ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ СООБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЛОНТЁРСКОГО ПРОЕКТА «ПРАВОСЛАВНЫЙ ЛАГЕРЬ»)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается актуальная для современного общества проблема межпоколенческого взаимодействия детей и взрослых. Освещена работа по воспитанию детей в ходе реализации проекта «Волонтёрский православный лагерь», организованного на базе Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря. Описаны условия, которые способствуют более глубокому ознакомлению учащихся общеобразовательной школы с традициями православной культуры, принципами, на основе которых строятся конструктивные отношения между людьми в процессе трудовой деятельности и межличностного общения. Раскрывается значение волонтерского проекта в формировании личности школьника, воспитании у него уважения к общечеловеческим ценностям, обеспечения успешной социализации подрастающего поколения.

Ключевые слова:
учащиеся общеобразовательной школы; воспитательный процесс; волонтерский проект; межпоколенческое взаимодействие; традиции православной культуры.
Текст

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определяет вектор воспитательной работы: «Приоритетная задача Российской Федерации — формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей». При реализации этой задачи важно учитывать, что государство и общество ориентируют современное образование на гуманизацию педагогического процесса, демократизацию отношений «воспитатель — воспитанник»,
создание личностно значимой системы взаимодействия взрослых и детей. 

ПРОБЛЕМА МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Проблема межпоколенческого взаимодействия актуальна с древних времен до настоящих дней. Известно, что первый опыт социальной адаптации ребенок получал как участник совместной деятельности с родителями. С первых шагов жизни дети учились у отца и матери элементарным навыкам трудовой деятельности, участию в повседневной жизни семьи. Растущее поколение сразу погружалось в ежедневную работу по дому, семейному хозяйству, воспитанию младших в семье. Недаром у многих народов России существовала традиция при рождении девочки дарить ей прялку, а подарком для новорожденного мальчика был столярный инструмент. Современные ученые обсуждают влияние процесса взаимодействия разных поколений на становление личности ребенка, его социализацию средствами совместной деятельности детей и взрослых. Обратим внимание и на то, что во взаимоотношениях разных поколений присутствуют как позитивные, так и негативные тенденции. Существование рядом мира взрослых и мира детей способствует становлению их взаимопонимания, взаимообогащению, обеспечивает существенное влияние старшего поколения на формирование знаний, приобретение жизненных навыков и социализацию подрастающего поколения, вступающего в жизнь. Вместе с тем вполне вероятно возникновение конфликта поколений — вечная проблема взаимодействия «отцов и детей». Это связано с разными причинами: новыми, не принимаемыми взрослыми интересами и занятиями молодежи, изменениями возрастной структуры населения и его состава. Так, доля молодежи до 20 лет на планете в 2017 г. составила всего 12–13%. Подобное изменение в возрастном составе населения приводит к тому, что молодое поколение начинает использовать более экстремальные формы защиты своих интересов в мире взрослых.

Список литературы

1. Иванов Е.В., Иванова Д.Е. О проблеме взаимоотношений детей и взрослых [Электронный ресурс] // Вестник Новгородского государственного университета. - 2016. - № 5 (96). - URL: file:///C:/Users/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C/Downloads/o-probleme-vzaimootnosheniy-detey-i-vzroslyh.pdf (дата обращения: 11.07.2018).

2. Иванов Е.В., Иванова Д.Е. О сущности межпоколенных взаимодействий в детско-взрослых сообществах [Электронный ресурс] // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. - № 3 (94). - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-suschnosti-mezhpokolennyh-vzaimodeystviyv-detsko-vzroslyh-soobschestvah (дата обращения: 11.07.2018).

3. Комогорцева Т.В. Особенности межпоколенного взаимодействия в условиях реализации волонтёрского проекта «Православный лагерь» // Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия: сб. статей по материалам Международной научно-практической конференции «Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия» (Великий Новгород, 24-25 апреля 2017 г.) / НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт непрерывного педагогического образования; сост. Е.В. Иванов. - Великий Новгород: [б. и.], 2017. - С. 110-113.

4. Сенченков Н.П. Смоленские областные сборы творческой молодёжи как пример межпоколенческого детско-взрослого сообщества // Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия: сб. статей по материалам Международной научно-практической конференции «Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия» (Великий Новгород, 24-25 апреля 2017 г.) / НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт непрерывного педагогического образования; сост. Е.В. Иванов. - Великий Новгород: [б. и.], 2017. - С. 63-65.

5. Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Зиновьева С.Д. Межпоколенные отношения и продуктивное взаимодействие субъектов территориальных детско-взрослых сообществ // Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия: сб. статей по материалам Международной научно-практической конференции (Великий Новгород, 24-25 апреля 2017 г.) / НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт непрерывного педагогического образования; сост. Е.В. Иванов. - Великий Новгород: [б. и.], 2017. - С. 71-77.

Войти или Создать
* Забыли пароль?