аспирант
Россия
аспирант
Россия
Применение эффективных методов управления в современных условиях развития рынка – необходимое условие для эффективного функционирования бизнеса и реализация конкурентных преимуществ современного предприятия. Так, в развитии экономики Республики Татарстан и российской экономики в целом важная роль отводится Камскому инновационному территориально-производственному кластеру. Систематизация инфраструктурного эффекта деятельности Кластера, в том числе развитие транспортной и складской инфраструктуры в Татарстане, осуществлена по данным деятельности Кластера за 2016-2017 годы. Участие Кластера в развитии международных экономических отношений обеспечивается расположением на территории Кластера международных брендов («Ford», «Preiss-Daimler Group», «Mercedes-Benz» и др.), а также участием в организации перевозок грузов в рамках международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток». Проведенные исследования позволили построить схему обеспечения Кластером экономического эффекта. Объектом исследования являлся Камский инновационный территориально-производственный кластер, деятельность которого сводится к обеспечению производителей качественным сырьём собственного производства, в том числе в результате совместной работы научных и производственных компаний. Исследование основано на методе систематизации данных, характеризующих преимущественно региональную экономику в разрезе инновационной деятельности, а также методы формализации, анализа и синтеза. Теоретической основой исследования являются государственные программы развития экономики, фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных ученых, изучающих модели и институциональный фундамент инновационных процессов. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении инфраструктурных элементов, на развитие которых направлена деятельность Кластера. Практическая значимость выводов и результатов исследования состоит в объективизации разработок федеральных и региональных программ инновационного развития, развития инновационной инфраструктуры.
Камский инновационный территориально-производственный кластер, инфраструктурный эффект, региональная экономика, Республика Татарстан.
Динамично развиваясь, экономика Камского кластера диктует новые требования региональной инфраструктуре. При этом требования ориентированы не только на повышение пропускной способности инфраструктуры, но и на внедрение инновационных технологий, новых решений, улучшение сервиса, снижение административных барьеров.
Стратегическая цель деятельности кластера заключается в развитии наукоемких инновационных технологий. Содействие научно-исследовательской и инновационной деятельности реализуется посредством тесного взаимодействия научно-исследовательских организаций и вузов, системы сотрудничества с федеральными институтами, крупными производственными объединениями, а также через систему грантов.
Коммерциализация инноваций требует особого управленческого механизма реализации инновационных результатов на рынке. Функционирование кластера предполагает введение информационной системы, которая упростит процесс поиска объектов производства и технологий для обеспечения инновационного процесса, диффузии инновационных продуктов и технологий на федеральном и международном уровнях.
Условия, материалы и методы исследований. Предметом исследования выбран процесс управления грузопотоками в нефтехимической отрасли. Цель исследования заключалась в систематизации инфраструктурного эффекта деятельности Камского инновационного территориально-производственного кластера.
Теоретической и методической основой исследования являются фундаментальные и прикладные работы зарубежных и отечественных ученых, изучающих институциональную основу инновационных процессов. Исследование проводилось посредством применения таких методов познания, как методы формализации и сравнения. Посредством применения указанных методов, а также анализа статистических данных достигнута объективность выводов.
Анализ и обсуждение результатов исследования. Эффективное функционирование и высокий научный потенциал Республики Татарстан обусловлен эффективным взаимодействием участников системы управления инновационными проектами. Развитие нормативно-правовой базы в области регулирования инновационной деятельности позволит стимулировать развитие системы управления инновационными проектами на мезоуровне.
Кластерный подход позволяет развивать мезоэкономику, построенную на принципах стратегического партнерства, ориентированную на стимулирование инновационной деятельности и коммерциализацию научных разработок, производство конкурентоспособной наукоемкой продукции, что в результате обеспечит позитивные структурные сдвиги в экономике.
Камский инновационный территориально-производственный кластер является примером реализации концепции «тройной спирали», идея которой принадлежит Г. Ицковицу и Л. Лейдесдорфу [1, 2]. Модель инновационного развития была разработана и представлена на международной научной конференции в 1996 году в Амстердаме и предполагает интегрированное взаимодействие науки (в том числе образования), бизнеса и государства. Университетам отводится особая роль, поскольку фундаментом научно-исследовательской деятельности являются представители науки и источниками предпринимательских проектов. Так, Камский кластер мобилизует синергетические эффекты взаимодействия факторов.
В составе Камского кластера насчитывается около 300 организаций и предприятий. В каталоге организаций-участников, систематизированном Ассоциацией «Некомерческое партнерство «Камский инновационный территориально-производственный кластер», представлены якорные предприятия, предприятия химической, автомобильной промышленности, сфера IT-технологий, образовательные и научные учреждения, а также организации инфраструктурной поддержки. Структура участников Кластера представлена на рисунке 1 [3].
Бизнес-сектор представлен промышленными предприятиями. В совокупности все предприятия, входящие в состав Камского кластера (ПАО «Татнефть»; АО «ТАНЕКО»; ОАО «ТАИФ-НК» и др.), поставляют лапролы, полистирол, каучуки, полиэтилен, полипропилен, АБС-пластик предприятиям по производству автокомпонентов, которые впоследствии поставляют автотехнику автомобильным корпорациям, таким как ПАО «КАМАЗ», ООО «ФОРД-СОЛЛЕРС ХОЛДИНГ» и ОАО « ПО ЕлАЗ». Высокая степень локализации промышленных предприятий, входящих в состав Кластера, обеспечивают ему высокую конкурентоспособность.
Наука как элемент «тройной спирали» представлен образовательными учреждениями (ФГАОУ ВО «К(П)ФУ», ФГБОУ ВО «КНИТУ», ФГБОУ ВО «КНИТУ-КАИ» и др.), научными и научно-исследовательскими организациями (Академия наук РТ, Региональный институт передовых технологий, ООО «ИНТЕЛЛОС» и др.).
Роль государственного участия заключается в формировании, поддержке и участии в текущей деятельности Кластера. При этом К. Кетелс выделяет три аспекта политического воздействия на кластерное развитие – действия, которые государство [4]:
– должно выполнять (поддержка кластера, обеспечение обмена информацией внутри кластера),
– может выполнять (софинансирование),
– не должно (выделять приоритетные кластеры и компании, препятствовать конкурентной борьбе).
1. Etzkowitz H. The Triple Helix: University-Industry-Government Innovation in Action. New York: Routledge, 2008.
2. Leydesdorff, L. The Triple Helix as a Model for Innovation Studies / L. Leydesdorff, H. Etzkowitz // Science and Public Policy, 1998. - Vol. 25.
3. Каталог организаций-участников Ассоциации «Некоммерческое партнерство «Камский инновационный территориально-производственный кластер». URL: http://innokam.ru (дата обращения: 12.04.2018).
4. Ketels Сh. Recent research on competitiveness and clusters: what are the implications for regional policy? // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society, Cambridge Political Economy Society. - 2013. - Vol. 6(2). - P. 269-284.
5. Информация с официального сайта ОАО «РЖД». URL: http://press.rzd.ru/news/public/ru?STRUCTURE_ID=656&layer_id=4069&id=84699 (дата обращения: 12.04.2018).
6. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. URL: http://mert.tatarstan.ru/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya.htm (дата обращения: 12.04.2018).
7. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://government.ru/docs/22047/ (дата обращения: 12.04.2018).
8. Информация с официального сайта аналитического агентства «Автостат». URL: https://www.autostat.ru/operdata/ (дата обращения: 12.04.2018).
9. Государственная программа «Развитие транспортной системы Республики Татарстан». URL: http://prav.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_211717_enc_31684.pdf (дата обращения: 12.04.2018).
10. Информация с официального сайта ПАО «КАМАЗ». URL: http://www.kamaz-tc-v.ru/content/aeroport-begishevo-predlagaet-uslugi-po-hraneniyu-gruzov
11. Alexey I. Shinkevich, Farida F. Galimulina, Vadim O. Moiseyev, Vilora V. Avilova, Kristina S. Kuramshina, Izida I. Ishmuradova, Liudmila A. Ponkratova, Viktoriya L. Grankina Features of Integrative Relations between Science, State and Industry in Russia and Abroad // International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S2) Р. 142-148.
12. Farida F. Galimulina, Alexey I. Shinkevich, Irina P. Komissarova, Albina N. Mayorova, Irina A. Astafyeva, Natalia V. Klimova, Karina R. Nabiullina, Irina V. Zhukovskaya. Technology Platforms as an Efficient Tool to Modernize Russia’s Economy // International Journal of Economics and Financial Issues, Vol. 6 (1), 2016, р. 163-168.