В статье рассматривается проблема использования в практике учителей российской начальной школы исторических источников. Описаны виды источников, приводится технология работы с ними на примере уроков окружающего мира, подчеркивается значительный педагогический потенциал исторических источников в качестве средства личностного развития ребенка.
личностное развитие, исторический источник, виды источников, технология использования источников в педагогическом процессе.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения особое внимание стало уделяться развитию личности ребенка в контексте системно-деятельностного подхода. Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса: освоения знаний по учебным предметам, представленным в основной образовательной программе; во внеурочной деятельности, осуществляемой как школой, так и семьей. Таким образом, личностные результаты обучения формируются в ходе всего образовательного процесса при непосредственном взаимодействии ребенка с родителями и сверстниками, что представляет основную сложность при определении степени их сформированности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Отметим, что исторический источник как средство достижения высоких личностных результатов обучения школьников имеет немалый педагогический потенциал. При изучении исторического материала работа с историческими источниками занимает центральное место. Именно она дает возможность учащимся почувствовать неповторимый колорит эпохи, самим оценить исторические события, увидеть их изнутри, пережить их подобно тому, как переживали их много-много лет назад их участники. Эта работа способствует формированию у младших школьников важных личностных характеристик:
- гражданской идентичности (чувство гордости за свою Родину, приобщение к знаменательным для Отечества историческим событиям; любовь к своему краю, национальная самоидентификация, уважение к культуре и традициям народов России и мира; способность к пониманию и сопереживанию чувствам других людей);
- самооценки (осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех);
- социальной и учебно-познавательной мотивации учебной деятельности (любознательность и интерес к новому содержанию и способам разрешения проблем, приобретению новых знаний и умений).
Английский методист Дж. Никол отмечал, что «документы — это окно, через которое мы можем заглянуть в мышление людей прошлого». Они дают возможность видеть вещи так, как их видели предшественники, и использовать их идеи, мнения, чувства и описание, чтобы создать собственную картину прошлого [2].
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. 3-4 кл. - М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Никол Дж. Ремесло учителя истории: учеб. пособие. - Ярославль, 2001.
3. Подготовка студентов к работе с историческими источниками на уроке: подготовка учителя истории в условиях модернизации высшего педагогического образования / под ред. А.Б. Соколова, М.В. Новикова. - Ярославль, 2005.
4. Подготовка учителя истории в условиях модернизации высшего педагогического образования / под ред. А.Б. Соколова, М.В. Новикова. - Ярославль, 2005.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. - М.: Просвещение, 2010.
6. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: ВЛАДОС, 2000.