Ekaterinburg, Russian Federation
Russian Federation
Ekaterinburg, Russian Federation
The professional effi ciency of teachers of higher education is associated with the achievement of social and scientifi c success, the psychological mechanisms which are associated with the motivational-requirement sphere. The dominant understanding needs and motives of the most successful teachers will strengthen their eff ectiveness and infl uence the motivation conditions necessary for signifi cant scientifi c and social results. The conducted research allowed to establish that successful teachers are characterized by external motivation and the need for social approval.
vocational success, motivation of pedagogical activity, professional motivation, external and internal motives of pedagogical activity.
Проблема повышения профессиональной успешности, является актуальным направлением современной системы управления персоналом [6]. Наблюдающиеся в высшей школе факты крайне разных результатов профессиональной эффективности педагогов (по результатам внедрения эффективного контракта) привлекают к себе внимание и обнажают задачу понимания детерминант. Установлено, что успешность зависит от многих составляющих: мотивация, личностные характеристики, уровень самооценки, уровень развития профессиональнопедагогической культуры (А.К. Белоусова, Э.Ф. Зеер, Н.Л. Киселева, Ю.В. Фастовцева, L. ParksLeduc, G. Feldman, А. Bardi). Однако, качественные отличия данных личностных показателей педагогов и реальных результатов их деятельности не изучались. Таким образом, целью проведенного исследования стало изучение мотивации педагогов с различными социальными и профессиональными достижениями. Под социальными достижениями мы понимали — карьерный рост. Профессиональные достижения — выполнение условий эффективного контракта. Психолого-педагогический анализ факторов мотивации профессиональной деятельности преподавателя является актуальным направлением исследований, обусловливающим понимание механизмов развития профессионального самосознания и внутренних условий достижения профессионального мастерства. Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя высшей школы служит основой качества образования и успеха в профессии. Мотивация в целом является одним из важнейших компонентов педагогической деятельности [1]. Мотивация педагогической деятельности — есть не что иное, как процесс побуждения педагога к активной педагогической деятельности, направленной на получение нового качественного результата, через удовлетворение своих потребностей, сфокусированной на достижении целей и личного смысла в профессии педагога [3]. Известные отечественные ученые И.А. Зимняя, Р.В. Овчарова считают, что мотивация педагога определяется рядом факторов, среди которых требования образовательной системы, возможности и перспективы образовательного учреждения, субъектные особенности педагога и его отношение к делу [5]. Мотивация педагогической деятельности, как и любой другой вид, имеет систему. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Несмотря на то что деятельность побуждается иерархией мотивов личности, доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с внутренними ресурсами (могу, хочу, мне надо) или внешними мотивами, отражающими социальные причины деятельности педагога, связанные с содержанием деятельности, ее выполнением [2]. Борьба мотивов, служит основанием для педагогических поисков, рисков и инноваций [8]. В проведенном нами исследовании приняли участие педагоги высшей школы двух вузов Уральского федерального университета, г. Екатеринбурга и Шадринского государственного педагогического университета, г. Шадринска. Испытуемые педагоги — женщины в возрасте 25–47 лет, стаж работы от пяти до девятнадцати лет.
1. Bokovnya A.E. Motivatsiya - osnova upravleniya chelovecheskimi resursami: teoriya i praktika formirovaniya motiviruyushchey organizatsionnoy sredy i sozdaniya edinoy sistemy motivatsii kompanii [Motivation is the basis of human resources management: the theory and practice of forming a motivating organizational environment and creating a single system of motivation for the company]. Moscow, INFRA-M Publ., 2011. 141 p.
2. Zhukovskiy I.V. Metodika razvitiya motivatsii [Method of development of motivation]. Upravlenie personalom [Management of the personnel]. 2011, I. 13, pp. 55-56.
3. Kibanov A.Ya. Kadrovaya politika i strategiya upravleniya personalom [Personnel policy and strategy of personnel management]. Moscow, Prospekt Publ., 2012. 64 p.
4. Kiseleva N.L. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya professional’noy uspeshnosti uchitelya. Kand. Diss [Psychological and pedagogical conditions for the development of professional success of the teacher. Cand. Diss]. Kursk. 2003.
5. Ovcharova R.V. Psikhologo-pedagogicheskaya fasilitatsiya professional’noy deyatel’nosti uchitelya [Psychological and pedagogical facilitation of teacher’s professional activity]. Kurgan: KGU Publ., 2016, pp. 122-124.
6. Hofstede, G. (1981). «Management control of public and notfor-profit activities». Accounting, Organizations and Society 6 (3): 193-221.
7. Parks-Leduc L., Feldman G., Bardi A. Personality Traits and Personal Values: A Meta-Analysis // Personality and Social Psychology Review. published online, Jun 2014..
8. Triandis H.C., Suh E. M. Cultural influences on personality // Annual Review of Psychology. 2002. 53 (1). P. 133-160.