Moskva, Moscow, Russian Federation
The article examines the main ideas underlying one of the little-known works of Tolstoy-philosopher and publicist - the treatise "So what do we do?". The author draws parallels with Radishchev, conciders the arguments about good and evil and shows the essence of the answer of Tolstoy to his own sacramental question.
Tolstoy L.N., eternal Russian questions, conscience, good, evil, truth, Radishchev.
Лев Николаевич Толстой – вершина русской классической литературы. К сожалению, сегодня школьники часто не в состоянии прочитать все четыре тома его главного произведения «Война и мир», однако, готовясь к ЕГЭ, они так или иначе слышали о главных героях, «раскрывали их образы» в сочинении по литературе. Романы «Война и мир», «Анна Каренина», в меньшей степени «Воскресение», неоднократно экранизировались в России и за рубежом. И это, без сомнения, серьезный, красивый, ответственный, умный кинематограф. На сценах драматических театров идут спектакли по произведениям Толстого, есть опера «Война и мир», балет «Анна Каренина» и одноименный мюзикл. Любой российский ребенок еще до школы прочитал или слышал сказки и истории Толстого, написанные им для детей.
Наверное, каждый знает хоть немного о Ясной Поляне, о простой трудовой жизни, которую старался вести Лев Николаевич, о его сподвижнице-подвижнице жене Софье Андреевне и о трагическом и загадочном уходе Толстого из дома в ночь на 28 октября 2010 г. по старому стилю.
Чего ж вам боле?
Передо мной тонкая, в пожелтевшем бумажном переплете книжка с портретом гениального старца с пронзительными светлыми глазами врубелевского Пана. Красным цветом заглавие «Так что же нам делать?». Издание «Посредника», 1906 г. Сразу возникают как минимум три соображения.
Первое. Жанр произведения – по определению самого автора – трактат. Восходящее к лат., traktatus – слово «трактат» обозначает «ученое рассуждение о каком-то предмете» (карманный словарь иностранных слов. Сост. Н.Я. Гавкин. Киев,
Второе. Трактат вышел в
И третье. В.И. Ленин писал о вечных вопросах, стоящих перед мыслящими людьми России, – Кто виноват? (автор – Герцен,
Недаром появление отдельных глав, и позже – самой книги, вызвало такой мощный отклик в обществе, в России и за ее пределами.
Что же подвигло Льва Николаевича на создание этого трактата о бедности и богатстве, рабстве и насилии, о деньгах и философии, о женщине и проституции, о городе и рабочих, о детях и стариках? «Статья о переписи загородила дорогу. Мне необходимо сказать все, что я знаю в этом направлении», пишет Толстой своему секретарю и поверенному другу В.Г. Черткову в начале декабря
На самом деле, в
Сравнив себя с хирургом, только приступившим к осмотру раны, Толстой пишет: «Я убедился, что рана…неизлечима…, а единственная надежда излечения есть воздействие на те части, которые кажутся не гнилыми, но которые поражены точно так же». Это обвинение в адрес власти и общества было сформулировано и нацелено очень четко. На общество в целом, но не в привычном для нас ракурсе. Мы воспринимаем общество в силу нашего образования и традиции как некую тотальность, мыслимую раздельно лишь структурно либо функционально. У Толстого же общество – это каждый и все вместе. Однако «вместе» не означает, что можно снять ответственность с себя и радостно потирать руки, спрятавшись за спины других. Отвечать совместно – означает начать с себя. В этом, собственно, и состоит пафос гениального мыслителя и философа-этика. Да, власть виновата, да, законы несправедливы, да, довлеет насилие, рабство, деньги, но вглядись в себя, найди в себе ответы на мучительные вопросы, и всё можно повернуть в правильную сторону.
Благотворительность – увы – не панацея. «Прежде чем делать добро, мне надо самому встать вне зла, в такие условия, в которых можно перестать делать зло. А то вся жизнь моя – зло. Я дам 100 тысяч и все не стану еще в то положение, в котором можно делать добро, потому что у меня еще останутся 500 тысяч. Только когда у меня ничего не будет, я буду в состоянии сделать хоть маленькое добро. Я<...>чувствовал, и чувствую, и не перестану чувствовать себя участником постоянно совершающегося преступления до тех пор, пока у меня будет излишняя пища, а у другого совсем не будет, у меня будут две одежды, а у кого-нибудь не будет ни одной».
Долгий путь размышлений о том «что же нам делать?» привел Льва Николаевича Толстого к выводу, который одних (жену и сыновей) навсегда отвратил от него, других же – побудил бросить прежнюю жизнь и объединиться в сообщества толстовцев, трудящихся на земле и лишенных собственности людей.
Вывод «так жить больше нельзя» был для Толстого очевиден, и он же потребовал от него огромной нравственной и духовной работы.
Читая «Что же нам делать?» я интуитивно торопила мысль, мне хотелось узнать, какой путь предложил великий философ и писатель, властитель дум и нравственный гуру тогдашней молодежи? Какой? Ответ лежал на последних страницах.
«Человек, не говоря уже о вложенной в него любви к ближнему, и разумом, и самой природой своей призван к служению другим людям и общей человеческой цели. Я понял, что это естественный закон человека», – пишет Толстой. Несчастья же людей происходят из рабства, которое имеет три орудия – насилие солдатства, присвоение земли и взыскание денег.
И Толстой предлагает соответственно три ответа, или три пути избавления.
«Первое: не лгать перед самим собой, как бы ни далек был мой путь жизни от того истинного пути, который открывает мне разум.
Второе: отречься от сознания своей правоты, своих преимуществ, особенностей перед другими людьми и признать себя виноватым.
Третье: исполнять тот вечный, несомненный закон человека – трудом всего существа своего, не стыдясь никакого труда, бороться с природою для поддержания жизни своей и других людей».
Почти 110 лет прошло с момента смерти Льва Николаевича. Насколько более справедливым стал мир? Россия за это время пережила три революции и две мировые войны, прошла через испытание коммунистического и рыночного эксперимента. Прямые последователи Льва Николаевича, толстовцы, давно сгинули в трудовых сталинских лагерях. Молодежь XXI в. мало читает и почти ничего не знает о философских идеях Толстого.
И все же велик Толстой был не тогда, когда попытался ответить на свой сакраментальный вопрос, а тогда, когда поставил его, и вслед за другим гениальным мыслителем-гуманистом, Александром Николаевичем Радищевым, осознал, что «душа страданиями человека уязвлена стала».
[1] Л.Н. Толстой высказывал свои идеи в довольно непростой для России исторический период. Подробнее о социально-экономической ситуации в период написания данного произведения см. [3; 4; 5; 7; 8; 9].
1. Tolstoy L.N. Sobranie sochineniy v 22 tomah. M.: Hudozhestvennaya literatura, 1983. - t. 16. - S. 166-399.
2. Tolstoy L.N. Tak chto zhe nam delat'? Izdanie «Posrednika», 1906 g.
3. Gladkov I.S., Zorina I.Yu. Genezis rossiyskoy promyshlennosti//Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. - 2008. - № 34. - S. 81-86.
4. Gladkov I.S., Zorina I.Yu. Razvitie rossiyskoy promyshlennosti v XIX - nachale XX vekov//Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. - 2009. - № 5. - S. 72-76.
5. Gladkov I.S., Piloyan M.G. Istoriya mirovoy ekonomiki: Nauchnoe izdanie - Spravochnik /2-e izdanie. - M.: IE RAN, Prospekt. 2016. - 384 s.
6. Kaschenko T.L., Polozhenceva I.V. Gumanizaciya obrazovaniya v vysshey shkole kak faktor socializacii lichnosti//V sbornike: Teoreticheskie i metodicheskie problemy razvitiya sovremennogo obrazovaniya Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Pechataetsya po resheniyu Uchenogo soveta Instituta social'no-gumanitarnyh tehnologiy, protokol № 6 ot 18 fevralya 2016 goda. - 2016. - S. 339-342.
7. Kaschenko T.L., Polozhenceva I.V., Piloyan M.G. Fenomen istoricheskoy pamyati v XXI v//Zhurnal istoricheskih issledovaniy. - 2019. - T. 4. - № 1. - S. 46-50.
8. Piloyan M.G. Domashnee obrazovanie dvoryanok kak vazhneyshaya sostavlyayuschaya zhenskogo obrazovaniya v Rossii: istoricheskie osobennosti//Zhurnal istoricheskih issledovaniy. -2018. - T. 3. - № 3. - S. 42-48.
9. Piloyan M.G. Zarozhdenie zhenskogo obrazovaniya v Rossiyskoy imperii//Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - 2018. - T. 3. - № 3. - S. 1-7.
10. Piloyan M.G. Formirovanie organizacionnyh principov sistemnogo razvitiya nauki i obrazovaniya v Rossii po ideyam G.V. Leybnica//Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. - 2018. - T. 4. - № 7. - S. 68-75.
11. Polozhenceva I., Kaschenko T. Fenomen istoricheskoy pamyati i aktualizaciya lichnoy istoricheskoy pamyati studentov // Vlast'. - 2014. - № 12. - S. 42-47.