The author reviews capabilities of testing and assessment activity for tracking meta-object teaching outcomes of junior schoolchildren. Special attention is given to pedagogical diagnostics of evaluating the degree of development of learning activities components and specifics of final examination works handling. Means to assess the degree of achieving planned learning outcomes of proficiency of basic educational program of general primary education are characterized.
Federal State Educational Standard of General Primary Education, meta-objectification, general purpose educational activity, assessment.
МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», впервые определил не только предметные, но и метапредметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Принцип метапредметности обозначен как условие достижения высокого качества образования. Он обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, способ формирования теоретического мышления и универсальных видов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка. При таком подходе у учащихся формируется понимание изучаемого предмета как системы знаний о мире, которая выражена в числах и фигурах (математика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д.
Метапредметный принцип обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
1. Asmolov A.G. Kak proektirovat´ universal´nye uchebnye deystviya v nachal´noy shkole: ot deystviya k mysli [How to design a universal learning activities in elementary school: from action to thought]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2008.
2. Izrael S., Bauzerman K., Blok K. Kak opredelit´ kachestvo metapoznaniya? [How to determine the quality of metacognition?]. Biblioteka v shkole [School Library]. 2007, I. 1.
3. Lebedev O.E. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii [Competence Approach in Education]. Shkol´nye tekhnologii [School Technology]. 2004, I. 5.
4. Kompleksnaya otsenka dostizheniya planiruemykh rezul´tatov osvoeniya programmy nachal´nogo obrazovaniya na mezhpredmetnoy osnove [Comprehensive assessment of achievement of planned results of development programs of primary education in interdisciplinary basis]. Standarty vtorogo pokoleniya: otsenka dostizheniya planiruemykh rezul´tatov v nachal´noy shkole [Standards second generation Score achieve planned results in elementary school]. In 2 parts, part 1. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2009.
5. Kuznetsova M.I. Sistema kontrolya i otsenki obrazovatel´nykh dostizheniy mladshikh shkol´nikov v sovremennoy nachal´noy shkole [The monitoring and evaluation of educational achievements of younger schoolboys in the modern elementary school]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2013.
6. Zhurova L.E., Evdokimova A.O., Kochurova E.E. Pedagogicheskaya diagnostika kak effektivnaya forma kontrolya dinamiki stanovleniya universal´nykh uchebnykh deystviy mladshikh shkol´nikov [Pedagogical diagnostics as an effective form of control of the dynamics of formation of universal educational actions of younger schoolboys]. Nachal´noe obrazovanie [Primary Education], 2010, I. 1.