В работе представлена схема формирования профессионально значимых качеств (ПЗК) будущего учителя в педагогическом вузе. На конкретном примере показано применение технологического подхода к формированию ПЗК. Описаны программы курсов по выбору «Современные образовательные технологии в обучении математике» и «Учись работать с образовательным стандартом».
профессионально значимые качества будущего учителя, профессиональная компетентность, технологический подход в образовании, современные образовательные технологии, технология обучения в сотрудничестве, активные методы обучения.
Профессионально значимые качества будущего учителя, являясь, в общем-то, некоторым инвариантом, в системе высшего педагогического образования могут изменять как свою сравнительную приоритетность, так и содержательное наполнение. Поэтому методика формирования этих качеств требует постоянного совершенствования в соответствии с изменениями квалификационных требований к учителю.
Процесс формирования профессионально значимых качеств будущего учителя протекает в естественных условиях реализации государственных образовательных стандартов, когда соответствующие учебные планы достаточно плотно заполняют учебное время студентов и введение новых образовательных курсов может привести к их перегрузке. Поэтому «параллельное» совершенствование методики формирования ПЗК целесообразно «растворить» в действующих учебных планах за счет использования соответствующих технологий обучения. Возможные изменения могут касаться:
- методики проведения отдельных занятий за счет применения технологии обучения в сотрудничестве, дискуссионных технологий, различных приемов развития критического мышления с акцентом на значимость каждого раздела теоретического материала в формировании ПЗК будущего учителя;
- содержания заданий для студентов и организации их самостоятельной работы с целью развития креативности будущего учителя.
Формулировка заданий не должна предполагать прозрачных алгоритмов решений; поиск решений должен осуществляться путем целенаправленной интеллектуально-творческой деятельности.
В основу процесса формирования ПЗК будущего учителя как составляющих его профессиональной компетентности и обеспечения качества этого процесса нами положен технологический подход, под которым понимают «путь проектирования и применения технологий для решения разного рода образовательных задач» [1, с. 20]. Технологический подход позволяет средствами современных образовательных технологий усилить теоретическую, методологическую и методическую подготовку студентов педвуза. Уже с первого курса обучения целесообразно применение в учебном процессе технологии развития критического мышления (ТРКМ), обучения в сотрудничестве, в рамках внеаудиторной самостоятельной работы — технологии проектной деятельности. На старших курсах, когда на первый план выходят дисциплины профессиональной подготовки, педагогическая практика, особая роль отводится применению дискуссионных технологий (например, технологии «Дебаты»), технологии «Портфолио».
1. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: практика проектирования, анализа и применения: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Бордовской. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 636 с.
2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Перов А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2008. - 272 с.: ил.
3. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 января 2011 г. № 46 (http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf).
4. ФГОС основного общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588).
5. ФГОС среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408).