Moskva, Moscow, Russian Federation
The paper pursues considering types of lessons, as classified in accordance with what Federal State Educational Standard (FSES) of Primary General Education requires in terms of planned learning outcomes. Characterized are advantages, top-targets and ways to arrange educational activities at the lessons of reproduction and exploratory and research types.
classification, type of lesson, reproduction activity, exploratory and research activity, collaboration, interaction, instructional dialogue.
Продолжение. Начало в № 2. — 2014.
РЕПРОДУКТИВНЫЙ ТИП УРОКА
Один из самых распространенных типов урока — репродуктивный, бесконтрольное применение которого создает в начальном образовании большие проблемы.
Информация для размышления
Результаты российских мониторингов, международных исследований (PIRLS, PISA, TIMSS) показывают, что в начальном обучении преобладают методы, ориентированные на заучивание и воспроизведение знаний и умений. В результате этого учащиеся усваивают знания неосознанно — небольшое изменение формулировки вопроса приводит к уменьшению числа детей, правильно выполняющих задание. Из 75% учащихся, успешно справившихся с заданиями, связанными с применением предметных знаний и умений в стандартной ситуации по русскому языку, не более 45–50% могут использовать те же знания при выполнении стандартного, но более сложного задания, а примерно 20% не могут применить свои знания в нестандартной ситуации.
Результаты оценки используемых учителем средств обучения показывают, что 70–80% заданий, которые он предъявляет учащимся, относятся к репродуктивным1.
Следует признать, что с 2009 г. положение дел в начальной школе мало изменилось, хотя вступил в законную силу стандарт второго поколения. Это, прежде всего, связано с тем, что учителя пока не осознали изменения в целях начального образования: для достижения новых целей образования не могут быть использованы старые технологические способы. Проанализируем особенности репродуктивного урока (см. табл.).
Представленная в таблице информация позволяет определить те проблемы, которые возникают при излишнем увлечении учителем репродуктивным типом урока. Прежде всего следует отметить, что у учащихся не формируется на достаточном уровне логическое, теоретическое мышление, отстает развитие речи–рассуждения. Дети привыкают надеяться на формальную (часто краткосрочную) память, поэтому часто прибегают к зубрежке. Это приводит к недостаточно осознанному усвоению материала. В данном случае происходит поверхностное и часто формальное усвоение алгоритма решения учебной задачи, что влечет за собой неустойчивые достижения ученика: «вспомнил — выполнил»; «память подвела — решение неверное».
______________
1 Качество общего образования. Анализ качества подготовки обучающихся по учебным предметам базисного учебного плана общеобразовательных учреждений 2005–2009 гг. — М.: ИСМО РАО, 2010.