Moskva, Moscow, Russian Federation
The article presents the results of a study of the management staff of educational organizations, in which it was revealed a contradiction between the need for the education system in the heads of educational organizations with the current level of managerial competence and the presence of systematic professional difficulties in the activities of these leaders in the implementation of management functions. To resolve the revealed contradiction, the author clarifi es the essence of the concepts of «competence», «management competence of the head of the educational organization». A structural and functional model of the educational organization management system is developed as a basis for determining the content of management functions and competence of the head of the educational organization. Clarifi cation of management functions in the context of the structural and functional model of the management system allowed to determine the content of the managerial competence of the head of the educational organization. In the structural and content relation managerial competence is presented as interpenetration of administrative knowledge, skills, experience of administrative activity, motives, values, professional and personal qualities; respectively, set of cognitive, activity and motivational–personal components.
educational organization, head of educational organization, managerial competence, development of management personnel, structural-functional approach.
Актуальность исследования. Стратегией развития отечественной и зарубежных систем образования в современном обществе является повышение доступности и качества образования, что нашло отражение в Конвенции ООН «О защите прав человека и основных свобод», Декларации тысячелетия ООН, Международных пактах Совета Европы о правах человека, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. Ключевую роль в обеспечении эффективной реализации данной стратегии играет управленческий персонал образовательных организаций, обладающий актуальным уровнем профессиональной (управленческой) компетентности. Этот вывод подтверждается результатами исследований ученых по проблеме управления образовательными системами (М. Барбер, К. Доннелли [10]; Ю.А. Конаржевский [3], Д.А. Новиков [6], М. Фуллан [11, 12], Т.И. Шамова [9] и др.). Анализ отечественной системы образования позволил прийти к выводу, что значительная доля руководителей образовательных организаций (более 80%) имеют базовое высшее педагогическое образование и профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент в образовании». Вместе с тем результаты исследования практики управления образовательными организациями города Москвы и Оренбургской области, а также самооценки управленческого персонала этих организаций, свидетельствуют, что отсутствие базового менеджерского образования у руководителей коррелирует с их профессиональными затруднениями при реализации управленческих функций. У более 60% респондентов отмечаются систематические профессиональные затруднения в процессе исследования требований и потребностей ключевых стейкхолдеров, проектирования стратегии и программы развития образовательной организации, разработки нормативного методического обеспечения управления, актуализации внебюджетной деятельности, управления персоналом. Таким образом, было выявлено противоречие между потребностью системы образования в руководителях образовательных организаций, обладающих актуальным уровнем управленческой компетентности, и наличием систематических профессиональных затруднений в деятельности данных руководителей при реализации функций управления. Необходимость разрешения выявленного противоречия актуализировала потребность в научном обосновании современного содержания управленческой компетентности руководителя образовательной организации как системообразующего элемента (ядра) системы развития управленческого персонала образовательных организаций.
1. Atlasova O.M. Razvitie professional’noy kompetentnosti rukovoditeley shkol v protsesse povysheniya kvalifikatsii. Kand. Diss [Development of professional competence of school principals in the process of professional development. Cand. Diss]. St. Petersburg: In-t obrazovaniya vzroslykh Publ., 1995. 18 p.
2. Kompetentsii v obrazovanii: opyt proektirovaniya [Competencies in education: design experience]. Moscow: Nauchno-vnedrencheskoe predpriyatie «INEK» Publ., 2007. 327 p.
3. Konarzhevskiy Yu.A. Menedzhment i vnutrishkol’noe upravlenie [Management and in-school management]. Moscow, Tsentr «Pedagogicheskiy poisk» Publ., 2000. 224 p.
4. Kibanov A.Ya., Mitrofanova E.A., Konovalova V.G., Chulanova O.L. Kontseptsiya kompetentnostnogo podkhoda v upravlenii personalom [The concept of competence approach in personnel management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2016. 156 p.
5. Meskon M.Kh. Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of Management]. Moscow, Znanie Publ., 2000. 288 p.
6. Novikov D.A. Vvedenie v teoriyu upravleniya obrazovatel’nymi sistemami [Introduction to the theory of management of educational systems]. Moscow, Egves Publ., 2009. 156 p.
7. Tarasenko V.V. Upravlencheskaya kompetentnost’ rukovoditelya obrazovatel’noy organizatsii kak osnova effektivnosti sistemy upravleniya personalom [Managerial competence of the head of the educational organization as a basis for the effectiveness of the personnel management system]. Ekonomika i predprinimatel’stvo [Economics and Entrepreneurship]. 2015, I. 8, pp. 576-580.
8. Tayurskiy A.I. Faktory, vliyayushchie na formirovanie upravlencheskoy kompetentnosti rukovoditeley obrazovatel’nykh uchrezhdeniy vsekh urovney professional’nogo obrazovaniya [Factors influencing the formation of managerial competence of heads of educational institutions of all levels of vocational education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University]. 2009, I. 1, pp. 5-7.
9. Shamova T.I., Davydenko, T.M., Shibanova, G.N. Upravlenie obrazovatel’nymi sistemami [Management of educational systems]. Moscow, Academia Publ., 2007. 384 p.
10. Barber, M., Donnelly, K., Rizvi, S. Oceans of Innovation. The Atlantic, the Pacific, Global Leadership and the Future of Education. London: Institute for Public Policy Research, 2012.
11. Fullan, M. Change Leader. San-Francisco: Jossey-Bass, 2011.
12. Fullan, M. The Principal. Three Keys to Maximizing Impact. San Francisco: Jossey-Bass, 2014.