GUIDANCE ASPECTS ON USING TECHNOLOGICAL APPROACH TO NURTURE PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES IN PROSPECTIVE TEACHERS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The pattern for nurturing professionally significant qualities in prospective teachers on the premises of pedagogical institutions is presented. A specific case is used to demonstrate how to implement technological approach in nurturing professionally significant qualities; also described are curricula for two elective courses, namely, «Modern Educational Technologies in Teaching Mathematics» and «Learn How to Use the Educational Standard».

Keywords:
qualities professionally significant for a prospective teacher, professional competence, technological approach in education, modern educational technologies, technology of collaborative learning, active teaching methods.
Text

Профессионально значимые качества будущего учителя, являясь, в общем-то, некоторым инвариантом, в системе высшего педагогического образования могут изменять как свою сравнительную приоритетность, так и содержательное наполнение. Поэтому методика формирования этих качеств требует постоянного совершенствования в соответствии с изменениями квалификационных требований к учителю. 

Процесс формирования профессионально значимых качеств будущего учителя протекает в естественных условиях реализации государственных образовательных стандартов, когда соответствующие учебные планы достаточно плотно заполняют учебное время студентов и введение новых образовательных курсов может привести к их перегрузке. Поэтому «параллельное» совершенствование методики формирования ПЗК целесообразно «растворить» в действующих учебных планах за счет использования соответствующих технологий обучения. Возможные изменения могут касаться:

  1. методики проведения отдельных занятий за счет применения технологии обучения в сотрудничестве, дискуссионных технологий, различных приемов развития критического мышления с акцентом на значимость каждого раздела теоретического материала в формировании ПЗК будущего учителя;
  2. содержания заданий для студентов и организации их самостоятельной работы с целью развития креативности будущего учителя.

Формулировка заданий не должна предполагать прозрачных алгоритмов решений; поиск решений должен осуществляться путем целенаправленной интеллектуально-творческой деятельности.

В основу процесса формирования ПЗК будущего учителя как составляющих его профессиональной компетентности и обеспечения качества этого процесса нами положен технологический подход, под которым понимают «путь проектирования и применения технологий для решения разного рода образовательных задач» [1, с. 20]. Технологический подход позволяет средствами современных образовательных технологий усилить теоретическую, методологическую и методическую подготовку студентов педвуза. Уже с первого курса обучения целесообразно применение в учебном процессе технологии развития критического мышления (ТРКМ), обучения в сотрудничестве, в рамках внеаудиторной самостоятельной работы — технологии проектной деятельности. На старших курсах, когда на первый план выходят дисциплины профессиональной подготовки, педагогическая практика, особая роль отводится применению дискуссионных технологий (например, технологии «Дебаты»), технологии «Портфолио».

References

1. Bordovskoj N.V. Gumanitarnye tehnologii v vuzovskoj obrazovatel’noj praktike: praktika proektirovanija, analiza i primeneniya [Humanitarian technologies in university educational practice: the practice of design, analysis and application]. St. Petersburg, Russian State Pedagogical University named after Herzen Publ, 2008. 636 p.

2. Polat E.S., Buharkina M.Ju., Moiseeva M.V., Perov A.E. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya [New teaching and information technology in the education system] Moscow, Akademiya Publ., 2008, 272 p.

3. FGOS VPO po napravleniju podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie [Federal state educational standards of higher education on direction 050100 Teacher Education].17 January 2011, no.46. Available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf

4. FGOS osnovnogo obshhego obrazovaniya [Federal state educational standards of general education]. 17 December 2010, no. 1897. Available at: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

5. FGOS srednego (polnogo) obshhego obrazovanya [Federal state educational standards of secondary education]. 17 May 2012, no. 413. Available at: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408

Login or Create
* Forgot password?