Moscow, Russian Federation
Russian Federation
The article is devoted to the results of the I, II and III waves of the political science project – "Global study of the politicization of social networks". The content analysis of the political discourse of social networks, the principles of comparative studies, as well as the case study method were chosen as a scientific methodology. The final wave of the project also confirmed that the undermining of confidence of citizens of different States, such democratic institutions as parties and Parliament leads not only to the visible consequences of political absenteeism and social disadvantage, but also provokes a deeper process of rapid politicization of the communities the social networks of the Internet. The empirical data of the wave show that in countries in different regions – from Latin America to Eastern Europe, there are Pro-government, moderate opposition and the radical community network, forming a network shared political culture and the political network identity. The authors found that due to the growth of communication links between representatives of amorphous political subcultures, more stable and permanent network political identities are formed on the basis of Internet communities. This can be linked to the «Stout principle», according to which long-term political practice is transformed into a political tradition. Therefore, more fundamental political and socio-economic processes are needed to destroy the network political identity. Another observation has been made: currently, the segment of it business is actively developing, which is interested in «immersing» citizens in social networks. Political consulting firms associated with this business segment are aimed to investigate the activity of Internet users through innovative psychometric methodology Big Data. The customer of this kind of research are the following political actors: the state, parties, related business, as well as extremist organizations. The result is a holistic political-technological process, which is closely associated with the network political identities: the analysis of digital traces of users through Big Data tools; identification of politicized Internet users and network political identities; targeted micro-targeted propaganda; new final designed target audience in the form of network political identity or a group of loyal users. It is no coincidence that the study showed that in different countries of the world the authorities are aimed not only at political censorship, but also to create their own «carriers of legitimacy» on the Internet, provoking the construction of relatively stable network political identities through the spread of specific algorithms of citizens ' interaction in social networks.
legitimacy, Big Data, social networks, power, political regime, Internet, politicization, identity, political communications, network political identity, Cambridge Analytica.
В современную эпоху Интернета очень трудно разграничить некие идеальные типы идентичности, культуры и легитимности. Скорее, есть их своеобразный синкретизм. Неслучайно Карл Юнг писал о том, что общим итогом Реформации, Просвещения и Индустриальной революции стало появление так называемого «массового человека» Западного мира. Немецкий психолог считал, что в новом атомизированном обществе исчезла индивидуальная ответственность и разобщенные индивиды, наоборот, стали тянуться к группам, коллективам с авторитетными личностями и вождями, способных принять всю полноту ответственности на себя [16]. В итоге, по мнению Юнга, социальная атомизация формирует благоприятные условия для становления диктатуры. Мир виртуальной реальности красноречиво свидетельствует о стремлении разобщенных пользователи сетей Интернета объединяться в группы, сообщества для включения в политический дискурс на фоне подрыва доверия к партиям и парламентам. Очень примерно это можно связать с процессом смены поколений: если «поколение X» отличалось групповым сознанием, выраженным через традиционные институты и классические идеологии, а «поколение Y» характеризовалось индивидуализацией сознания и деидеологизацией, то современное «поколение Z» возвращается к групповому сознанию и реидеологизации, но уже через сообщества социальных сетей, их сетевые политические идентичности. Сам же процесс потребления информации сменил индивидуальный формат на коллективный [3]. Но является ли Интернет новым горизонтом демократии или удобным путем в сетевой тоталитарный лабиринт? И самый главный вопрос – почему появляются сетевые политические идентичности, и кто в этом заинтересован?
Методологический контур исследования
Уход абсентеистов и их политического дискурса в Интернет предполагает формирование различных аморфных сетевых политических субкультур (и на их базе более устойчивых сетевых политических идентичностей) со своими авторитетами и ценностями, – провластных (патриотически настроенных), умеренно-оппозиционных и радикальных, антиправительственных. Эволюция социальных сетей Интернета объективно приводит к новым рискам (и потенциалам) легитимности современных политических режимов по причине аккумуляционного эффекта узлов социальных сетей. Сетевой узел подразумевает отдельных пользователей в пределах сети (как правило, крупные группы, сообщества), между которыми строятся связи или, по-другому, – френды (friends). В первое время учеными изучалась так называемая виртуализация политики, когда только появлялся Интернет и политизированные темы, идеологии, политические символы, новости буквально квантами проникали в социальные сети и их сообщества (например, работа Д.В. Иванова «Виртуализация общества»). Наконец, совсем недавно стали анализироваться последствия подобного феномена. Профессор С.В. Тихонова заметила, что кроме виртуализации общества имеется и обратный процесс – социализация Интернета, в ходе которой виртуальные образы обогащаются реальными, персонифицированными социальными связями [19, с. 138-152]. Выходит, что политизированный Интернет стал, наоборот, влиять на общественное сознание реальных людей, особенно на их взгляды, на политику власти. Иными словами, возник эффект «сетевого бумеранга».
1. Ankersmit F. Politicheskaya reprezentaciya. M.: VShE. 2012. - 288 s.
2. Bykov I.A. Kommunikativnaya agressiya v politicheskom diskurse sovremennoy Rossii //Zhurnal politicheskih issledovaniy. - 2018. - T.2. - №3.
3. Volodenkov S.V. Massovaya kommunikaciya i obschestvennoe soznanie v usloviyah sovremennyh tehnologicheskih transformaciy //Zhurnal politicheskih issledovaniy. -2018. - T. 2. - № 3.
4. Vorob'ev D.M. Nositel' legitimnosti (Rossiyskaya politicheskaya tradiciya organizacii social'nogo adresa Vlasti) //Polis. Politicheskie issledovaniya. - 2005. - №3. - S. 56-64. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2003.05.07
5. Grachev M.N. Politika: kommunikacionnoe izmerenie: monografiya. Tula: Izdatel'stvo Tul'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. L.N. Tolstogo. 2011. - 172 s.
6. Dzolo D. Demokratiya i slozhnost': realisticheskiy podhod. 2010. M.: VShE. 320 s.
7. Dutkevich P., Kazarinova D.B. Konec epohi globalizacii: prichiny i posledstviya //Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «Politologiya». - 2017. - T. 19. - № 1. - S. 7-14. DOI:https://doi.org/10.22363/2313-1438-2017-19-1-7-14
8. Kastel's M. Vlast' kommunikacii. M.: VShE. 2017. - 591 s.
9. Kin Dzh. Demokratiya i dekodans media. M.: VShE. 2015. - 312 s.
10. Lymar' E.M., Fedorchenko S.N., Ryabinkin G.Yu. Politizaciya social'nyh setey: sravnenie dvuh voln proekta //Zhurnal politicheskih issledovaniy. - 2017. - T. 1. - №. 4. - S. 50-77. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/19596/view (data obrascheniya: 22.09.2018).
11. Matyuhin A.V. Klyuchevye kategorii politicheskoy vlasti v monarhicheskoy teorii L.A. Tihomirova //Zhurnal politicheskih issledovaniy. - 2017. - T. 1. - №. 4. - S. 115-128. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/19594/view (data obrascheniya: 28.09.2018).
12. Matyuhin A.V. Samoderzhavnaya sistema gosudarstvennogo upravleniya v monarhicheskoy teorii L.A. Tihomirova //Zhurnal politicheskih issledovaniy. - 2018. - T. 2. - №. 2. - S. 1-15. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/22182/view (data obrascheniya: 22.09.2018).
13. Morozova E., Miroshnichenko I., Ryabchenko N. Frontir setevogo obschestva //Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. - 2016. - T. 60. - №2. - S. 83-97.
14. Mushtuk O.Z. Rossiyskaya naciya ili rossiyskiy narod? // Zhurnal politicheskih issledovaniy. - 2017. - T. 1. - №. 4. - S. 1-14. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/19595/view (data obrascheniya: 22.09.2018).
15. Mushtuk O.Z. Vysokie dolzhnostnye oklady chinovnikov - panaceya ot korrupcii? //Zhurnal politicheskih issledovaniy. - 2018. - T. 2. - №. 1. - S. 63-83. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/20316/view (data obrascheniya: 28.09.2018).
16. Odaynik V. Psihologiya politiki: Politicheskie i social'nye idei Karla Gustava Yunga. 2010. SPb.: Azbuka-klassika. 256 s.
17. Smorchkov A.M. Dvoynye standarty v ocenkah rimskoy demokratii //Zhurnal politicheskih issledovaniy. - 2018. - T. 2. - № 3.
18. Staut Dzh. Demokratiya i tradiciya. M.: Progress-Tradiciya, Territoriya buduschego. 2009. - 464 s.
19. Tihonova S.V. Social'nye seti: problemy socializacii Interneta //Polis. Politicheskie issledovaniya. - 2016. - №3. - S. 138-152. DOI:https://doi.org/10.17976/jpps/2016.03.11
20. Fedorchenko S.N., Lymar' E.M., Fedorchenko L.V. Itogi global'nogo issledovaniya politizacii social'nyh setey //Strategicheskaya stabil'nost'. - 2016. - № 4 (77). - S. 69-73.
21. Fedorchenko S.N. Big Data v politicheskom processe Novoy Zelandii //Obozrevatel'-Observer. - 2018. - № 6 (341). - S. 66-83.
22. Beer D. Power though the algorithm? Participatory web cultures and the technological unconscious //New Media & Society. 2009. Vol. 11. №6. P. 985-1002. DOI:https://doi.org/10.1177/1461444809336551
23. Freeman L.C. Centrality in Social Networks' Conceptual Clarification //Social Networks. 1979. №1. P. 215-239. DOI: https://doi.org/10.1016/0378-8733(78)90021-7
24. Guenno J.M. La Fin de democratie. Paris: Flammarion. 1993. 180 p.
25. Kang Ch., Molinaro C., Kraus S., Shavitt Y., Subrahmanian V.S. Diffusion Centrality in Social Networks //IEEE/ACM International Conference on Advances in Social Networks Analysis and Mining. Washington, Tokyo. 2012. P. 557-564.
26. [Elektronnyy resurs]. URL: https://twitter.com/realDonaldTrump/status/980966813843509249?ref_src=twsrc%5Etfw&ref_url=http%3A%2F%2Fwww.mk.ru%2Fpolitics%2F2018%2F04%2F03%2Freyting-donalda-trampa-dostig-50.html&tfw_site=mkomsomolets (data obrascheniya: 20.05.2018).
27. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.nashvancouver.com/rejting-populyarnosti-pravitelstva-tryudo-upal-do-rekordno-nizkoj-otmetki/ (data obrascheniya: 20.05.2018).
28. [Elektronnyy resurs]. URL: https://ria.ru/world/20170810/1500118620.html (data obrascheniya: 20.05.2018).
29. [Elektronnyy resurs]. URL: https://life.ru/t/novosti/1031098/rieitingh_priezidienta_brazilii_dostigh_5 (data obrascheniya: 20.05.2018).
30. [Elektronnyy resurs]. URL: http://ru.euronews.com/2018/05/23/colombian-elections-explainer-ru (data obrascheniya: 20.05.2018).
31. [Elektronnyy resurs]. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5218933 (data obrascheniya: 20.05.2018).
32. [Elektronnyy resurs]. URL: https://t.me/thebell_io/1395 (data obrascheniya: 20.05.2018).
33. [Elektronnyy resurs]. URL: https://thinktanks.by/publication/2017/11/17/uroven-svobody-interneta-v-belarusi-vernulsya-k-urovnyu-2015-goda.html (data obrascheniya: 20.05.2018).