The paper is concerned with how elementary school teachers should use primary sources in their practical work. Different kinds of primary sources are described, techniques of using primary sources in class are shown on the example of the world around us lessons. Substantial educational potential of primary sources for a child’s personal enhancement is accented.
personal enhancement, primary source, kinds of sources, technique for using primary sources in the educational process.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения особое внимание стало уделяться развитию личности ребенка в контексте системно-деятельностного подхода. Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса: освоения знаний по учебным предметам, представленным в основной образовательной программе; во внеурочной деятельности, осуществляемой как школой, так и семьей. Таким образом, личностные результаты обучения формируются в ходе всего образовательного процесса при непосредственном взаимодействии ребенка с родителями и сверстниками, что представляет основную сложность при определении степени их сформированности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Отметим, что исторический источник как средство достижения высоких личностных результатов обучения школьников имеет немалый педагогический потенциал. При изучении исторического материала работа с историческими источниками занимает центральное место. Именно она дает возможность учащимся почувствовать неповторимый колорит эпохи, самим оценить исторические события, увидеть их изнутри, пережить их подобно тому, как переживали их много-много лет назад их участники. Эта работа способствует формированию у младших школьников важных личностных характеристик:
- гражданской идентичности (чувство гордости за свою Родину, приобщение к знаменательным для Отечества историческим событиям; любовь к своему краю, национальная самоидентификация, уважение к культуре и традициям народов России и мира; способность к пониманию и сопереживанию чувствам других людей);
- самооценки (осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех);
- социальной и учебно-познавательной мотивации учебной деятельности (любознательность и интерес к новому содержанию и способам разрешения проблем, приобретению новых знаний и умений).
Английский методист Дж. Никол отмечал, что «документы — это окно, через которое мы можем заглянуть в мышление людей прошлого». Они дают возможность видеть вещи так, как их видели предшественники, и использовать их идеи, мнения, чувства и описание, чтобы создать собственную картину прошлого [2].
1. Vinogradova N.F. Okruzhayushchiy mir. Metodika obucheniya. 3-4 klass [The world around us. Technique training. 3-4 grades]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2013.
2. Nikol Dzh. Remeslo uchitelya istorii [Craft history teacher].Yaroslavl´, 2001.
3. Sokolov A.B., Novikov M.V. Podgotovka studentov k rabote s istoricheskimi istochnikami na uroke: podgotovka uchitelya istorii v usloviyakh modernizatsii vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya [Preparing students to work with historical sources in the classroom: teacher training in the history of the modernization of higher pedagogical education]. Yaroslavl´, 2005.
4. Sokolov A.B., Novikov M.V. Podgotovka uchitelya istorii v usloviyakh modernizatsii vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya [Preparing a history teacher in the modernization of higher pedagogical education]. Yaroslavl´, 2005.
5. Primernaya osnovnaya obrazovatel´naya programma obrazovatel´nogo uchrezhdeniya [Approximate basic educational program of an educational institution]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2010.
6. Studenikin M.T. Metodika prepodavaniya istorii v shkole [Methods of teaching history in schools]. Moscow, VLADOS Publ., 2000.