniques, image technology, image, municipal employee, local authorities, mass media, social capital.
ВВЕДЕНИЕ
Базовые черты современного российского общества сформировались в условиях глобальных социально-экономических трансформаций, что наложило существенный отпечаток на весь процесс государственного строительства. В России, как и во многих развитых странах, возникла необходимость разработки и развития новой концепции государственной власти, которая бы опиралась на принципы открытости, консенсуса и социального партнерства [14]. Особенно остро данная проблема стоит на уровне местной власти, где, по мнению экспертов, до сих пор отсутствуют эффективные механизмы налаживания конструктивного диалога между органами управления и местным сообществом [12; 6]. В целях повышения доверия населения к действиям местных органов власти, а также налаживания прямого взаимодействия
управленческих структур и общественности, особое внимание следует уделить формированию положительного имиджа местных органов власти [11]. Традиционно имидж органов власти и служащих местной администрации рассматривается как некий аналог сложной конструкции, эффективное функционирование которой требует непрерывной и целенаправленной работы по ее поддержанию [13; 10; 8]. Это связано с тем, что восприятие имиджа осуществляется не только в сознании людей, но и затрагивает эмоциональную сферу [20], а значит, требует специальных технологий его управления. Как свидетельствует практика, в случае высокой степени недоверия населения к органам власти, укоренению негативного образа местного чиновничества, отсутствии положительных психологически-социальных реакций (чувство защищенности, справедливости, открытости власти к диалогу и пр.), обратная связь от населения к управленческому аппарату будет мало эффективной [9]. По сути, социальный капитал местного сообщества, его оценка деятельности властных структур находится в прямой зависимости
от информационной транспарентности, тогда как доверие и понимание со стороны общества, выраженное в виде общественного мнения, выступает важнейшим средством формирования позитивного образа местных органов
власти [5; 7]. В современных российских условиях имидж местных органов власти, их репутация в общественно-политических и деловых кругах становятся важнейшим ресурсом для налаживания партнерских отношений с гражданским обществом в целях решения социально значимых проблем развития территории [1; 3]. С этой точки зрения на концепт позитивного имиджа местных органов власти, можно говорить о соответствии действий органов управления требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и местного сообщества в целом [15; 19]. Вследствие этого, сформированный имидж местных органов власти существенным образом влияет на гражданскую активность населения, определяет степень общественной поддержки деятельности власти [2; 4]. Таким образом, формирование позитивного имиджа местных органов власти является необходимым условием эффективного функционирования и развития института управления.
1. Baharev V.V. Tehnologicheskie osnovy upravleniya formirovaniem i razvitiem imidzha organov social'noy zaschity naseleniya // Social'naya rabota v sovremennoy Rossii: vzaimodeystvie nauki, obrazovaniya i praktiki. - Belgorod, 2012.
2. Vasilenko I.A. Svyaz' s obschestvennost'yu v gosudarstvennyh i mestnyh organah vlasti // Problemy teorii i praktiki upravleniya. - 2003. - № 4. - S. 39-43.
3. Dyuk A.V. Social'nye tehnologii raboty s naseleniem municipal'nyh obrazovaniy. - Obninsk : Institut municipal'nogo upravleniya, 2003. - 84 s.
4. Dyuk A.V. Tehnologii raboty s obschestvennym mneniem na urovne mestnogo samoupravleniya // Gorodskoe upravlenie. - 2003. - № 8. - S. 85-88.
5. Zaharchuk P.A. Sociokul'turnye tehnologii formirovaniya imidzha: avtoref. dis. … kand. sociol. nauk. - Maykop, 2008.
6. Knyazev D.V. Social'no-upravlencheskie mehanizmy formirovaniya doveriya naseleniya k institutam gosudarstvennoy vlasti: avtoref. dis. … kand. sociol. nauk. - M., 2009.
7. Maksimova N.V. Informirovannost' naseleniya kak neobhodimyy faktor razvitiya mestnogo samoupravleniya (na primere goroda Leninogorska) // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2006. - № 11. - S. 24-26.
8. Panasyuk A.Yu. Formirovanie imidzha: strategiya, psihotehnologii, psihotehniki. - M.: OMEGA-L, 2009. - 266 s.
9. Perelygina E.B. Psihologiya imidzha. - M.: Izdat. Aspekt-Press, 2002. - 223 s.
10. Petrova E.A. Imidzh i ego izuchenie v sovremennoy nauke // Izvestiya Akademii imidzhelogii. - M.: RIC AIM, 2005.
11. Rogach O.V., Rohmistrov S.N., Ryabova T.M. Upravlenie obschestvennymi otnosheniyami (PR): osnovy teorii i praktiki. - M., 2014. - 311 s.
12. Skalon V.A. Mestnoe samoupravlenie: teoriya i praktika s tochki zreniya institucional'nogo podhoda // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. - 2011. - № 1. - S. 37-52.
13. Frolov E.V. Politicheskiy imidzh institutov gosudarstvennoy vlasti Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy sovershenstvovaniya: avtoref. dis. … kand. polit, nauk. - M., 2005.
14. Yablokova E.A. Podgotovka kadrov gosudarstvennoy sluzhby / L.I. Kataeva, V.N. Markin, A.K. Markova i dr.; pod obsch. red. E.A. Yablonovoy; Rossiyskaya akademiya gosudarstvennoy sluzhby pri Prezidente RF. - M., 2004.
15. Bartelson J. (2006). Making sense of global civil society. European Journal of International Relations, 12, 371-395.
16. Gerard Divay, Maud Micheau. Recognizing citizens in municipal management: an exploratory study based on a content analysis of municipal websites in the province of Quebec. International Review of Administrative Sciences, First Published 9 Jul 2016.
17. Lijing Yang. Worlds Apart? Worlds Aligned? The Perceptions and Prioritizations of Civil Servant Values Among Civil Servants From China and The Netherlands International Journal of Public Administration. Volume 39, 2016 - Issue 1: Public Values. Pages 74-86.
18. Oseichuk V.I. How to overcome the personnel hunger in the civil and municipal service // Public service. - 2010. - No. 2. - P. 38-41.
19. Palina Prysmakova, Michele Tantardini, Tomasz Potkanski. The Role of Financial Performance in Motivating Polish MunicipalEmployees. Review of Public Personnel Administration, First Published 3 Jan 2017.
20. Polikanov D.V. "Staff hunger" in state and municipal service // Monitoring of public opinion. - 2010. - №5 (99). - P. 66-85.