Yaroslav-the-Wise Novgorod State University (Department of Pedagogy, Postgraduate Student)
Velikiy Novgorod, Russian Federation
GRNTI 14.15 Система образования
GRNTI 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
The article deals with the problem of intergenerational interaction between children and adults that is topical for modern society. The work on raising children in the course of the project “Volunteer Orthodox Camp”, organized on the basis of the ValdayIversky Monastery, was highlighted. Conditions are described that contribute to a deeper familiarization of students in the general education school with the traditions of Orthodox culture, principles on the basis of which constructive relations between people in the process of work and interpersonal communication are built. The significance of the volunteer project in shaping the personality of the schoolchild, the education of his respect for universal values, ensuring the successful socialization of the younger generation is revealed.
pupils of a comprehensive school; educational process; volunteer project; intergenerational interaction; traditions of Orthodox culture.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определяет вектор воспитательной работы: «Приоритетная задача Российской Федерации — формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей». При реализации этой задачи важно учитывать, что государство и общество ориентируют современное образование на гуманизацию педагогического процесса, демократизацию отношений «воспитатель — воспитанник»,
создание личностно значимой системы взаимодействия взрослых и детей.
ПРОБЛЕМА МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Проблема межпоколенческого взаимодействия актуальна с древних времен до настоящих дней. Известно, что первый опыт социальной адаптации ребенок получал как участник совместной деятельности с родителями. С первых шагов жизни дети учились у отца и матери элементарным навыкам трудовой деятельности, участию в повседневной жизни семьи. Растущее поколение сразу погружалось в ежедневную работу по дому, семейному хозяйству, воспитанию младших в семье. Недаром у многих народов России существовала традиция при рождении девочки дарить ей прялку, а подарком для новорожденного мальчика был столярный инструмент. Современные ученые обсуждают влияние процесса взаимодействия разных поколений на становление личности ребенка, его социализацию средствами совместной деятельности детей и взрослых. Обратим внимание и на то, что во взаимоотношениях разных поколений присутствуют как позитивные, так и негативные тенденции. Существование рядом мира взрослых и мира детей способствует становлению их взаимопонимания, взаимообогащению, обеспечивает существенное влияние старшего поколения на формирование знаний, приобретение жизненных навыков и социализацию подрастающего поколения, вступающего в жизнь. Вместе с тем вполне вероятно возникновение конфликта поколений — вечная проблема взаимодействия «отцов и детей». Это связано с разными причинами: новыми, не принимаемыми взрослыми интересами и занятиями молодежи, изменениями возрастной структуры населения и его состава. Так, доля молодежи до 20 лет на планете в 2017 г. составила всего 12–13%. Подобное изменение в возрастном составе населения приводит к тому, что молодое поколение начинает использовать более экстремальные формы защиты своих интересов в мире взрослых.
1. Ivanov E.V., Ivanova D.E. O probleme vzaimootnosheniy detey i vzroslykh [On the problem of the relationship between children and adults]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Novgorod State University]. 2016, I. 5 (96). Available at: file:///C:/Users/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C/Downloads/o-probleme-vzaimootnosheniy-detey-i-vzroslyh.pdf (accessed 11 July 2018).
2. Ivanov E.V., Ivanova D.E. O sushchnosti mezhpokolennykh vzaimodeystviy v detsko-vzroslykh soobshchestvakh [On the essence of intergenerational interactions in children-adult communities]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Novgorod State University]. 2016, I.3(94). Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/o-suschnosti-mezhpokolennyh-vzaimodeystviy-vdetsko-vzroslyh-soobschestvah (accessed 11 July 2018).
3. Komogortseva T.V. Osobennosti mezhpokolennogo vzaimodeystviya v usloviyakh realizatsii volonterskogo proekta «Pravoslavnyy lager’» [Features of intergenerational interaction in the context of the volunteer project “Orthodox camp”]. Razvitie detsko-vzroslykh soobshchestv v usloviyakh mnogoobraziya: sb. statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Razvitie detsko-vzroslykh soobshchestv v usloviyakh mnogoobraziya» (Velikiy Novgorod, 24-25 aprelya 2017 g.) / NovGU im. Yaroslava Mudrogo; Institut nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Development of children-adult communities in conditions of diversity: Sat. articles on the materials of the International Scientific and Practical Conference “Development of Children’s Adult Communities in Diversity” (Veliky Novgorod, April 24-25, 2017) / NovSU them. Yaroslav the Wise; Institute of Continuous Teacher Education]. Velikiy Novgorod, 2017, pp. 110-113.
4. Senchenkov N.P. Smolenskie oblastnye sbory tvorcheskoy molodezhi kak primer mezhpokolencheskogo detsko-vzroslogo soobshchestva [Smolensk regional collections of creative youth as an example of an intergenerational children’s and adult community]. Razvitie detsko-vzroslykh soobshchestv v usloviyakh mnogoobraziya: sb. statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Razvitie detsko-vzroslykh soobshchestv v usloviyakh mnogoobraziya» (Velikiy Novgorod, 24-25 aprelya 2017 g.) / NovGU im. Yaroslava Mudrogo; Institut nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Development of children’s and adults’ communities in conditions of diversity: coll. articles on the materials of the International Scientific and Practical Conference “Development of Children’s Adult Communities in Diversity” (Veliky Novgorod, April 24-25, 2017) / NovSU them. Yaroslav the Wise; Institute of Continuous Teacher Education]. Velikiy Novgorod, 2017, pp. 63-65.
5. Sherayzina R.M., Aleksandrova M.V., Zinov’eva S.D. Mezhpokolennye otnosheniya i produktivnoe vzaimodeystvie sub”ektov territorial’nykh detsko-vzroslykh soobshchestv [Intergenerational relations and productive interaction of subjects of territorial child-adult communities]. Razvitie detsko-vzroslykh soobshchestv v usloviyakh mnogoobraziya: sb. statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Velikiy Novgorod, 24-25 aprelya 2017 g.) / NovGU im. Yaroslava Mudrogo; Institut nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Development of children-adult communities in conditions of diversity: coll. articles on the materials of the International Scientific and Practical Conference (Veliky Novgorod, April 24-25, 2017) / NovSU them. Yaroslav the Wise; Institute of Continuous Teacher Education]. Velikiy Novgorod, 2017, pp. 71-77.