Abstract and keywords
Abstract (English):
The development of the tourism, as a promising direction of socio-economic development of urban and rural areas, defines new approaches to the development of urban planning design documents. In this aspect, the connection is established between the types of tourism activities and urban planning facilities that are necessary for the implementation of the tourist approach. A matrix of town planning objects is proposed depending on the types of tourism. It allows to determine the direction and the formation of objects providing tourist activities, the placement of which should be reflected in the master plan of the city. The importance of developing regional and local standards for urban planning, taking into account the development of the tourism industry is demonstrated.

Keywords:
tourism industry, town-planning objects, town-planning design.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. В период постиндустриального развития общества становятся востребованными новые наукоемкие, креативные технологии и производства, которые должны обеспечить занятость населения и стать новыми бюджетообразующими предприятиями городов. В современных условиях расселения, формирующейся по агломерационному принципу, малые и средние города РФ, утратившие градообразующие предприятия советского периода, испытывают острую необходимость в развитии новых форм производства и занятости населения. При этом многие малые и средние города центрального региона РФ обладают значительным культурным и историческим потенциалом, относятся к историческим городам, что делает их привлекательными для развития туризма, малого и среднего бизнеса. Задача развития туристической сферы для малых городов РФ, обладающих значительным культурно-историческим наследием, была поставлена В.В. Путиным на встрече с участниками Форума малых городов и исторических поселений в январе 2018 г. [1]. Развитие туристического бизнеса, стимулирующего как эффективной отрасли экономики, определено в качестве перспективного направления в программах социально-экономического развития регионов и городов Российской Федерации [2].

Методика. С.И. Байлик дает определение туристской индустрии как совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально-технической базы туризма [4]. ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»  индустрия туризма определена как «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» [5]. Поэтому методика исследования построена на системном анализе, который предполагает рассмотрения туристической индустрии, как совокупности двух систем: градостроительной и организационной (рис.1).

Организационная система индустрии туризма развивается наиболее активно, разрабатываются новые маршруты, открываются новые направления, проводится популяризация маршрутов, например, Золотое кольцо России. При этом организация системы туризма опирается на материальную базу, созданную ранее, и не ведет активной работы по привлечению инвестиций в её развитие, как это практикуется за рубежом [5].  Градостроительная система включает объекты размещения туристов, отдыха и развлечения, торгового, медицинского и социального обслуживания, которые составляют неотъемлемую часть города, образующих градостроительную систему и должны учитываться при формировании его генерального плана.  При этом, в региональных программах развития туристической деятельности отмечается, что «основным сдерживающим фактором для развития туризма является изношенность туристской инфраструктуры».

 

схема индустрии туризма.jpg

Рис.1. Система индустрии туризма

 

 

Основная часть. В настоящее время при разработке генеральных планов городских и сельских поселений опираются на программы социально-экономического развития, которые определяют основные перспективные направления. Одной из задач подготовки генерального плана является подготовка схемы функционального зонирования территории, на которой в том числе выделяются территории исторических памятников и историческое место, имеющие градостроительные ограничения и подлежащие охране, например [6–8]. Особые требования имеют и объекты размещения спортивных сооружений [9, 10]. С позиции индустрии туризма, территории размещения таких объектов являются основными центрами притяжения туристов, что следует учитывать при градостроительном проектировании.

Существующие нормативы градостроительного проектирования не содержат рекомендаций для определения потребности в объектах социально-бытового, медицинского, культурного обслуживания жителей и туристов, а также требований к их размещению в планировочной структуре города. Отдельные рекомендации по предприятиям общественного питания имеются только в части городов-курортов (бальнеологических и климатических). Региональные нормативы градостроительного проектирования, которые должны отражать специфику региона также не рассматривают индустрию туризма, как требующую специального подхода при подготовке градостроительной документации. Однако этот вопрос в свете реализации принятых программ актуален и требует специального рассмотрения.

В настоящее время в индустрии туризма можно выделить следующие виды: лечебно-оздоровительный; культурно-познавательный; деловой; религиозный; экологический, спортивный. При этом религиозный туризм является частью познавательного туризма. «Религиозный
туризм – это светское путешествие, которое осуществляется с культурно-познавательными целями и в форме экскурсионных и ознакомительных поездок к объектам религиозного поклонения, историко-культурным и природным объектам, но при этом его участники не совершают обязательных для паломников сакральных ритуалов». В то время как паломничество определяется, как традиционный вид религиозной деятельности – путешествие верующих людей с целью посещения и поклонения святыням, находящихся вне пределов их постоянного места жительства [11].

Отмечается и развитие других видов туризма. Соответственно каждый вид туризма имеет свою специфику, и предъявляет свои требования к градостроительной системе. Выявление связи между направлениями туристической деятельности и градостроительными объектами позволит оценить туристический потенциал территории и определить необходимость строительства новых и развития имеющихся предприятий, учреждений и предприятий, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта. С этой целью, согласно принятой модели, нами были определены группы градостроительных объектов, и установлена их связь с видами туризма, представленная в виде таблицы-матрицы (табл. 1). Следует отметить, что одни объекты – центры притяжения туристов относятся к объектам, формирующим туристическую деятельность, без которых развитие туризма не возможно. Вторая группа объектов – это объекты, обеспечивающие туристическую деятельность, и качество отдыха.

Востребованность градостроительных объектов устанавливалась на основе анкетирования и опроса. Респонденты были представлены двумя группами. Первая – путешествующие, вторая специалисты в области организации туризма. Респондентам, участвовавшим в анкетировании, было предложено проставить баллы, оценивающие востребованность указанных в анкете объектов по следующей шкале. А=О – малозначимый; B=1 – желательный при осуществлении путешествия; 3- необходимый для реализации путешествия. Обработка данных осуществлялась следующим образом. Заполненные анкеты собирались, и производился подсчет средних значений в каждой ячейке матрицы Zi,j. В которой по горизонтале i – это виды туризма, а по вертикале j-  объекты городской инфраструктуры.  Значение вычислялось по формуле:

Zij=Aijaij+Bijbij+Dijdijaij+bij+dij                   (1)

где Aij, Bij, Dij – значения оценок, указанные респондентами в ячейке матрицы (i,j); aij,bij,dij  - сумма значений полученных оценок соответственно.

Результаты обработки данных приведены в таблице 1, в скобках указаны округленные значения.

В матрице выделены основные группы объектов: достопримечательные места; религиозные достопримечательности; природные достопримечательности; спортивные объекты; предприятия общественного питания; объекты проживания туристов; оздоровительные объекты. При этом одни объекты служат «основными» для осуществления данного направления туристической деятельности, а другие «сопутствующими», которые турист может посетить во время поездки с основной целью. Следует отметить, что наличие таких «сопутствующих» объектов формирует позитивный имидж, и положительно сказывается на развитии туризма, служит основанием продлить свою поездку, следовательно, затратить больше средств и времени на пребывание в данной местности.

Анализ предложенной матрицы показывает, что большую значимость имеют объекты проживания туристов (гостиницы) и предприятия общественного питания. Однако без объектов туристического притяжения они практически бесполезны. Размещение гостиниц и объектов общественного питания следует предусматривать в генеральном плане города в увязке с туристическими маршрутами и имеющимися достопримечательными местами и объектами и средствами развлечения. При этом следует учитывать дополнительную нагрузку на улично-дорожную сеть города и общественный транспорт, возрастающую потребность в местах парковки средств индивидуального транспорта и экскурсионных автобусов.

Большое значение имеет развитие средств навигации и безопасности, что может быть реализовано с использованием технологий «умного года», успешно развивающихся в настоящее время [12, 13]. При этом потребность размещения традиционных информационных туристических центров не снижается, они должны быть расположены в местах активной туристической деятельности.

Дальнейшее развитие работы представляется путем разработки туристического каркаса городского/сельского поселения, в котором должно быть определено расположение объектов обеспечения туристической деятельности в соответствии с полученными оценками их значимости для каждого вида туризма. Анализ историко-культурного каркаса в аспекте значимости градостроительных объектов для развития определенного вида туризма позволит определить их положение в планировочной структуре города, а также разработать методику определения вместимости предприятий питания и размещения туристов при разработке генерального плана. При этом важно учесть организационную составляющую индустрии туризма, работу туроператоров по развитию туристических маршрутов.

Выводы. Развитие индустрии туризма требует системного подхода к развитию материальной базы, в частности градостроительных объектов, которые служат центрами притяжения туристов, так и обеспечивают реализацию и качество туристического продукта.

Предложенная матрица, устанавливающая связь между видами туризма и необходимыми градостроительными объектами позволяет оценить существующее положение и определить необходимость (потребность) в градостроительных объектах, направленных на обеспечение туристической деятельности и повышение качества обслуживания. Её развитие представляется в детализации связей видов туризма и объектов обслуживания

Показана необходимость разработки рекомендаций по градостроительному проектированию для региональных и местных нормативов, учитывающих специфические вопросы развития индустрии туризма.

 

 

Таблица 1

Матрица связи градостроительных объектов с видами туризма

Градостроительные

объекты

Виды туризма

Паломничество

Культурно-

познавательный туризм

Деловой туризм

Лечебно-оздоровительный

туризм

Экологический туризм

(экотуризм)

  1. Достопримечательные места

Музеи

0,954 (1)

1,864 (2)

0,364 (0)

0,50 (1)

0,54 (1)

Театры

0,454 (0)

1,727 (2)

0,364 (0)

0,409 (0)

0,09 (0)

Исторические памятники культуры, архитектуры

1,318 (1)

1,909 (2)

0,50 (1)

0,591 (1)

0,727 (1)

Центры прикладного творчества

0,681 (1)

1,454 (1)

0,409 (0)

0,636 (1)

0,455 (0)

Театры

0,45 (0)

1,591 (2)

1,091 (1)

0,50 (1)

0,591 (1)

Выставочные центры

0,954 (1)

1,864 (2)

1,364 (1)

0,50 (1)

0,54 (1)

  1. Религиозные достопримечательности

Монастыри

2,0

1,091 (1)

0,182 (0)

0,409 (0)

0,227 (0)

Церкви

1,927 (2)

1,273 (1)

0,227 (0)

0,50 (1)

0,227 (0)

  1. Природные достопримечательности

Парки и заповедники

0,391 (0)

1,0

0,364 (0)

1,318 (1)

1,773 (2)

Экологические маршруты

0,227 (0)

0,636 (1)

0,045 (0)

1,136 (1)

1,818 (2)

  1. Спортивные объекты

Аквапарки

0,136 (0)

0,727 (1)

0,136 (0)

0,818 (1)

0,364 (0)

Веломаршруты

0,318 (0)

0,864 (1)

0,273 (0)

1,409 (1)

1,50 (2)

Пешие маршруты

1

1,273 (1)

0,364 (0)

1,409 (1)

1,727 (2)

Горнолыжные трассы

0,136 (0)

0,636 (1)

0,182 (0)

1,045 (1)

1,0

Лыжные маршруты

0,091 (0)

0,727 (1)

0,182 (0)

1,227 (1)

1,318 (1)

Водный спорт

0,136 (0)

0,682 (1)

0,182 (0)

1,227 (1)

0,909 (1)

Этнопарк

 

сопутствующий

 

основной

 

  1. Предприятия общественного питания

Кафе

1,591 (2)

1,682 (2)

1,727 (2)

1,318 (1)

1,545 (2)

Рестораны

0,727 (1)

1,455 (1)

1,727 (2)

0,864 (1)

0,636 (1)

Предприятия быстрого питания

1,773 (2)

1,545 (2)

1,182 (1)

0,818 (1)

1,318 (1)

Дискотеки, варьете

0,136 (0)

0,864 (1)

0,455 (0)

0,455 (0)

0,136 (0)

  1. Объекты проживания туристов

Гостиницы

0,955 (1)

1,636 (2)

1,682 (2)

1,50 (2)

1,091 (1)

5 звезд

0,773 (1)

1,273 (1)

1,773 (2)

0,955 (1)

0,591 (1)

4 звезд

0,773 (1)

1,227 (1)

1,409 (1)

1,0

0,636 (1)

3 звезды

1,227 (1)

1,409 (1)

1,136 (1)

1,091 (1)

1,0

Хостел

1,409 (1)

1,636 (2)

0,682 (1)

0,545 (1)

1,045 (1)

Апартаменты

1,682 (2)

1,364 (1)

1,364 (1)

0,909 (1)

0,773 (1)

Кемпинги

0,409 (0)

0,727 (1)

0,182 (0)

0,455 (0)

1,364 (1)

Пансионы

0,727 (1)

0,545 (1)

0,318 (0)

1,409 (1)

0,864 (1)

  1. Оздоровительные объекты

Оздоровительные центры

0,182 (0)

0,182 (0)

0,182 (0)

1,864 (2)

0,636 (1)

Турбазы

0,727 (1)

0,636 (1)

0,227 (0)

1,545 (2)

1,364 (1)

Экофермы

0,318 (0)

0,364 (0)

0,364 (0)

1,818 (2)

0,50 (1)

  1. Системы навигации

Информационные центры

1,409 (1)

1,773 (2)

1,50 (2)

1,409 (1)

1,227 (1)

Системы указателей

1,636 (2)

1,818 (2)

1,409 (1)

1,50 (2)

0,455 (0)

Интернет

1,091 (1)

1,727 (2)

1,818 (2)

1,273 (1)

0,864 (1)

Технологии

«Умный город»

0,364 (0)

1,273 (1)

1,227 (1)

0,636 (1)

0,318 (0)

References

1. Union of small towns [Soyuz malyh gorodov RF] http://smgrf.ru/razrabotka-federalnoj-tselevoj-programmy-razvitiya-prekrashhena/ (accessed 01.12.18). (rus)

2. Strategy for the development of the tourism cluster of the Orel region [Strategiya razvitiya turisticheskogo klastera Orlovskoj oblasti]: URL: http://docs.cntd.ru/document/444912430 (date of circulation 01.12.18). (rus)

3. Strategy of socio-economic development of the Central Federal district for the period up to 2020 [Strategiya social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Central'nogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda]: URL: http://docs.cntd.ru/document/902302272 (date of circulation 01.12.18). (rus)

4. Baylik S.I. Of the Hospitality industry [Gostinichnoe hozyajstvo]. K: VIRA-R, 2002. 252 p. (rus)

5. Federal Law" on the basics of tourist activity in the Russian Federation " №132-FZ of 24.11.1996 [Federal'nyj Zakon «Ob osnovah turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii» №132-FZ ot 24.11.1996] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462 (date of circulation 01.12.18). (rus)

6. Tretyakov K.D., Schcherbina E.V. Model of territorial cluster of the urban identity of the historic city of Veliky Novgorod [Model' territorial'nogo klastera gorodskoj identichnosti istoricheskogo goroda Velikij Novgorod] Ustojchivoe razvitie territorij. Sbornik dokladov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Moskva, 16 maya 2018 g.) Publishing MISI-MGSU, M. 2018. Mode of access: http://mgsu.ru/resources/izdatelskaya-deyatelnost/izdaniya/izdaniya-otkr-dostupa/ pp. 231-235. (rus)

7. Kushnir A.Y., Schcherbina E.V. Formation of a single socio-cultural space [Model' territorial'nogo klastera gorodskoj identichnosti istoricheskogo goroda Velikij Novgorod]. Ustojchivoe razvitie territorij: sbornik dokladov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Moskva, 16 maya 2018 g.) Publishing house of MISI-MGSU, 2018. Mode of access: http://mgsu.ru/resources/izdatelskaya-deyatelnost/izdaniya/izdaniya-otkr-dostupa/ p. 212-215. (rus)

8. Shevchenko E.B. Historical settlements, immovable heritage and urban issues of conservation [Ob istoricheskih poseleniyah, nedvizhimyh ob"ektah naslediya i gradostroitel'nyh problemah ohrany naslediya]. ZAO "Publishing house "ARCHITECT". St. Petersburg, 2018. 367 p. (rus)

9. Afonina M.I., Shcherbina E.V. Spatial-territorial organization of winter sports facilities (Russian experience) [Prostranstvenno-territorial'naya organizaciya ob"ektov zimnih vidov sporta (Rossijskij opyt)]. Biosphere compatibility: people, region, technologies. 2016. No. 2 (14). Pp. 29-37. (rus)

10. Afonina M.I. Winter ethno-cultural sports facilities (tracks) - planning and construction issues [Zimnie ehtnokul'turnye sportivnye ob"ekty (trassy) - planirovochnye i stroitel'nye voprosy]. Ecology of urban areas. 2017. No. 2. Pp. 71-76. (rus)

11. Zhitnev S.Yu. Religious tourism and pilgrimage in the Russian Federation. The current state and prospects [Religioznyj turizm i palomnichestvo v Rossijskoj federacii. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy]. Journal of the Institute of Heritage. 2016. No. 1 (4). Access code: https://cyberleninka.ru/article/v/religioznyy-turizm-i-palomnichestvo-v-rossiyskoy-federatsii-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya. (rus)

12. Schcherbina E. Gorbenkova E. Smart city technologies for sustainable rural development. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 21, Construction. The Formation of Living Environment. 2018. P. 022039.

13. Belal A., Schcherbina E. Smart-technology in city planning of post-war cities. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 21, Construction. The Formation of Living Environment, 2018, P. 022043


Login or Create
* Forgot password?