THE ELITARIAN STRATEGY OF PROFESSIONAL FORMATION OF ENGINEERS WITH HEARING IMPAIRMENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is about the actual problem of professional development of persons with hearing impairments. Based on the qualitative research method — biographical interview, the research revealed the characteristics of elite strategies of engineer professional development with hearing impairments. The elite strategy is presented as a dynamic system of professional orientation of the personality, who is aimed at deliberate change and design of his/her live in the context of its professionalization and development of a professional future. The paper identifi es and examines the main personal factors that infl uence on the process of forming the competence of an elite specialist with hearing impairments and the versatility of his/her professional activities. Due to the formation of operational and tactical psychological characteristics that the elite scenario of personal and professional development for hearing impaired engineers is realized. The research has the conclusion about the impact of labor market requirements, educational and professional environment on the formation and implementation of the elite strategies of professional formation of specialists with hearing impairments.

Keywords:
professional development, elite engineer, handicapped, the factors of professional formation strategy, elite strategy.
Text

Профессиональное становление личности представляет собой сложный процесс, который предполагает не только успешное освоение деятельности в рамках определенной профессии, но и развитие самой личности, в результате чего формируется специалист с определенным стилем поведения, базирующимся на его психологических и личностных особенностях. Стратегии профессионального становления мы рассматриваем как выбор направления, приоритетов развития и выбор действий, определяющие процесс профессионализации. Профессиональное становление как процесс освоения и погружения в профессиональную деятельность включает изменения и развитие мотивационной, когнитивной и операциональной сфер личности. Профессиональные стратегии становления личности как сложное и многоуровневое социально-психологическое явление трансформируются под влиянием объективных и субъективных факторов. Это динамическая система профессионального ориентирования личности, направленная на сознательное изменение и конструирование своей жизни в контексте ее профессионализации; формирование профессионального будущего. К основным характеристикам профессиональных стратегий относят: направленность в будущее, формирование профессиональной Я-концепции и стилевые особенности решения задач профессионального развития. Главной функцией профессиональных стратегий является профессионализация личности в изменяющейся социально-профессиональной среде. Личностные факторы, определяющие стратегию профессионального становления, связаны с мотивационными, когнитивными и стилевыми характеристиками специалиста. Основными мотивационными характеристиками являются профессиональная направленность и устойчивая система ценностных ориентаций, определяющие жизненную позицию личности специалиста. Когнитивно-интеллектуальные характеристики освоения деятельности отражают концептуальную модель профессионального развития и определяют направление профессионального становления специалиста. Стилевые особенности поведения зависят от личностно-профессиональных ресурсов работника. Развивающая организационная среда на месте профессиональной деятельности является объективным фактором профессионального становления. Она создает условия и возможности для личностного развития, организационной социализации специалистов, способствует реализации их интеллектуального и личностного потенциала. Элитарная стратегия профессионального становления характерна для выпускников с высоким уровнем профессиональной подготовленности, готовых эффективно работать в широком ролевом диапазоне. Эти выпускники работают в крупных компаниях элитными инженерами. Функциональные характеристики профессиональной деятельности элитных инженеров, как правило, включают исследовательскую, проектную, предпринимательскую, управленческую, экспертную работу. Ключевые зоны ответственности элитных инженеров обусловлены их ключевыми ролями в организации: стратега, руководителя команды, предпринимателя, новатора и эксперта. Роль стратега связана с разработкой и реализацией стратегии развития организации, организационные механизмы ее обеспечения на основе панорамного видения перспектив корпорации, отрасли в целом. В качестве руководителя команды элитный инженер возглавляет проектные подразделения и команды. Как предприниматель он привлекает разнообразные внутренние и внешние ресурсы; наиболее выгодно распределяет существующие ресурсы; обеспечивает продвижение и реализацию разработанной продукции. В качестве новатора является исследователем-разработчиком инновационных проектов; выступает генератором идей и научно-технических знаний, инициатором творческих подходов в специфических областях деятельности. Как эксперты-консультанты элитные инженеры участвуют в решении междисциплинарных проблем.

References

1. Avdeeva A.P. Psikhologicheskaya kontseptsiya professional’noi elitarnosti v sfere inzhenernoi deyatel’nosti [Psychological concept of professional elitism in the field of engineering]. Moscow: MGTU Publ., 2014.

2. Avdeeva A.P. Sotsial’no-psikhologicheskaya gotovnost’ k inklyuzivnomu obrazovaniyu [Socio-psychological readiness for inclusive education]. Gumanitarnye osnovaniya sotsial’nogo progressa: Rossiya i sovremennost’ [Humanitarian foundations of social progress: Russia and the present]. Moscow: FGBOU VO «MGUDT» Publ., 2016. 291 p., pp. 11-16.

3. Andreikin A.A., Alekseevskikh D.Yu., Emel’yanov V.Yu. Psikhologicheskie osobennosti obucheniya sambo lits s narusheniem slukha [The psychological features of sambo training for deaf people]. XIII Mezhdunarodnaya nauchnoprakticheskaya konferentsiya, posvyashchennaya pamyati ZMS SSSR, ZTR SSSR, professora E.M.Chumakova, «75 let sambo. Itogi i perspektivy» [XIII International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of Merited Master of Sports of the USSR, ZTR USSR, professor E.M.Chumakov, “75 years old Sambo. Results and prospects”]. Moscow, RGUFKSMiT Publ., Moscow, 2013.

4. Aleksandrov A.A., Emel’yanov V.Yu., Kirpichnikov V.N. Ulavlivanie ili rekuperatsiya parov nefteproduktov kak odin iz mekhanizmov povysheniya kachestva vozdushnogo basseina gorodov-megapolisov [Capture or recovery vapor of petroleum productsl as one of the mechanisms for improving the quality of air pool of cities- metropolises]. Ekologiya i promyshlennost’ Rossii [Ecology and Industry of Russia]. 2010, pp. 30-33.

5. Emel’yanov V.Yu. Boevye iskusstva glukhikh. Istoriya i den’ segodnyashnii [Martial Arts of the Deaf. History and present day]. Adaptivnaya fizicheskaya kul’tura [Adaptive Physical Culture]. 2015, I. 4 (64), pp. 36-37.

6. Emel’yanov V.Yu. Stanovlenie sambo dlya glukhikh v Rossii [Formation of Sambo for the Deaf in Russia]. Adaptivnaya fizicheskaya kul’tura [Adaptive Physical Culture]. 2016, I. 2(66), pp. 2-3.

7. Kolosov M.A., Emel’yanov V.Yu., Termorezistivnyi izmeritel’ urovnya kriogennoi zhidkosti na osnove vysokotemperaturnykh sverkhprovodnikov [Thermoresistive level meter of a cryogenic liquid based on high-temperature superconductors]. Vestnik MGTU im. N.E. Baumana, ser. Priborostroenie [Bulletin of Bauman Moscow State Technical University, ser. Instrument making]. 2014, I. 6.

8. Integrirovannoe professional’noe obrazovanie invalidov po slukhu v MGTU im. N.E. Baumana [Integrated vocational education for people with hearing impairments at the Bauman Moscow State Technical University]. Sbornik nauchnykh trudov [Collection of scientific papers]. Moscow, MGTU im. N.E. Baumana Publ., 2000. 196 p.

9. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya [Methodology]. Moscow: SINTEG Publ., 2007.

10. Super D.E., et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957.

Login or Create
* Forgot password?