Russian Federation
Russian Federation
GRNTI 14.15 Система образования
GRNTI 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
The article reveals the main directions of the content of the economic component of the education and upbringing of younger schoolchildren. It emphasizes the relevance of this problem for orphans raised in an orphanage, since the development of their economic literacy eliminates potential difficulties and ensures more successful process of further socialization of the growing personality. Particular attention is paid in the article to the theoretical foundations of the development of a program for the formation of an economic culture among pupils of primary school age.
younger schoolchildren; orphans; the formation of economic culture; social situation; socialization process; economic education; economic upbringing.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
РАСТУЩЕЙ ЛИЧНОСТИ
Современный мир, ориентированный на развитие в рамках рыночной экономики, ставит каждого человека в позицию субъекта рыночных отношений и требует владения основами экономической культуры, под которой понимается наличие у него основ экономических знаний, навыков экономического мышления и деятельности. В значительной степени уровень экономической культуры определяет степень финансовой независимости и успешности каждого члена общества и в конечном итоге качество его жизни. В связи с этим приобщение каждого человека к основам экономической культуры становится важнейшей общественной задачей. Вхождение в мир экономических отношений начинается на начальных этапах становления личности. Уже на ступени дошкольного и младшего школьного возраста ребенок впервые знакомится с первыми экономическими понятиями: деньги, цена, стоимость, экономия, бережливость и др. Очень важно, чтобы это первое знакомство способствовало воспитанию в ребенке уважительного отношения к благам, созданным трудом людей, рачительного отношения к природным ресурсам, уважения к людям, умеющим трудиться, желания и интереса к трудовой деятельности (в том числе экономической) на благо всех. В противном случае у ребенка формируются такие личностные качества,
как потребительское отношение к жизни, иждивенчество, расточительность и т.п. Таким образом, очень важно создать условия для формирования у детей разного возраста основ экономической культуры.
1. Dement’eva I.F. Sotsial’naya adaptatsiya detey-sirot [Social adaptation of orphans]. Moscow, Pedagogika Publ., 2003. 263 p.
2. Kozlova S.A. Teoriya i metodika oznakomleniya doshkol’nikov s sotsial’noy deystvitel’nost’yu [Theory and methods of familiarizing preschoolers with social reality]. Moscow, «Akademiya» Publ., 1998. 160 p.
3. O dopolnitel’nykh garantiyakh po sotsial’noy podderzhke detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley. Federal’nyy zakon ot 21.12.1996 № 159-FZ v red. Federal’nogo zakona ot 03.07.2016 № 359-FZ [On additional guarantees for the social support of orphans and children left without parental care. Federal Law of 21.12.1996 No. 159-FZ in red. Federal Law of 03.07.2016 No. 359-FZ]. Rossiyskaya gazeta. Federal’nyy vypusk № 7019 (151), 12.07.2016 [Russian newspaper. Federal Issue No. 7019 (151), July 12, 2016].
4. Fel’dshteyn D.I. Sushchnostnye osobennosti sovremennogo detstva i zadachi teoretiko-metodologicheskogo obespecheniya protsessa obrazovaniya [Essential features of modern childhood and the tasks of theoretical and methodological support of the educational process]. Moscow, Moskovskii psikhologo-sotsial’niy institute Publ.; Voronezh: NPO «MODEK» Publ., 2009. 15 p.
5. Shakhmanova A.Sh. Sotsial’no-pedagogicheskie problemy vospitaniya sirot v Rossii [Socio-pedagogical problems of education of orphans in Russia]. Pedagogika [Pedagogy]. 2009, I. 5, pp. 47-51.
6. Shakhmanova A.Sh. Sotsial’noe razvitie detey v detskom dome [Social development of children in the orphanage]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. 2014, I. 6 (49), pp. 38-41.