Moskva, Moscow, Russian Federation
GRNTI 14.15 Система образования
GRNTI 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
The article reveals the methodological methods that allow the most active development of the creative abilities of younger schoolchildren in literary reading classes. Among them: speech workouts; work on the characteristics of literary heroes, drawing up a plan and annotations to the text; its analysis and retelling; creation of mini-compositions; selection of illustrations for a literary work, taking into account the content of the full text and fragment; comparison of related works of literature and fine arts.
younger schoolchild; subject “Literary Reading”; method of teaching the work with the text; creative tasks; literature literacy; development of creative abilities of students.
«Литературному чтению» как учебному предмету начальной школы принадлежит особая роль в раскрытии творческого потенциала младшего школьника. Этому прежде всего способствуют различного вида творческие задания. Деятельность обучающегося по осмыслению текста — важный компонент литературной грамотности, который направлен на развитие творческих способностей младшего школьника. Еще В.В. Давыдов отмечал: «Творчество является уделом всех <…> естественным и постоянным спутником детского развития» [1, с. 47]. Решение учебных задач творческого характера — важный планируемый результат обучения в начальной школе, который состоит в способности учащегося творчески подходить к разным видам учебной деятельности, активно участвовать в играх, речевых разминках, самостоятельно выполнять задания следующего типа: «Продолжи текст»; «Составь описание, порассуждай»; «Создай аннотацию» и пр. Рассмотрим конкретные примеры творческих заданий на уроках литературного чтения.
Речевые разминки
Работа с рубрикой «Речевые разминки», с которой учитель начинает каждый урок литературного чтения, происходит в игровой форме и является предпосылкой к решению творческих задач, связанных с развитием навыков выразительного чтения. Они включают освоение младшими школьниками умения правильно использовать:
•• дыхание (чтение на выдохе, увеличение времени на выдох);
•• артикуляцию (скороговорки как способ тренировки чистоты речи);
•• интонацию как эмоциональную окраску произносимого текста (чтение с разными интонациями);
•• рифму (игра «Доскажи словечко» как способ подбора рифмующихся слов);
•• темп (умение читать быстро, медленно);
•• логическое ударение (выбор слова для акцентуации — подчеркивание голосом выделенного в тексте слова).
Задания такого типа позволяют поставить ребенка в разные игровые роли-ситуации, требующие в соответствии с учебной задачей выбора правильного темпа чтения, нужной интонации. Например: Произнесем слова от имени героев сказки «Три медведя» — Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки: «Кто спал на моей кровати и смял её?». Подобные задания помогают формировать творческое отношение к выбору главного компонента выразительного чтения — интонации. При систематическом использовании таких заданий дети к четвертому классу уже могут самостоятельно определять нужную интонацию. Например, школьникам предлагают разыграть потешку.
1. Davydov V.V. Lektsii po pedagogicheskoy psikhologii [Lectures on educational psychology]. Moscow, Akademiya Publ., 2006. 224 p.
2. Smirnov A.A. Psikhologiya zapominaniya [Psychology of memorization]. Institut psikhologii [Institute of Psychology]. Moscow; Leningrad: Akademiya pedagogicheskikh nauk RSFSR Publ., 1948. 328 p.
3. Uroki literaturnogo chteniya v sovremennoy nachal’noy shkole: kniga dlya uchitelya. 1-4 klassy [The lessons of literary reading in modern elementary school: a book for the teacher. 1-4 grades]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2013-2014.
4. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of primary general education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 31 p.