IMPORT SUBSTITUTION AS AN ASPECT OF THE DEVELOPMENT OF THE THEORY OF INNOVATIONS BY JOSEPH SCHUMPETER
Abstract and keywords
Abstract (English):
The author considers the development of the theory of innovation by Josef Schumpeter in the context of import substitution, as a factor in the integrated accounting of the signs of innovativeness of a product or service generated in the transport or agricultural sector of Russia.

Keywords:
import substitution, innovations, Josef Schumpeter, agriculture, logistics, transport.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Слово «инновация» имеет латинские корни –  слово «novatio» можно перевести, как «обновление» или «изменение», приставка «in», в переводе с латыни, означает «в направлении». Таким образом, при переводе этого слова можно получить термин «innovatio» – «в направлении изменений». Из чего следует, что инновация должна иметь основной признак своего содержания, заключающийся в том, что это должен быть товар или услуга, которая ранее не была представлена на рынке, или товар или услуга, претерпевшая значительные технологические или экономические изменения своего функционального назначения. Теория генерации и развития инноваций рассматривается в контексте теории управления, так как позволяет осуществлять развитие систем управления и систем производства с использованием прогрессивных моделей и технологий. В России за последние четыре года реализуются несколько направлений в области импортозамещения, выраженные в конкретных отраслевых программах. В этой связи, изучение теоретических аспектов генерации и развития проектов с инновационной составляющей актуально и нуждается в разработке в части теории. Прикладным же аспектом является точность отнесения того или иного товара или услуги к инновационному товару или инновационной услуге [1–3].

Теория инноваций Йозефа Шумпетера определяет пять признаков инновации в товаре или услуге, реализуемой на рынке. 

1. Создание нового метода производства товара или услуги. При этом условия рынка требуют, чтобы новая генерация имела низкий уровень операционных издержек. Например, в области сельского хозяйства, это – гидропонные установки, в области транспорта, это – силовые установки на нетрадиционных видах топлива.

2. Открытие нового рынка для конкретного производителя товара или услуги, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее или нет. Например, в области сельского хозяйства это – экспансия на мировые зерновые рынки российских производителей пшеницы, в области транспорта это – поставка автомобилей на новые международные рынки и участие российских компаний в качестве подрядчиков при строительстве дорожной инфраструктуры в зарубежных странах.

3. Открытие нового источника факторов производства товара или услуги, обеспечивающего более высокую экономическую эффективность производственной деятельности производителя товара или услуги.

4. Создание новой организации в отрасли. Например, в агропромышленном комплексе это – достижение монополии или ликвидация монопольной позиции на рынке сельскохозяйственной продукции.

5. Создание нового товара или услуги, или значительное повышение качественных характеристик уже существующего товара [4-9].

Цель исследования

Целью данной работы является научный поиск направлений развития теории инноваций Й. Шумпетера применительно к товарам и услугам, генерируемым в контексте программ импортозамещения России [10].

Методологическая база исследований 

Методологическую основу исследований составили труды ученых: Й. Шумпетера, Ф. Хайека, Б. Селигмена, Тебекина А.В. и др., а также авторские исследования по вопросам теории управления [11-14].    

Основные результаты исследований

На основе изучения положений теории Й. Шумпетера, возможно выделить взаимосвязи признаков «инновационности» товаров или услуг, генерируемых в отраслях сельского хозяйства и транспорта в формате программ импортозамещения, реализуемых в России. Нахождение общих признаков в товарах или услугах генерируемых в формате программ импортозамещения, позволит совершенствовать теорию инноваций и позволит проводить оценку, а именно отнесение того или иного товара или услуги, имеющей инновационную составляющую. Данный подход позволит повысить качество оценки инвестиционных проектов финансируемых в формате программ импортозамещения, что позволит проводить реализацию проектов импортозамещения на более высоком, качественном уровне. В теории управления данный подход можно отнести к управлению инвестициями, а именно к эффективному внедрению инноваций в реализуемые инвестиционные проекты. На данном этапе возможна трансформация метода расчета NPV с разделением результатов инвестиционной деятельности на «классические» и результаты от внедрения инноваций. В табл. 1 представлены критерии соответствия товара или услуги, реализуемых в формате программ импортозамещения, теории Й. Шумпетера.

Таблица 1

Критерии соответствия товара или услуги признакам, определяющим данный товар или услугу как инновационные

п/п

Название признака

Выражение признака

Пример реализации

 

Товар

 

1

Новый метод производства

Изменение технологии производства на основе отечественных научно-технических разработок

Полимеры

2

Новый рынок сбыта или снабжения

Экспансия на мировые рынки

Международная торговля предприятий АПК и ВПК России

3

Новые факторы производства

Трансграничное сотрудничество и особые экономические зоны

Международная кооперация в формате ЕАЭС

4

Создание новой организационной формы в отрасли

Формирование естественной монополии

Продукция «Росатома», «Роскосмоса»

5

Создание нового товара или услуги

Генерация нового или значительно превосходящего аналоги товара или услуги по качественным характеристикам

Композитные материалы и сплавы

 

Услуга

 

1

Новый метод производства

Оказание услуги на новых принципах аутсорсинга, основанных на логистических принципах (от 2PL до 5PL)

Развитие интернет-сервисов диспетчеризации грузовых автоперевозок

2

Новый рынок сбыта или снабжения

Выход на международные рынки перевозок при развитии новых транспортных магистралей [15; 16]

Северный морской путь, автодорога «Западная Европа – Западный Китай»

3

Новые факторы производства

Организация консорциумов в формате трансграничного сотрудничества [17]

Северный поток, Сила Сибири

4

Создание новой организационной формы в отрасли

Объединение перевозчиков и производителей сельхозпродукции в отраслевые гильдии

Координация деятельности в формате посева агрокультур и насыщения региональных рынков предложениями по перевозке грузов

5

Создание нового товара или услуги

Услуги, обеспечивающие гарантийный сервис и обслуживание новых товаров

Обслуживания беспилотной авиации

 

Представленные в табл. 1. выражения признаков не полны и требуют уточнения, однако, данные выражения позволяют точно идентифицировать практические формы реализации инноваций по тому или иному инновационному признаку теории Й. Шумпетера. В свою очередь, возможно формализовать степень или качество соответствия того или иного выражения инновационному признаку. В этих целях предлагается определять соответствие выражения признаку посредством простейших коэффициентов.

Представленные в табл. 2 коэффициенты сформированы с учетом базовой основы развития инноваций в России. Коэффициент A базисом определяет отсутствие отечественной технологии производства товара или услуги. Коэффициент B базисом определяет выход на новые рынки сбыта или снабжения или возврат на эти рынки после распада СССР.  Коэффициент C базисом определяет развитие и более эффективное использование новых факторов производства, основанных на новых принципах в уже существующей кооперации [18]. Коэффициент D базисом определяет перераспределение рынка между малым, средним и крупным бизнесом [19]. Коэффициент E базисом определяет отсутствие на рынке  отечественного товара или услуги.

Обсуждение и выводы

      Анализ данных, представленных в табл. 1 и 2, позволяет определить два основных инновационных признака, которым должны соответствовать товары или услуги, производимые и оказываемые в формате программ импортозамещения.  Это признаки: A (Новый метод производства) и E (Создание нового товара или услуги). Данные признаки в полной мере отвечают динамической среде мировых научно-технических разработок. Следует отметить, что продукция отечественного военно-промышленного комплекса в полной мере отвечает признакам A и E, чем и обусловлен высокий спрос на нее, несмотря на жесткую конкуренцию с европейскими производителями и производителями из США. В теории управления построение абстрактных моделей управления должно учитывать возможности применения инноваций, как в процессе управления, так и в процессе модернизации системы, по сути, замыкая процесс применения новаций в своеобразный цикл непрерывного инновационного совершенствования. Следует отметить, что не все системы адаптивны к использованию в их управлении инноваций, таким образом, возникает необходимость выделения новой отрасли в бизнес-среде – инновационного проектирования и оценки результатов инвестирования [20].

      Авторская интерпретация признаков инновации теории Й. Шумпетера служит началом дискуссии об эффективности оценки инвестиционных проектов в области импортозамещения, основанных на внедрении и развитии инновационных продуктов или моделей, а также на основе глобальных информационных технологий [21].

Критическим в авторской модели соответствия выражений товаров и услуг признаком теории инноваций Й. Шумпетера (табл. 2.) является упрощенный вид расчета коэффициентов. Однако данный вид позволяет определить первоначальные границы научного поиска, определить направления совершенствования теории инноваций в её прикладном значении для отечественной экономики. Автор приглашает к дискуссии теоретиков и практиков, экспертов в области теорий инновационного развития экономики для совместного поиска более сложных, точных и эффективных моделей.

 

References

1. Tebekin A.V. Teoriya upravleniya. Uchebnik - M.: Knorus, 2017. - 342 s.

2. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Obschenauchnye metody v sisteme klassifikacii metodov prinyatiya upravlencheskih resheniy v menedzhmente // Marketing i logistika. - 2016. - №2 (4). - S. 37-40.

3. Tebekin A.V., Bogatyrev L.A. Formirovanie kriteriev ocenki effektivnosti innovacionnoy deyatel'nosti pri realizacii gradostroitel'noy politiki // Marketing i logistika. - 2017. - №1 (9). - S. 116-131.

4. Shumpeter Y. Istoriya ekonomicheskogo analiza: v 3 t. - T. 2. - SPb. : Ekonomicheskaya shkola, 2001.

5. Shumpeter Y. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. - M. : Progress, 1982.

6. Grebel T. Entrepreneurship: a New Perspective. - New York : Routledge, 2004.

7. Hebert R., Link A. N. The Entrepreneur: Mainstream Views and Radical Critiques. - New York : Praeger, 1988.

8. Schumpeter in the History of Ideas / ed. by Yu. Shionoya and M. Perlman. - Michigan : The University of Michigan Press, 1994.

9. Schumpeter J. Business Cycles: A Theoretical, Historical and Statistical Analysis of the Capitalist Process. - New York; London, 1939.

10. Arskiy A.A. Sovremennye aspekty teorii innovaciy Yozefa Shumpetera v agropromyshlennom komplekse Rossii // Povyshenie kvalifikacii rukovoditeley i specialistov APK kak uslovie obespecheniya stabil'nogo razvitiya otrasli. Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - 2018. - S. 142-145.

11. Arskiy A.A. Informacionno-tehnicheskie aspekty profilaktiki kontrabandy kul'turnyh cennostey // Marketing i logistika. - 2017. - №4 (12). - S. 5-10.

12. Arskiy A.A. Importozameschenie v logisticheskih sistemah. Problemy i resheniya // Upravlencheskie nauki v sovremennom mire. - 2016. - T. 2. - № 2. - S. 104-106.

13. Arskiy A.A. Ocenka effektivnosti upravlencheskih resheniy v antikrizisnom upravlenii predpriyatiya agropromyshlennogo kompleksa // Marketing i logistika. - 2018. - №2 (16). - S. 6-11.

14. Arskiy A.A. Issledovanie problem importozamescheniya v kursovyh i diplomnyh rabotah studentov vuzov // Mir sovremennoy nauki. - 2016. - № 1(35). - S. 31-33.

15. Arskiy A.A. Faktor ekonomicheskogo potenciala tamozhennoy territorii v antikrizisnom upravlenii avtotransportnym predpriyatiem // Marketing i logistika. - 2017. - №5 (13). - S. 6-12.

16. Arskiy A.A. Logisticheskaya kooperaciya // Upravlencheskie nauki v sovremennom mire. - 2015. - T.2. - №1. - S. 381-384.

17. Tebekin A.V. Metodicheskiy podhod k issledovaniyu problem razvitiya vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti na primere analiza processov transgranichnyh avtomobil'nyh perevozok // Marketing i logistika. - 2016. - № 5 (7). - S. 48-66.

18. Arskiy A.A. Uchet regional'nogo faktora v logisticheskom proektirovanii // Strategii biznesa. - 2015. - №9 (17). - S. 3-7.

19. Arskiy A.A. Razvitie otechestvennyh logisticheskih sistem v usloviyah zapadnyh sankciy // Strategii biznesa. -2014. - №1. - S. 118-119.

20. Tebekin A.V. O napravleniyah razvitiya nacional'noy ekonomiki // Marketing i logistika. - 2017. - №4 (12). - S. 60-90.

21. Arskiy A.A. Kachestvennye kriterii informacionnogo obmena v logistike mezhdunarodnoy torgovli // Mezhdunarodnaya logistika. Sbornik nauchnyh statey. - Minsk. - 2017. - S. 102-107.

Login or Create
* Forgot password?