Russian Federation
Russian Federation
The application of effective management methods in the current conditions of market development is a prerequisite for the effective functioning of the business and the realization of the competitive advantages of a modern enterprise. So in the development of the economy of the Republic of Tatarstan and the Russian economy as a whole, an important role is assigned to Kama Innovative Territorial-Production Cluster. Systematization of the infrastructure effect of the Cluster’s activities, including the development of transport and storage infrastructure in Tatarstan, was carried out according to the Cluster’s activities for 2016-2017. The participation of the Cluster in the development of international economic relations is ensured by the location of international brands (“Ford”, “Preiss-Daimler Group”, “Mercedes-Benz”, etc.) on the territory of the Cluster, as well as participation in the organization of cargo transportation within the international transport corridors “North-South” and “West-East”. The carried out researches have allowed to construct the scheme of maintenance by the Cluster of economic effect. The object of the study was Kama Innovative Territorial-Production Cluster, whose activity is reduced to providing producers with high-quality raw materials of their own production, including as a result of joint work of scientific and manufacturing companies. The research is based on the data systematization method, characterizing mainly the regional economy in the context of innovation activity, as well as methods of formalization, analysis and synthesis. The theoretical basis for the study is state programs for economic development, fundamental and applied work of domestic and foreign scientists studying the models and institutional foundations of innovation processes. Theoretical significance of the research lies in the identification of infrastructure elements, the development of which is directed at the activities of the Cluster. Practical significance of the conclusions and results of the research is to objectify the development of federal and regional programs of innovative development, the development of innovation infrastructure.
Kama innovative territorial-production cluster, infrastructure effect, regional economy, Republic of Tatarstan.
Динамично развиваясь, экономика Камского кластера диктует новые требования региональной инфраструктуре. При этом требования ориентированы не только на повышение пропускной способности инфраструктуры, но и на внедрение инновационных технологий, новых решений, улучшение сервиса, снижение административных барьеров.
Стратегическая цель деятельности кластера заключается в развитии наукоемких инновационных технологий. Содействие научно-исследовательской и инновационной деятельности реализуется посредством тесного взаимодействия научно-исследовательских организаций и вузов, системы сотрудничества с федеральными институтами, крупными производственными объединениями, а также через систему грантов.
Коммерциализация инноваций требует особого управленческого механизма реализации инновационных результатов на рынке. Функционирование кластера предполагает введение информационной системы, которая упростит процесс поиска объектов производства и технологий для обеспечения инновационного процесса, диффузии инновационных продуктов и технологий на федеральном и международном уровнях.
Условия, материалы и методы исследований. Предметом исследования выбран процесс управления грузопотоками в нефтехимической отрасли. Цель исследования заключалась в систематизации инфраструктурного эффекта деятельности Камского инновационного территориально-производственного кластера.
Теоретической и методической основой исследования являются фундаментальные и прикладные работы зарубежных и отечественных ученых, изучающих институциональную основу инновационных процессов. Исследование проводилось посредством применения таких методов познания, как методы формализации и сравнения. Посредством применения указанных методов, а также анализа статистических данных достигнута объективность выводов.
Анализ и обсуждение результатов исследования. Эффективное функционирование и высокий научный потенциал Республики Татарстан обусловлен эффективным взаимодействием участников системы управления инновационными проектами. Развитие нормативно-правовой базы в области регулирования инновационной деятельности позволит стимулировать развитие системы управления инновационными проектами на мезоуровне.
Кластерный подход позволяет развивать мезоэкономику, построенную на принципах стратегического партнерства, ориентированную на стимулирование инновационной деятельности и коммерциализацию научных разработок, производство конкурентоспособной наукоемкой продукции, что в результате обеспечит позитивные структурные сдвиги в экономике.
Камский инновационный территориально-производственный кластер является примером реализации концепции «тройной спирали», идея которой принадлежит Г. Ицковицу и Л. Лейдесдорфу [1, 2]. Модель инновационного развития была разработана и представлена на международной научной конференции в 1996 году в Амстердаме и предполагает интегрированное взаимодействие науки (в том числе образования), бизнеса и государства. Университетам отводится особая роль, поскольку фундаментом научно-исследовательской деятельности являются представители науки и источниками предпринимательских проектов. Так, Камский кластер мобилизует синергетические эффекты взаимодействия факторов.
В составе Камского кластера насчитывается около 300 организаций и предприятий. В каталоге организаций-участников, систематизированном Ассоциацией «Некомерческое партнерство «Камский инновационный территориально-производственный кластер», представлены якорные предприятия, предприятия химической, автомобильной промышленности, сфера IT-технологий, образовательные и научные учреждения, а также организации инфраструктурной поддержки. Структура участников Кластера представлена на рисунке 1 [3].
Бизнес-сектор представлен промышленными предприятиями. В совокупности все предприятия, входящие в состав Камского кластера (ПАО «Татнефть»; АО «ТАНЕКО»; ОАО «ТАИФ-НК» и др.), поставляют лапролы, полистирол, каучуки, полиэтилен, полипропилен, АБС-пластик предприятиям по производству автокомпонентов, которые впоследствии поставляют автотехнику автомобильным корпорациям, таким как ПАО «КАМАЗ», ООО «ФОРД-СОЛЛЕРС ХОЛДИНГ» и ОАО « ПО ЕлАЗ». Высокая степень локализации промышленных предприятий, входящих в состав Кластера, обеспечивают ему высокую конкурентоспособность.
Наука как элемент «тройной спирали» представлен образовательными учреждениями (ФГАОУ ВО «К(П)ФУ», ФГБОУ ВО «КНИТУ», ФГБОУ ВО «КНИТУ-КАИ» и др.), научными и научно-исследовательскими организациями (Академия наук РТ, Региональный институт передовых технологий, ООО «ИНТЕЛЛОС» и др.).
Роль государственного участия заключается в формировании, поддержке и участии в текущей деятельности Кластера. При этом К. Кетелс выделяет три аспекта политического воздействия на кластерное развитие – действия, которые государство [4]:
– должно выполнять (поддержка кластера, обеспечение обмена информацией внутри кластера),
– может выполнять (софинансирование),
– не должно (выделять приоритетные кластеры и компании, препятствовать конкурентной борьбе).
1. Etzkowitz H. The Triple Helix: University-Industry-Government Innovation in Action. New York: Routledge, 2008.
2. Leydesdorff, L. The Triple Helix as a Model for Innovation Studies / L. Leydesdorff, H. Etzkowitz // Science and Public Policy, 1998. - Vol. 25.
3. Katalog organizatsiy-uchastnikov Assotsiatsii “Nekommercheskoe partnerstvo “Kamskiy innovatsionnyy territorialno-proizvodstvennyy klaster”. (Catalog of organizations-participants of the Association “Non-Profit Partnership “Kamsky Innovative Territorial-Production Cluster”). Available at: http://innokam.ru (date of access: 12.04.2018)
4. Ketels Sh. Recent research on competitiveness and clusters: what are the implications for regional policy? // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society, Cambridge Political Economy Society. - 2013. - Vol. 6(2). - P. 269-284.
5. Informatsiya s ofitsialnogo sayta OAO “RZhD”. (Information from the official site of JSCo “Russian Railways”). Available at: http://press.rzd.ru/news/public/ru?STRUCTURE_ID=656&layer_id=4069&id=84699 (data obrashcheniya: 12.04.2018).
6. Strategiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Tatarstan do 2030 goda. (Strategy of social and economic development of the Republic of Tatarstan until 2030). Available at: http://mert.tatarstan.ru/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya.htm (date of access: 12.04.2018).
7. Ob utverzhdenii Transportnoy strategii Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda. (On the approval of the Transport Strategy of the Russian Federation for the period until 2030). Available at: http://government.ru/docs/22047/ (date of access: 12.04.2018).
8. Informatsiya s ofitsialnogo sayta analiticheskogo agentstva “Avtostat”. (Information from the official site of the analytical agency “Autostat”). Available at: https://www.autostat.ru/operdata/ (date of access: 12.04.2018).
9. Gosudarstvennaya programma “Razvitie transportnoy sistemy Respubliki Tatarstan”. (State program “Development of the transport system of the Republic of Tatarstan”). Available at: http://prav.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_211717_enc_31684.pdf (date of access: 12.04.2018).
10. Informatsiya s ofitsialnogo sayta PAO “KAMAZ”. (Information from the official site of PJSC “KAMAZ”). Available at: http://www.kamaz-tc-v.ru/content/aeroport-begishevo-predlagaet-uslugi-po-hraneniyu-gruzov
11. Alexey I. Shinkevich, Farida F. Galimulina, Vadim O. Moiseyev, Vilora V. Avilova, Kristina S. Kuramshina, Izida I. Ishmuradova, Liudmila A. Ponkratova, Viktoriya L. Grankina Features of Integrative Relations between Science, State and Industry in Russia and Abroad // International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S2) P. 142-148.
12. Farida F. Galimulina, Alexey I. Shinkevich, Irina P. Komissarova, Albina N. Mayorova, Irina A. Astafyeva, Natalia V. Klimova, Karina R. Nabiullina, Irina V. Zhukovskaya. Technology Platforms as an Efficient Tool to Modernize Russia’s Economy // International Journal of Economics and Financial Issues, Vol. 6 (1), 2016, p. 163-168.